Проект "Играем всей семьёй"
Возраст детей 3-4 года (детско-взрослый, краткосрочный)
Составила: Воспитатель первой категории Петрушенко Елена Юрьевна
Участники проекта: Дети младшей группы
Исполнители: Педагоги, родители, дети МБДОУ «ДСКВ № 102» г. Братск
«Какой ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет». А.С. Макаренко
Тип проекта: творческий
По характеру участия ребенка: ребенок – участник от начала проекта до получения результата
По характеру контактов: в контакте с семьей.
По количеству участников: коллективный.
По продолжительности: краткосрочный.
Срок реализации проекта: 5 дней
Постановка проблемы: дети плохо справлялись с простейшими логическими задачами, не могут выделить признаки предметов, объяснить сходства и различия объектов, вызывает трудность ориентировки в пространстве, не умение комментировать свои действия; недостаточность знаний детей, родителей об играх с блоками Дьенеша.
Скачать проект
Актуальность: современные требования к развивающему обучению в период дошкольного детства диктуют необходимость создания новых форм игровой деятельности, при которой сохранялись бы и синтезировались элементы познавательного, учебного и игрового общения. Геометрические блоки Дьенеша – познавательный материал, который в полной мере отвечает этим требованиям. Блоки Дьенеша помогают ребенку овладеть мыслительными операциями и действиями, важные как в плане предматематической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития. К таким действиям относятся – выявление свойств, их абстрагирование, сравнение, обобщение, группировка, кодирование свойств, логические операции с использованием отрицания «не». В упражнениях с блоками Дьенеша дети развивают цветовосприятие и остроту зрения, формируют представления о сенсорных эталонах, совершенствуют пространственную ориентировку. Развитие мышления для ребенка происходит в интересной для него ситуации – при решении задач игрового характера, в подвижной деятельности, что помогает чередовать умственную нагрузку с двигательной. Подбор игр и упражнений дает возможность организовать занятие с учетом индивидуальных способностей детей. Даже в одной игре – задания можно варьировать – кто-то из детей оперирует одним свойством, другой уже осилит упражнение, где нужно о Цель: развитие у детей интеллектуальных особенностей, логико – математического мышления.
Игровая мотивация: в группу приходит почтальон и приносит посылку (в посылке красивая, яркая коробочка с фигурами).
Задачи для:
Воспитателей
- Развивать нестандартное мышление и познавательные способности дошкольников, формировать у них элементарные математические представления.
- Познакомить с основными сенсорными эталонами.
- Формировать приемы тождества и различия предметов по одному или нескольким признакам.
- Способствовать выявлению и абстрагированию свойств предметов (цвета, формы, размера, толщины)
- Развивать мыслительные операции: умение сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать.
- Развивать познавательные процессы восприятия, памяти, внимания, воображении
- Воспитывать познавательный интерес.
Родителей
- Познакомить родителей со структурой игр с логическими блоками Дьенеша, её обучающими задачами.
Детей
- Продолжать знакомство с геометрическими фигурами, формой, размером, толщиной.
- Развивать мыслительные умения: сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать.
- Развивать познавательные процессы восприятия, памяти, внимания, воображения.
- Развивать творческие способности.
Описание проекта
Предварительная работа
- Подбор игр по логическим блокам Дьенеша
- Беседы с родителями о том умеют ли дети играть с блоками Дьенеша.
День первый
Погружение в игровую ситуацию.
В группу приходит почтальон и приносит посылку (в посылке красивая, яркая коробочка с фигурами).
На кругу
Воспитатель:
- Ребята, кто – нибудь знает, что находиться в этой коробочке? Давайте откроем и посмотрим, что же там лежит. Воспитатель вместе с детьми открывает коробку и видят, что в ней лежат разные геометрические фигуры.
- Ребята, а вы умеете играть этими фигурами? Что можно из этих фигур построить? Воспитатель вместе с детьми рассматривает фигуры и выясняет, что фигуры разного цвета, формы, величины и толщины.
Поэтапное решение проблемы
В посылке воспитатель находит карточки для игры «Большой – маленький». Воспитатель предлагает детям внимательно рассмотреть карточки найти и назвать сначала большие предметы, а затем маленькие.
Раздается стук в дверь. В гости к детям приходят две куклы. Одна кукла большая, другая – маленькая. Куклы просят детей о помощи. Они говорят детям, что очень любят играть этими фигурами. Но налетел сильный ветер и все фигуры перемешал.
Решение проблемной ситуации
Они просят детей о помощи. Предлагают поиграть в игру «Раздели фигуры», но с одним условием. Большая кукла любит играть с большими фигурами, маленькая кукла – с маленькими фигурами.
День второй
Введение в проблему
- Ребята, внимательно посмотрите на человечков (вырезанные из картона – синий, красный, желтый; прикрепленные на магнитной доске). Цветные человечки очень любят отгадывать загадки. А вы ребята любите отгадывать загадки? Тогда слушайте внимательно, какие загадки приготовили для вас цветные человечки (загадывание загадок о цвете – синем, желтом, красном с показом каротинок)
Решение проблемной ситуации
У каждого человечка есть свой домик (три домика с разными крышами – синей, желтой, красной). Цветные человечки забыли в каких домиках они живут. Давайте поможем им и расселим их по своим домикам (проводится игра «Засели домики» по цвету).
- Ребята, посмотрите у меня на столе лежат картинки с игрушками. Они все перемешались. Давайте поможем цветным человечкам и поможем разделить им игрушки.
-Как вы думаете, какими игрушками будет играть красный человечек (красными игрушками).
- Синий человечек (синими игрушками), а желтый человечек будет играть желтыми игрушками.
День третий
На кругу
В гости к детям приходит кукла Незнайки и плачет.
