|
6. Количественная обработка данных методика «SCHOOL»Количественная обработка данных полезна для объективации впечатлений, а также для возможности «увидеть» как индивидуальную, так и общую картину сравнительного развития детей как данной выборки, так и в сравнении с другими выборками. Количественная обработка дает реальную возможность использовать нормативы при оценке уровня развития. Представление данных в количественном виде не может быть полным, поэтому при интерпретации необходимо помнить об издержках «балльной» обработки результатов и корректировать их с учетом данных качественного анализа. Ниже представлены способы количественной обработки ряда субтестов методики «SCHOOL», а также их нормативные значения, накопленные эмпирически в течение 9 лет практического применения методики. Разработка количественных критериев опирается на принципы:
Итак, количественная оценка «школьной зрелости» складывается из следующих компонентов: Речевое развитие (умение слушать и слышать, умение обобщать существенное, умение излагать свои мысли и т.п.); Развитие зрительных и зрительно–пространственных представлений (перцептивная зрелость, зрительно–пространственная координация и т.п.); Развитие тонкой моторики. Утомляемость (работоспособность) Особенности эмоционально–личностного развития и мотивационную готовность также возможно частично закодировать, но эти критерии рассматриваются отдельно. Речевое развитие – субтесты «Бусы» по Венгеру, «4–ый лишний»; Перцептивная зрелость и зрительно–пространственные представления – «Рисунок человека», «Зеркало», «Напиши свое имя»; Тонкая моторика (а также инертность нервно–психических процессов, распределение внимания и т.п.) – «Фраза». Диапазон используемых оценок, как правило, от 1 до 5 баллов. Речевое развитие. (+РР) А). «Бусы по Венгеру»: 5 баллов – точное выполнение задания. Допускается незначительное смещение бусин относительно центра. За каждое нарушение инструкции отнимается 1 балл. Зачеркивание «лишних» бусин, «подтирание» – даже при общем верном выполнении задания – отнимается 1 балл. Б). «4–ый лишний»: Количественная оценка состоит из двух слагаемых: первая оценка – уровень речевого развития (критерии приведены выше); вторая оценка – общее количество правильно выбранных «лишних» понятий, максимально – 4 балла. Итого, максимальный балл за выполнение задания «4–ый лишний» – 5 + 4 = 9 баллов. Общее значение речевого развития складывается из результатов обоих субтестов, максимальное значение, т.о., Перцептивная зрелость и зрительно–пространственные представления(+ЗП) Оценка также складывается из результатов выполнения двух субтестов, но дополнительно рассматриваются и некоторые другие пробы. «Перцептивная зрелость» – «Рисунок человека». Из всех изображений по методике «ХпиЯ» выбирается лучшее, интерпретация традиционная, по Йерасеку. «Зрительно–пространственные представления» – «Зеркало». Способ количественного анализа приведен выше. Дополнительно, даже при идеальном выполнении задания, отнимается 1 балл за каждое «зеркальное» изображение букв в пробе «Напиши свое имя», но не более, чем на 2 балла. Максимальная совокупная оценка за перцептивную зрелость: «Тонкая моторика» (+М) Оценка по пробе «Фраза», интерпретируется по Йерасеку. Фраза легко читается, написана не слишком большими буквами – 5 баллов; Буквы очень большие, есть мелкие ошибки, но прочитать фразу можно – 4 балла; Можно разобрать половину фразы – 3 балла; Написано или можно разобрать 2-4 буквы – 2 балла; Написано или можно разобрать не более 1 буквы – 1 балл. Максимальный балл – 5. Утомляемость (–У) Оценивается преимущественно по последней пробе – «Бусы–2». Является количественным критерием с «обратным знаком»: чем утомляемость выше, тем хуже прогноз успеваемости ребенка. Критерии: –1 – ребенок заполняет бусами всю «нитку», только размеры бусин несколько увеличиваются к концу; или качество раскрашивания ухудшается; или уменьшается количество используемых карандашей при раскрашивании; или остается незаполненный бусами конец «нитки» ( не более 1/5); –2 – перечисленные выше признаки встречаются совместно (от 2-х до 3-х признаков); либо ребенок не раскрашивает бусы вовсе, либо размеры бусин гораздо больше (чем в бусах по Венгеру – первая проба) и раскрашены они очень неряшливо, либо остается более 2/3 незаполненной нитки; –3 – бусин очень мало, они не закрашены и нарисованы неряшливо; –4 – ребенок не выполнил задания вовсе. Наличие творческих элементов (разная форма бусин, дополнительные детали), а также явное присутствие и удерживание стратегии (раскрашивание бусин более чем 3-мя цветами повторяющимся узором), наоборот, свидетельствует в пользу большей работоспособности (+1 балл). Суммарная оценка уровня психического развития определяется по формуле: Сумма = РР+ ЗП+ М – У; Где: Сумма – совокупный балл уровня психического развития ребенка. РР –суммарный балл речевого развития; ЗП – суммарный балл развития зрительно–пространственных представлений; М – балл за развитие «тонкой» моторики; –У – балл за утомляемость. Нормативы: РР – 10-11 баллов; ЗП – 8 баллов; М – 3,5 балла; –У – –1 балл; Сумма – 21-22 балла Категория: ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ » Познавательные процессы Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|