Татьяна Петрова. Проект 'Дошкольный мини-центр 'Созвездие'

Проект Дошкольный мини-центр СозвездиеМинистерство образования и науки РБ Муниципальное образование «Бичурский район» Дошкольное образовательное учреждение – Центр развития ребенка «Подснежник»
Проект «Дошкольный мини-центр «Созвездие»
Составитель: музыкальный руководитель Петрова Т.А.
… «Основная цель работы с одаренными детьми – это содействие их превращению в одаренных взрослых, которые выступают в качестве важнейшего ресурса постоянного развития человеческой цивилизации»… … «Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных социальных задач современного общества. Наличие социального заказа способствует интенсивному росту работ в этой области»… Федеральная целевая программа «Одаренные дети»
Аннотация В проекте представлена возможность решения некоторых актуальных проблем современного дошкольного образования. Вид проекта – практико - ориентированный По содержанию – социально-педагогический. По числу контактов – массовый. По времени – долгосрочный. По характеру контактов – совместная деятельность с социальными институтами: РУО, РИКУиО, РДТ, ДДТ, ДШИ, ДЮСШ, СОШ, ДОУ. Данная работа предлагает разнообразить формы и методы работы с одаренными детьми, не посещающими детский сад, в виде возможности индивидуализации дошкольного образования как одной из вариативных моделей, реализуемых на базе ДОУ. В проекте описана работа дошкольного развивающего мини-центра по работе с музыкально-одаренными детьми, не посещающими детский сад. Реализация проекта возможна в любом типовом ДОУ России. Проект предназначен для широкого круга специалистов, работающих в сфере дошкольного образования, т.к. он вариативен, доступен для работы каждого из них.
Инновация проекта: 1 Дополнение системы традиционных детских садов новой вариативной формой дошкольного образования. 2 Внедрение процесса индивидуализации дошкольного образования в реальную практику работы. 3 Совершенствование системы работы по выявлению, развитию и поддержке одаренных детей дошкольного возраста на основе преемственности с другими социальными институтами. 4 Привлечение внебюджетных средств для развития ДОУ.
Ключевые слова: Одаренные дети, вариативная форма дошкольного образования, индивидуализация образования, дошкольный развивающий мини-центр (далее – ДМ-Ц), институциональная среда.
Введение В обществе назрела проблема в формировании свободной личности, способной самостоятельно решать возникающие проблемы, готовой к самореализации и творчеству. Все эти качества присущи одаренным детям. Одаренные дети – ценная, но хрупкая часть нашего общества, один из важнейших его ресурсов. Они уникальны, отличаются от других детей, но среди них нет ни одного похожего ребенка – у каждого свой набор способностей, свой темп развития. Именно для них особую важность приобретает индивидуальный подход в образовании, общении и просто повседневной жизни. Современная тенденция к индивидуализации образования и воспитанию свободной творческой личности, к максимальному учету возрастных и индивидуальных особенностей ребенка получает все большее распространение в обществе. Но, несмотря на большое количество публикаций, вопрос этот весьма скудно раскрыт: больше декларативных лозунгов о необходимости персонифицированного подхода к детям и совсем мало сущности этого принципа, и уж тем более технологий осуществления индивидуального подхода, условий, методов, приемов. Обе проблемы- развития одаренности и индивидуализации образования детей дошкольного возраста решались коллективом ДОУ «Подснежник» в ходе работы в режиме экспериментальной площадки с 2007 по 2010 год. Был наработан инновационный методический и практический материал, который опубликован в сборнике «Развитие творческих способностей детей в условиях ДОУ» и распространен на территории республики. (приложение 2) Инновационная деятельность позволяет ДОУ, как педагогической системе, перейти на другую , более качественную ступень развития при распространении новшеств. Ведь реформирование дошкольного образования с целью более полного удовлетворения запросов родителей и интересов детей предъявляет новые требования к ДОУ. Данный проект предлагает использовать одну из вариативных форм дошкольного образования – развивающий мини-центр на базе ЦРР – ДОУ «Подснежник» для индивидуализации образования музыкально-одаренных дошкольников. Почему именно на базе ДОУ? 1.Детский сад обладает практически готовым ресурсным обеспечением (кадровым, материально-техническим, методически-информационными и др.) 2.Введение ФГТ требует от педагогов профессиональной компетентности (а не просто владения частными методиками), благодаря которой педагоги смогут организовать образовательный процесс в соответствии с новыми требованиями, установить продуктивное взаимодействие родителями и с представителями имеющихся социальных институтов. 