|
Ориентировочный тест «школьной зрелости»Ребенку (группе детей) дается лист бумаги, на лицевой стороне которого записываются имя, фамилия ребенка, дата его рождения и оставляется место для выполнения первого задания. Карандаш кладется перед ребенком так, чтобы ему было одинаково удобно взять его правой и левой рукой. Дается инструктаж к выполнению первого задания: «Здесь (каждому показывается где) нарисуй какого-либо дядю. Так, как ты умеешь». Дальнейшее объяснение, помощь или предупреждение по поводу ошибок и недостатков рисунка не допускается. Если какой-нибудь разговорчивый ребенок начнет расспрашивать подробнее, нужно стараться выбрать форму ответа без конкретизации выполнения задания, например, можно ответить: «Рисуй так, как ты умеешь». На вопрос, можно ли нарисовать тетю, необходимо объяснить, что все дети рисуют дядю, так и он(а) пусть рисует дядю. Если же ребенок начал рисовать женскую фигуру, можно разрешить ему ее дорисовать, а затем попросить, чтобы он рядом нарисовал мужскую фигуру. Когда рисунок закончен, детей просят, чтобы они перевернули лист бумаги, на обратной стороне которого заранее написан образец фразы (2-е задание) и дана конфигурация из 10 точек (3-е задание), которые ребенок должен повторить. Второе задание формулируется следующим образом: «Посмотри, здесь что-то написано. Ты еще писать не умеешь, но попробуй это написать. Хорошенько посмотри, как это написано, и рядом напиши то же самое». Если кто-нибудь из детей не рассчитает длину графы и третье слово у него не будет помещаться на строке, нужно подсказать ребенку, что можно написать ниже или выше. Объяснение третьего задания: «Здесь нарисованы точки. Попробуй рядом так же их нарисовать». В этом случае необходимо указать, где можно рисовать, так как у некоторых детей может ослабнуть концентрация внимания. За детьми необходимо все время наблюдать и делать краткие пометки об их поведении. Прежде всего обращают внимание на то, какой рукой будущий школьник пишет, не перекладывает ли во время работы карандаш из одной руки в другую. Необходимо также отметить, не вертится ли ребенок, не падает ли у него карандаш, нужно ли его при работе постоянно хвалить, нет ли у него побуждения обводить образец и др. Оценка результатовКаждое задание оценивается баллом от 1 (наилучшая оценка) до 5 (наихудшая). Ниже приводятся критерии оценки заданий по пятибалльной системе. Образцы выполнения заданий представлены на рисунках. Задание 1. Рисование мужской фигуры. 1 балл — у нарисованной фигуры должны быть голова, туловище, конечности. Голову с туловищем соединяет шея (она не должна быть больше, чем туловище). На голове — волосы (возможна шапка или шляпа), уши, на лице — глаза, нос, рот. Верхние конечности заканчиваются рукой с пятью пальцами. Признаки мужской одежды. Рисунок сделан так называемым синтетическим способом. 2 балла — такое же выполнение всех требований, как и для получения 1 балла, кроме, синтетического способа изображения. Возможны три отсутствующие части тела: шея, волосы, один палец руки, но не должна отсутствовать какая-либо часть лица. 3 балла — у фигуры на рисунке должна быть голова, туловище, конечности, руки и ноги нарисованы двумя линиями. Отсутствуют: уши, волосы, одежда, пальцы на руках, ступни на ногах. 4 балла — примитивный рисунок головы с туловищем. Конечности (достаточно лишь одной пары) изображены одной линией. 5 баллов — отсутствует ясное изображение туловища и конечностей или нет ничего похожего на человеческую фигуру. Задание 2. Имитация написанного текста. 1 балл — имитация, которую можно прочитать. Буквы могут в два раза по величине превосходить те, что на образце (но не больше). Буквы образуют три слова. Предложение отклонено от прямой линии не больше чем на 30°. 2 балла — предложение можно прочитать. Величина букв близкая к образцу. Графическая правильность не обязательна. 3 балла — буквы должны быть разделены на две группы, можно прочесть хотя бы четыре буквы. 4 балла — с образцом схожи хотя бы две буквы. Вся группа имеет еще видимость «письма». 5 баллов — каракули. Задание 3. Срисовывание группы точек. 1 балл — точное воспроизведение образца. Одна точка может выходить за рамки столбика или строки. Уменьшение образца допускается не больше чем в полтора раза. 2 балла — количество и состав точек должны соответствовать образцу. Можно опустить три точки на 0,5 ширины пробела между строчками или столбиками. 3 балла — общее впечатление — похожее на образец. Различия по высоте и ширине не больше чем в два раза по сравнению с образцом. Точек не должно быть больше чем двадцать и меньше чем семь. Возможна некоторые перестановки в расположении точек до 180°. 4 балла — рисунок лишь напоминает образец, но все-таки он сделан из точек. Величина и количество точек не существенны. Другие изображения, например линии, недопустимы. 5 баллов—каракули. Оценка полученных результатов.Анализ работы ребенка по тестовым заданиям дает возможность психологу принять следующее решение. Дети, получившие за выполнение трех заданий данного теста 3—5 баллов, безусловно будут справляться со школьной программой и могут быть зачислены в школу. Если ребенок получает 6—9 баллов, то это означает, что психологу необходимо дать его родителям задание на лето, помочь подобрать специальные упражнения. Если «испытуемый» набрал по тесту 10 и более баллов, то психологу необходимо эти результаты соотнести со своими наблюдениями и впечатлениями о ребенке, которые возникли в процессе бесед и выполнения других заданий. Решение о возможности обучать таких детей в школе с шести лет принимается администрацией только с учетом мнений учителя, врача, родителей. В случае положительного решения психологу необходимо поставить перед родителями четкие задачи по развитию ребенка. Детей с результатами по тесту в 15 баллов рекомендуют для специализированного медико-педагогического обследования. Психологу необходимо проявить максимум такта, внимания, не «приклеивать ярлык» неполноценности к детям с отклонениями в развитии и корректно информировать родителей о результатах обследования и рекомендациях. Категория: ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ » Познавательные процессы Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|