Воспитатель:
- Незнайка, почему ты плачешь? Садись на стульчик, успокаивайся и расскажи нам с ребятами, что у тебя случилось.
Незнайка:
- Мы с Буратино играли вот этими фигурками, и загадывали друг другу загадки, а потом их отгадывали.
- А хотите, я вам загадаю загадку? Найдите мне вот такую фигуру (показывает красную фигуру. Дети находят любую фигуру, но красного цвета и т.д.).
Введение в проблему
- А потом Буратино загадал мне вот такую загадку. Он попросил меня найти большую красную фигуру, а я не сумел ее найти (плачет).
Решение проблемы
- Ребята, давайте поможем Незнайке и научим его отгадывать такие загадки.
- Представьте, что мы пришли с вами в сад собирать урожай яблок. Яблоки мы с вами будем собирать в корзинки. Я буду вам говорить какое яблоко сорвать и в какую корзинку положить. Слушайте меня внимательно все ребята, и ты Незнайка слушай и учись.
- Принесите мне большое красное яблоко (и т.д.)
- Принесите мне маленькое желтое яблоко (и т. д.)
- Принесите мне синее маленькое яблоко (и. т. д.)
- А чтоб ты лучше все это запомнил, мы тебе подарим игры. Они тебе помогут разобраться, где большие и где маленькие предметы, где синие, а где красные.
Незнайка:
- Спасибо вам ребята за помощь. Я обязательно научусь различать фигуры от больших и маленьких, и по цветам.
День четвертый
Введение в проблему
Дети заходят в группу и находят вырезанные из белой бумаги геометрические фигуры с веселыми, смешными рожицами.
Воспитатель:
- Ребята, это кто здесь у нас в группе так намусорил? Давайте сейчас с вами все уберем. В процессе уборки воспитатель подводит детей к тому, что некоторые фигуры похожи друг на друга.
На кругу
- Ребята, посмотрите фигуры похожи друг на друга. Давайте сейчас мы с вами разложим их по кучкам (дети раскладывают одинаковые фигуры по кучкам).
- Посмотрите, у нас с вами получилось четыре кучки с одинаковыми фигурами. Давайте мы сейчас с вами поиграем в игру «На что похожа геометрическая фигура». Давайте посмотрим на группу и найдем на, что же похож круг (часы, тарелку, мячик) и т. д. После того как, воспитатель вместе с детьми рассмотрели фигуры, выяснили, что у них общего, а чем они отличаются, воспитатель предлагает отгадать загадки о геометрических фигурах (либо просмотр презентации «Угадай фигуру» _
Решение проблемной ситуации
- А сейчас давайте мы с вами поиграем в игру «Чудесный мешочек». Ваша задача на ощупь достать из мешочка только треугольники — разложить их в ряд и сравнить по цвету, размеру (такое задание проделать с каждой геометрической фигурой.
Предложить детям счетные палочки и выложить знакомые геометрические фигуры.
День пятый
Введение в проблему
Дети в группе находят двух кукол, они одинаково одеты, одинакового цвета волосы, но разные по толщине. Одна кукла толстая, другая – тонкая.
На кругу
Воспитатель:
- Интересно, кто их сюда принес? Ой, ребята, смотрите у них письмо, давайте почитаем.
«Здравствуйте ребята. Нас зовут Оля и Юля. Я Юля – которая тонкая, а я Оля которая толстая. Нам на день рождение подарили удочки. Мы отправились на рыбалку, а с нами увязался наш кот Васька. Так вот наловили мы много рыбы. Я Юля ловила только тонкую рыбку, и складывал в красное ведерко, а Оля ловила только толстую рыбку и складывала в желтое ведерко. Но наш кот Васька оказался проказником, он взял и всю нашу рыбу перепутал и сложил ее в синее ведерко. Помогите нам, пожалуйста, разделите нашу рыбку».
- Ну, что ребята придется помочь разделить рыбку (блоки) и положить в правильные ведерки. Берите удочки и начинайте ловить рыбку, но не забывайте о том, что Юле надо только тонкую рыбку и класть ее в красное ведерко. А Оле только толстую и класть ее в желтое ведерко. Дети ловят рыбу и сравнивают ее с рыбой пойманной воспитателем.
Предполагаемые результаты для
Детей:
- Освоение основных геометрических фигур, форм, цвета, размера предметов, операцию сравнения.
- Закрепить умение группировать предметы по одному, двум, трем свойствам.
- Выполнять игровые действия с простыми схемами, символами.
- Развивать интерес к играм с блоками Дьенеша.
Родителей:
- Повысить уровень заинтересованности родителей в использовании развивающихся игр с логическими блоками Дьенеша дома.
- Родители познакомились со структурой логических блоков, её обучающими задачами, способами подачи детям.
- Родители были заинтересованы темой и получили новую и полезную информацию, успешно опробованную на своих детях.
- Развивать умение придумывать и составлять самостоятельно новые упражнения, игр с логическими блоками.
Воспитателей:
- Повысился интерес и желание дальше продолжать работу по этой теме.
Список используемой литературы
- Панова Е.Н. дидактические игры – занятия в ДОУ. Выпуск 1 по младшему и старшему возрастам. практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. — Воронеж: ЧП Лакоценин С. С., 2007. – 79с.
- Михайлова З. А. Логика и математика для дошкольников З. А. Михайлова. – СПб. Издательский дом “Литера”, 2000. – 97с.
- Носова Е. А. Логика и математика для дошкольников методическое издание /Р. Л. Непомнящая, Е. А. Носова. – СПб. Акцидент, 2000. – 121с.
- Столяр А. А. Давайте поиграем [Текст]/А. А. Столяр. – М. Просвещение, 1996. – 145с.
|