3. Педагогический процесс ДМ-Ц будет строиться на научно-обоснованном, апробированном, внедренным и обобщенном опыте работы (данный проект будет реализовываться на основе проекта «Модель развития музыкальной одаренности ребенка-дошкольника в едином образовательном пространстве ДОУ -семья- социум», который является результатом опыта работы педагога в режиме муниципальной экспериментальной площадки «Развитие творческих способностей детей на основе индивидуализации образовательного процесса») (приложение 3) 4. Необходимо полифункционально использовать все имеющиеся в нашем распоряжении ресурсы. Ведь прекрасно оборудованный музыкальный зал, соответствующий всем требованиям для работы с детьми дошкольного возраста, пустует с 12 до16 часов. Поэтому возможно эффективно использовать это время для работы ДМЦ, как вариативной формы дошкольного образования. (приложение 4) 5. В связи с переходом ДОУ в статус бюджетных образовательных учреждений появится возможность предоставления платных образовательных услуг. Использование такой модели в работе ДОУ, будет способствовать поступлению внебюджетных средств на развитие детского сада и повышения заработной платы педагогов. 6. ДМ-Ц отличается тем, что компактен, содержание не требует больших затрат, что он более гибко реагирует на быстро меняющиеся запросы населения, предоставляет родителям право выбора в разнообразии услуг. Именно такая модель подходит как для работы с одаренными детьми, так и для осуществления индивидуализации дошкольного образования. И как во всем мире имеет наибольшие перспективы для повышения качества образовательных услуг и общедоступности образования на дошкольной ступени.
Цель: Помочь одаренному ребенку выработать наиболее эффективную стратегию индивидуального роста, опираясь на развитие его творческих способностей, через создание ДМ-Ц, как вариативной формы дошкольного образования.
Задачи: 1.Совершенствование системы сопровождения одаренных детей, их специальной поддержки. 2. Отбор среди различных моделей образования той, которая способствует развитию развитию самостоятельности, инициативности , творчества. 3. Расширение возможности для участия способных и одаренных детей в конкурсах и в конкурсах и досуговых мероприятиях различных уровней. 4. Формирование у одаренного ребенка мотивации к самосовершенствова нию.
Планируемые результаты: 1. Будет создана вариативная форма дошкольного образования на базе ЦРР – мини-центр развития творческих способностей одаренного ребенка дошкольного возраста на основе индивидуализации образования (для детей ,не посещающих детский сад). 2. Будет усовершенствована система работы по успешному развитию и поддержке одаренных детей, по мере становления их личности, за счет обеспечения преемственности в работе ДМ-Ц с другими социальными институтами. 3. Ребенок - выпускник ДМ-Ц будет обладать такими качествами личности, как: Самостоятельность Инициативность Яркая индивидуальность Эмоциональная отзывчивость
Критерии результативности проекта: 1 Увеличение % охвата детей дошкольным образованием (или количества детей, посещающих ДОУ) 2 Дополнение системы традиционных детских садов новой вариативной формой дошкольного образования. 3 Диагностика удовлетворенности родителей, как заказчиков образовательной услуги. 4 Диагностика удовлетворенности одаренных детей своей деятельностью и увеличение числа таких детей. 5Увеличение количества детей – участников и победителей различных конкурсов на уровне ДОУ , села, района. 6 Создание базы данных творческого роста музыкально-одаренных детей дошкольного возраста села. 7 Увеличение внебюджетных средств, поступающих на счет ДОУ. 8 Увеличение дополнительной заработной платы (стимулирующей части или премиальных выплат) педагогам, работающим в ДМ-Ц. 9 Составление аналитических материалов для внутреннего и внешнего пользования
Способы ,подтверждающие результативность реализации проекта.: -протоколы результатов тестирования -мастер-классы, открытые мероприятия, педагогические мастерские, концерты и др. -оценка презентации портфолио ДМ-Ц -оценка презентации портфолио выпускников ДМ-Ц -награды ,полученные выпускниками ДМ-Ц на конкурсах различных уровней.
Показатели качества дошкольного образования в ДМ-Ц: 1)Высокий уровень психологического комфорта ребенка. 2)Яркая выраженность индивидуальность способностей детей 3)Положительная динамика личностного роста дошкольника.
Система модулей Проект состоит из системы модулей, позволяющих выстроить целостную программу создания, функционирования, анализа деятельности и обобщения опыта работы ДМ-Ц. Предложенные модули могут быть дополнены, изменены в зависимости от социальных заказов родителей, возможностей ДОУ (приложение 6 ).
Модуль «Создание»:
Создание творческой группы по реализации проекта.
Проведение внешней и внутренней экспертизы.
Сетевое взаимодействие с ДМ-Ц РБ и РФ.
Подготовка нормативно-правовой базы.(приложение 7)
Разработка финансового обеспечения проекта
Разработка маркетинговой и PR-службы
Прогнозирование предполагаемых результатов.
Продумывание рисков и компенсационных механизмов
Распределение обязанностей по руководству, осуществлению и контролю за деятельностью ДМ-Ц.
Построение модели образовательного процесса.(приложение 8)
Разработка комплекта примерных организационно-методических материалов.
Разработка примерного перечня материального оснащения образовательного процесса.(приложение 9)
Комплектация состава ДМ-Ц (взрослого, детского).
Модуль «Деятельность»: (приложение10, 11)
Организация образовательной деятельности с детьми.
Организация работы с родителями.
Социальное партнерство с институализированной средой.
Модуль «Анализ»:
Мониторинг результатов уровня развития детей.
Анализ диагностики удовлетворенности родителей в реализации образовательной услуги.
Изучение разработанных творческой группой материалов.
Анализ цифровой отчетности.
Анализ полученных результатов и соотнесение их с целями и задачами проекта.
Модуль «Обобщение»: 

