Руководитель: Волохова Елена Николаевна, воспитатель коррекционной группы, 1 квалификационная категория.
Пояснительная записка. Направленность программы: социально-педагогическая. Актуальность.
Проблема развития речи и творческих способностей является одной из самых важных, сложных и всегда актуальных. Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов. Ведь дошкольный возраст – это самый благоприятный период для выявления и развития потенциальных задатков у детей, заложенных природой.
Скачать программу
Бумага – доступный для ребенка и универсальный материал – широко применяется не только в рисовании, аппликации, но и в художественном конструировании. Особенно привлекает дошкольников возможность самим создавать такие поделки из бумаги, которые затем будут использованы в играх, инсценировках, оформлении группы к праздникам, подарены на день рождения или к празднику своим родителям, воспитателям, друзьям.
Программа опирается на возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста, особенности их восприятия цвета, форы, объема, отталкиваясь от интересов к возможностям каждого ребенка, реализации его, себя как творческой личности.
В основе данной программы лежат нетрадиционные техники изодеятельности: бумагопластика, квиллинг, бумагокручение и другие.
Отличительные особенности программы.
Программа адресована для детей с речевыми нарушениями. Использованием нетрадиционных техник, которые раскрывают творческие способности.
Адресат программы.
Возраст: 5-7 лет.
Уровень развития: средний уровень развития.
Круг интересов: детей объединяет любовь к искусству, желание выразить свои чувства через художественную деятельность.
Формы организации образовательного процесса: групповые.
Вид занятия: мастерская.
Срок освоения: 2017-2018г. г. (1 год)
Режим занятий: занятия проводятся во второй половине дня в среду (занятия в мастерской) один раз в неделю.
Цель: способствовать развитию творческой активности у воспитанников.
Задачи:
Развитие мелкой моторики руки ребенка.
Формирование навыков изобразительной деятельности.
Воспитание художественно-эстетического вкуса к искусству.
Принципы реализации программы:
- Наглядность: предполагает использование различных схем, карт, образцов.
- Последовательность: изучение познавательного материала последовательно (от простого к сложному).
- Заинтересованность: изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным, это формирует желание у детей выполнять предполагаемую работу.
- Перспективно-тематическое планирование: предполагает подачу изучаемого материала по блокам.
- Личностно-ориентированный подход: предполагает соучастие и взаимодействие педагога с детьми.
Методы: наглядные, словесные, метод стимулирования, игровой.
Приемы: вхождение в картину, экспериментирование, сравнение.
Материалы: бумага (писчая, цветная, папиросная, гофрированная, самоклеющая, оберточная, обои); цветной картон (однослойный и многослойный картон, гофрокартон, текстурированный картон); фломастеры, маркеры, карандаши, вата, пух, перья, зубочистки, ватные палочки, нитки, швейная фурнитура, краски: гуашь, акварель, бросовый материал (китайские палочки, цилиндры от туалетной бумаги), цветные иллюстрации, салфетки.
Инструменты для работы: ножницы, фигурные ножницы, резак для бумаги, степлер, линейка, клей.
Планируемые результаты.
Социально-педагогическое направление.
- Разовьются творческие, художественные способности, эстетический вкус и коммуникативные навыки.
- Подготовится рука к письму.
- Будут замечать и чувствовать красоту в окружающем мире, любоваться ею.
- Смогут делать коллективные композиции;
- Аккуратно работать с ножницами, резаком для бумаги, дыроколами, чернильными подушечками, клеем.
- Создавать выразительные художественные образы в творческих работах.
- Будут развиты разнообразные техники художественного творчества.
- Научаться навыкам взаимодействия.
Оценочные материалы:
Для определения художественно – творческого развития используется адаптированная методика Н.В. Шайдуровой, которая разработала критерии и показатели уровня художественно – творческого развития.
Критерии оценки и показатели уровня художественного – творческого развития детей старшего дошкольного возраста.
Условия реализации программы.
- ИЗО — студия.
- Материалы для продуктивной деятельности.
- Инструменты для работы.
- Магнитофон.
- Репродукции картин, иллюстративный материал по видам искусства.
Формы контроля:
- изготовление альбома фотографий детских работ
- проведение выставок детских работ
- использование детских работ в оформлении детского сада.
Основываясь на критериях, были выделены три уровня развития умений и навыков: высокий, средний, низкий.
Высокий уровень (18 – 15 баллов): в выполнении заданий проявляет самостоятельность и творчество; высокое качество выполненной работы.
Средний уровень (14 — 10 баллов) характеризуется: ребенок испытывает трудности в создании рисунков по теме; с помощью воспитателя составляет рисунки в определенной последовательности и по образцу; мало проявляет самостоятельность и творчество в выполнении заданий; удовлетворительное качество выполненной работы.
Низкий уровень (9 — 6 баллов): ребенок с помощью воспитателя затрудняется в создании изображения предметов; непоследовательно выполняет работу в определенной последовательности и по образцу; не проявляет самостоятельность и творчество при выполнении заданий; низкое качество выполненной работы.
Методические материалы.
- «Волшебный пластилин» О.А. Морозова
- «Городецкая роспись» Ю.Г. Дорожин
- «Филимоновские свистульки» Ю.Г. Дорожин
- «Цветочные узоры Полхов-Майдана» Ю.Г. Дорожин
- «Первые уроки дизайна» Ю.Г. Дорожин
- «Секреты бумажного листа» Н.Р. Макарова
Дидактические игры:
Цвет:
- «Подбери цвет»
- «Волшебные краски»
- «Если бы я был художник»
- «Найди друзей»
- «Кто какого цвета»
- «Радуга»
- «Подбери краски для художника»
- «Найди свой цвет»
- «Теплый холодный»
Форма:
- «Что получилось»
- «Сложи такой же предмет»
- «Дострой дом»
- «Геометрические фигуры»
Игры на развитие мелкой моторики:
- «Дымковские игрушки»
- «Собери картинку»
- «Собери пейзаж»
- «Штампики»
- Шаблоны и трафареты по теме: «Кондитерские изделия»
- Шаблоны и трафареты по теме: «Дикие и домашние животные»
- Шаблоны и трафареты по теме: «Дымковские игрушки»
- Шаблоны и трафареты по теме: «Посуда»
- Шаблоны и трафареты по теме: «Птицы»
- Шаблоны и трафареты по теме: «Подводный мир»
Игры по жанрам искусства:
- «Собери пейзаж»
- «Из чего состоит натюрморт»
- «Составь натюрморт»
- «Придумай портрет»
- «Составь портрет»
- «»Выбери правильно»
- «Композиция»
Игры по народному декоративно-прикладному искусству:
- «Собери картинку»
- «Дымковские игрушки»
- «Чья игрушка, чей узор»
- «Национальный костюм»
Список литературы:
- Т.Н. Доронова, С.Г. Якобсон «Обучение детей 2-4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре» / М., 2004.
- «Коллективное творчество дошкольников: конспекты занятий» / Под ред. Грибовской А.А. – М., 2004.
- Г.С. Швайко «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: подготовительная группа»
- О.А. Скоролупова «Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством» / М., 2003.
- Н.Р. Макарова «Тайны бумажного листа»
- Н.Б. Рябко «Занятия по изобразительной деятельности дошкольника – бумажная пластика» /М., 2007.
|