Создание методических рекомендаций по работе каждого модуля.

 Публикация научно-методических разработок по внедрению результатов реализации проекта в массовую практику.

 Планирование перспективы развития проекта.
Перспектива развития проекта. В связи с переходом ДОУ «Подснежник» в статус бюджетного общеобразовательного учреждения, проект имеет значительные перспективы дальнейшего развития. Они заключаются в расширении спектра разнообразных образовательных услуг населению. На базе ДМ-Ц «Созвездие» могут быть представлены следующие платные услуги:

 группа кратковременного пребывания детей дошкольного возраста : с ограниченными возможностями ( детей-инвалидов, логопатов); детей, для которых русский язык не является родным.

 Группа кратковременного пребывания для детей из малообеспеченных семей (низкозатратная модель группы для тех , кто не может оплатить полный день пребывания в ДОУ).

 Группа кратковременного пребывания детей дошкольного возраста в вечернее время. Цель данных групп – музыкально-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста.

 Группа кратковременного пребывания детей дошкольного возраста в выходные дни. Цель – организация культурно-досуговой деятельности детей дошкольного возраста.

 Группа кратковременного пребывания детей дошкольного возраста-подготовительный класс ДШИ. Цель – знакомство с нотной грамотой, подготовка к обучению игре на музыкальном инструменте. Создание ДМ-Ц существенно дополнит систему традиционных детских садов, преобразует дошкольную систему региона, закрывая существующие в ней проблемы и повышая статус и качество дошкольного образования в социокультурном пространстве района.
Литература: 1. Конвенция о правах ребенка (20.11.89) 2. Закон «Об образовании РФ» 3. Федеральная программа «Дети России» (18.08.94) 4. Федеральная целевая программа «Одаренные дети» 5. «Рабочая концепция одаренности», Богоявленская, 2003 6. Р. Стеркина «О рекомендации по организации работы ДОУ», журнал «Дошкольное воспитание», 1-98 7. С. Мартынов «Хочу, чтобы мой ребенок был вундеркиндом», журнал «Дошкольное воспитание», 8-94 8. Е. Белова «Одаренные дети», журнал «Дошкольное воспитание», 4-91 9. Г. Бурлянская «Одаренные дети», М. 91 10. Н. Лейтес «Легко ли быть одаренным», «Судьба вундеркиндов», журнал «Семья и школа», 6,12 – 90, «Возрастная одаренность и индивидуальные различия» М. 97 11. Ю. Гильбух «Внимание: одаренные дети» М. 91 12. О. Дьяченко «Одаренный ребенок» М. 97 13. Бабаев, Лейтес «Психология одаренности детей и подростков» М. 2000 14. Е. Белова «Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать» М. 1998 15. А. Савенков «Одаренные дети в детском саду и школе», «Детская одаренность: развитие средствами искусства» М. 2000 16. К. Тарасова «Онтогенез музыкальных способностей», «Диагностика музыкальной одаренности детей дошкольного возраста» М. 1998 17. Б. Теплов «Проблема индивидуальных различий», «Психология музыкальных способностей» М. 1961 18. www.int-edu.ru, www.standart.edu.ru, www.prosv.ru, www.do.isiorao.ru, www.centr-bo.ru, www.menobr.ru, www.dovosp.ru

Просмотров: 515
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Дементьева Евгения Алексеевна. Образовательная программа дошкольного образования как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста
  • Рычагова Елена Сергеевна. Нестандартный стандарт дошкольного образования: Дошкольник как субъект образовательного процесса (проблема индивидуализации образования)
  • Ишкина Гузель Мансафовна. Создание условий для развития дополнительного образования у детей дошкольного возраста через сенсорное воспитание
  • Тарасова Екатерина Петровна. Рабочая программа дополнительного образования для детей среднего дошкольного образования. Кружок «Капитошка» для среднего дошкольного возраста.
  • Бражникова Алла Валериевна. Пластилинография, как средство развития творческих способностей детей с ОВЗ в системе дошкольного образования в современных условиях.
  • Валитова Мария Викторовна. Филумика, как средство развития творческих способностей детей в системе дошкольного образования в современных условиях.
  • Нефедова Ольга Вячеславовна. Анализ работы по реализации программы развития школы «Преемственность» на уровне дошкольного и начального общего образования по программе этикет.
  • Порубова Наталья Михайловна. «Формирование этнокультурных компетенций детей старшего дошкольного возраста посредством дополнительного образования в условиях реализации ФГОС» (из опыта работы)
  • Вечканова Татьяна Васильевна. «Развитие творческих способностей у детей через ознакомление с профессиональной деятельностью детей старшего дошкольного возраста» (из опыта работы)
  • Шабалина Нина Александровна. Инновационная практика выявления, сопровождения и развития способностей одаренных детей дошкольного возраста
  • Козлова Евгения Викторовна. Подготовка детей к обучению в школе с учетом требований ФГОС дошкольного образования и начального общего образования
  • Авдиенко Любовь Борисовна. «Организация работы по правовому воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста в учреждении дополнительного образования»
  • Алтухова Валентина Николаевна. Перспективы и проблемы развития дошкольного образования в современной России.
  • Тудвасева Татьяна Ивановна. Программа дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста на 2015 – 2016 уч. г «Здоровым быть — здорово!»
  • Мердяева Марина Юрьевна. Развитие творческой личности в условиях реализации ФГОС дошкольного образования
  • Соболева Ирина Викторовна. «Организация преемственности в профессиональной ориентации ребенка на этапах дошкольного и начального общего образования на основе создания в ДОУ психолого-педагогических условий развития ранних представлений о мире профессий у
  • Торлопова Татьяна Андреевна. Использование различных приемов работы со сказкой для развития речи детей дошкольного возраста.
  • Дорогавцев Андрей Владимирович. Анализ механизмов реализации модели формирования сети образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования с учетом демографического прогноза в Самарской области
  • Медведева Юлия Игоревна. Теоретический анализ возможности получения дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья, проблема подготовки к обучению в школе.
  • Зеленова Елена Павловна. Опыт работы по реализации проекта по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Вторая жизнь упаковки»
  • Сурина Ирина Геннадьевна. Программа дополнительного образования детей дошкольного возраста «На родимой сторонке»
  • Мравян Оксана Юрьевна. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Взаимодействие с родителями ДОУ как одно из условий повышения качества дошкольного образования»
  • Теселкина Екатерина Сергеевна. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования детей раннего дошкольного возраста 1 младшей группы по экологии «Природа и малыши»
  • Францева Мария Александровна. Программа дополнительного образования по обучению детей дошкольного возраста (5 -7 лет) элементам квиллинга «Волшебный завиток»
  • Гаранина Елена Анатольевна. Методическая разработка «Модель образовательной деятельности по реализации образовательной области «Речевое развитие» образовательной программы дошкольного образования»
  • Шамова Александра. Создание условий в группе для повышения качества познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста
  • Злобина Валентина Васильевна. «Встреча с Санкт-Петербургом» как форма краеведческого образования детей старшего дошкольного возраста.
  • Мищенко И. В. Развитие эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста в совместной музыкально-творческой деятельности для успешной социализации и индивидуализации личностных качеств.
  • Кожевникова Наталья Николаевна. Рабочая программа дополнительного образования по развитию творческих способностей детей 'АКВАРЕЛЬКА'.
  • Кашкарёва Татьяна Павловна. СОЗДАНИЕ СОВРЕМЕННОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ КАК ОДНО ИЗ ГЛАВНЫХ УСЛОВИЙ КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь