Автор: Рачева Елена Николаевна, старший воспитатель МБДОУ детский сад «Солнечный круг» комбинированного вида детский сад № 80, г. Нижний Тагил, Свердловской области
Описание: Данная публикация заинтересует старших воспитателей методистов, заместителей заведующих ДОУ, всем тем, кто занимается организацией воспитательно-методической работой в ДОУ.
Форма проведения: нетрадиционная, в форме научно-практической конференции.
Цель: Изучение теоретического и практического аспекта в вопросе социокультурных практик в современном процессе ДОО.
Задачи:
- Раскрыть понятие «Социокультурные практики».
- Расширить знания педагогов о классификации культурных практик, методах и приемах реализации социокультурных практик.
- Определить перспективы дальнейшей методической работы в дошкольном учреждении по работе с социокультурным практикам.
- Поиск эффективных форм, использования социокультурных практик при организации работы педагогов с детьми.
Скачать конспект
Предварительная работа:
- Подготовка информационного стенда о планируемом педагогическом совете.
- Отбор и изучение литературы по вопросу социокультурных практик в современном образовательном процессе ДОО.
- Консультации для педагогов по данной проблеме, согласно годовому плану работы.
- Разработка сценария проведения педагогического совета, выбор ролей для выступающих педагогов на педсовете.
- Подготовка проекта решения педагогического совета.
- Домашнее задание выступающим педагогам: подготовить доклады по темам и разработать к ним практические задания
- Подготовка презентации и практических заданий к педсовету, видеобращения Лыковой И.А.
Повестка дня:
- Об исполнении решения предыдущего педсовета, заведующий детского сада.
- Вступительное слово по теме педсовета – старший воспитатель. Знакомство с гостями научно – практической конференции (роли: доцент кафедры профессиональной педагогики и психологии, кандидат пед. наук, РГППУ, доцент кафедры педагогики и психологии детства, УрГПУ, доцент кафедры психологии образования и педагогики, РГППУ, кандидат пед. наук, д-р педагогических наук, профессор, МГУ).
- Выступление с докладом воспитателя средней группы «Виды культурных практик и формы их введения в жизнь дошкольников».
Раздача и анализ памяток для педагогов «Виды культурных практик»
4. Доклад педагога старшей группы «Особенности образовательной деятельности разных видов и культурные практики».
Презентация «Методы и приемов, используемые для реализации игровых культурных практик на примере коллекционирования»
5. Сообщение педагога подготовительной к школе группы по теме «Применение игровых культурных практик при организации образовательного процесса в детском саду».
Проведение игры – предположения с педагогами ( «Что было бы если…»?)
6. Выступление музыкального руководителя по теме «Особенности образовательной деятельности и разнообразных социокультурных практик в деятельности музыкального руководителя».
Проведение совместной музыкальной деятельности музыкального руководителя с педагогами
7. Просмотр видеообращения Лыковой Ирины Александровны, доктора пед. наук, профессора кафедры начального и дошкольного образования АПКиППРО, главного специалиста сотрудника ИИДСиВ РАО, г. Москва, тема: «Культурные практики»,
8. Рефлексия
9. Проект решения педагогического совета.
10. Организационные вопросы.
Ход педсовета:
1. Об исполнении решения предыдущего педсовета выступила заведующий детского сада.
Рассказала что необходимо продолжать работу по реализации ФГОС ДО.
Пожелала активного участия в работе педсовета, предложила делиться положительным опытом по обсуждаемой проблеме, задавать вопросы, комментировать.
2. Вступительное слово по теме педсовета – старший воспитатель.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования впервые появился термин, который до того не использовался в дошкольной педагогике. А именно, в пункте 2.11. 2 ФГОС ДО указывается, что в содержательном разделе образовательной программы дошкольных образовательных организаций должны быть представлены «особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик».
С точки зрения Н.Б. Крыловой, культурные практики дошкольника — это обычные для ребенка этого возраста (привычные, повседневные) способы самостоятельной деятельности, а также апробация (постоянные и единичные пробы) новых способов и форм деятельности (т. е. творчество) и поведения в целях удовлетворения разнообразных потребностей и интересов.
Исходя из определения, можно сделать вывод, что введение понятия «культурные практики» в дошкольное образование означает не создание каких-то новых форм образовательной деятельности или переименование существующих в соответствии с новой терминологией, а изменение позиции взрослого в организации образовательной деятельности с дошкольниками. Взрослый перестает быть транслятором информации, которую дети должны запомнить и воспроизвести, а становится организатором осмысленной, понятной, интересной для детей совместной и самостоятельной деятельности.
Проектирование культурных практик в образовательном процессе идет по двум направлениям:
- Культурные практики на основе инициатив самих детей
Это самостоятельная детская деятельность, которая протекает как индивидуально, так и в процессе сотрудничества со сверстниками.
Детская активность направлена на самостоятельное познание окружающего, поиски ответов на возникшие вопросы, индивидуальную и совместную со сверстниками деятельность.
- Культурные практики, инициируемые, организуемые и направляемые взрослыми
Направляются воспитателем на развитие самостоятельной активности детей, основываются на поддержке детских инициатив и интересов.
Выбор культурных практик направлен на обогащение культурного опыта, самостоятельности поведения и деятельности, позитивной социализации и индивидуализации дошкольников.
При проектировании культурных практик педагогу важно ответить на следующие вопросы:
- Насколько инициируемые культурные практики позволяют решать поставленные образовательные задачи?
- Какие деятельностные умения осваивают дети?
- Какие творческие умения осваивают дети?
- Какие способы общения и сотрудничества осваивают дети?
- Какие чувства и эмоции развиваются у детей?
- Развивается ли самостоятельность и инициативность у детей?
Разнообразные культурные практики организуются во второй половине дня, они ориентированы на проявление детьми самостоятельности и творчества в разных видах деятельности. В культурных практиках воспитателем создается атмосфера свободы выбора, творческого обмена и самовыражения, сотрудничества взрослого и детей.
Сегодня на нашу научно-практическую конференцию приехали научные сотрудники из различных высших образовательных учреждений, чтобы поделится с вами интересными наработками и материалами по теме.
Знакомство с гостями научно – практической конференции (роли: доцент кафедры профессиональной педагогики и психологии, кандидат пед. наук, РГППУ, доцент кафедры педагогики и психологии детства, УрГПУ, доцент кафедры психологии образования и педагогики, РГППУ, кандидат пед. наук, д-р педагогических наук, профессор, МГУ).
Что же можно считать культурной практикой?
К культурным практикам можно отнести всё разнообразие исследовательских, социально — ориентированных, коммуникативных,
художественных действий.
Можно сделать вывод: «Практика ребенка становится культурной, когда она создает возможности для его повседневной активности, личной инициативы, осмысления повседневного опыта и создания собственных творческих продуктов деятельности на основе осваиваемых культурных норм (где культура – сущностное качество любой формы деятельности)».
О видах культурных практик и формах расскажет доцент кафедры профессиональной педагогики и психологии, кандидат пед. наук, РГППУ (ФИО выступающего педагога)
3. Выступление с докладом воспитателя средней группы «Виды культурных практик и формы их введения в жизнь дошкольников»
Раздача и анализ памяток для педагогов «Виды культурных практик» (Приложение 1)
Понятие «культурные практики является достаточно новым и весьма активно обсуждаемым в последнее время. Данное понятие имеет несколько трактовок.
- Это обычные, привычные для человека способы и формы самоопределения, нормы поведения и деятельности.
- Это разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребёнка виды самостоятельной деятельности, поведения и опыта, складывающегося с первых дней его жизни
- Это апробация новых способов и форм деятельности и поведения в целях удовлетворения разнообразных потребностей и интересов.
- Это стихийное и подчас обыденное освоение разного опыта общения и группового взаимодействия с взрослыми, сверстниками и младшими детьми.
- Это приобретение собственного нравственного, эмоционального опыта сопереживания, заботы, эмпатии, помощи и т. п.
Культурные практики в системе дошкольного образования – это тип организации и самоорганизации детской деятельности ребёнка, требующей и воспроизводящей определённый набор социально-нормативных характеристик на определенном возрастном этапе дошкольного детства на основе следующих видов культурных практик, предложенных кандидатом педагогических наук Масловской Светланой Викторовной:
- правовые практики
- практики культурной идентификации
- практики целостности телесно-душевно-духовной организации личности ребенка
- практики свободы
- практики расширения возможностей ребенка.
Рассмотрим подробнее данные виды культурных практик
Правовые практики – это практики готовности ребенка отстаивать, защищать свои права и права других людей, применяя как знания самих прав и свобод, так и умения их реализовывать
Данные практики дают возможность:
знакомству детей в соответствующей их возрасту форме с основными документами по защите прав человека;
- воспитанию уважения и терпимости, независимо от происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия; в том числе внешнего облика и физических недостатков; формированию чувства собственного достоинства; осознание своих прав и свобод; чувства ответственности за другого человека, за начатое дело, за данное слово
- воспитанию уважения к достоинству и личным правам другого человека
- вовлечению в деятельность соответствующую общественным нормам и правилам поведения.
создаю условий для развития у детей потребностей и способностей к:
- самопознанию — «Узнай себя»
- самоопределению – «Выбирай себя»
- самореализации – «Проявляй себя»
- саморегуляции – «Контролируй себя»
- совместной деятельности с другими – «Действуй совместно».
Практики культурной идентификации в детской деятельности – это практики познания ребенком мира культуры, а также осознания, одухотворения и реализации ребенком себя в мире культуры.
Данные практики способствуют:
формированию ребенком представления: о себе, семейных традициях; о мире, обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему;
- реализации ребенком собственного художественного замысла и воплощения его в рисунке, рассказе и др.
- интеграции ребенка в национальную, российскую и мировую культуру с учетом региональных особенностей.
Практики целостности телесно – душевно – духовной организации личности ребенка – это способность и возможность ребенка целенаправленно и безопасно познавать свои телесные возможности, созидать комфортное душевное состояние, преобразовывать предметно-развивающую среду как практики целостности личности.
Данные практики способствуют формированию целостности:
физического развития ребенка – как сформированности основных физических качеств, потребности ребенка в физической активности; овладению им основными культурно-гигиеническими навыками, самостоятельному выполнению доступных возрасту гигиенических процедур, а также соблюдению элементарных правил здорового образажизни;
эмоционально-ценностного развития – как совокупности сознательной, эмоциональной и волевой сфер жизнедеятельности ребенка (эмоциональной отзывчивости; сопереживания другому; способность планировать действия на основе первичных ценностных представлений);
духовного развития – как проявления бескорыстия и потребности познания – мира, себя, смысла и назначения своей жизни (любознательность, способность решать интеллектуальные задачи; владение универсальными предпосылками учебной деятельности; способность планировать свои действия).
Практики свободы – это практики выбора ребенком самостоятельной деятельности в условиях созданной педагогом развивающей предметно- пространственной среды, обеспечивающие выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющие ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально.
Практики свободы способствуют:
активности ребенка; принятию живого заинтересованного участия в образовательном процессе; умению в случаях затруднений обращаться за помощью к взрослому; формированию способности управлять своим поведением;
овладению конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми и способностью изменять стиль общения со взрослыми или сверстниками в зависимости от ситуации;
формированию способности планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели, способности самостоятельно действовать в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности.
Практики расширения возможностей ребенка- это способность и возможность ребенка целенаправленно (безопасно) познавать, созидать, преобразовывать природную и социальную действительность.
Данные практики способствуют:
развитию способности решать интеллектуальные задачи (проблемы, адекватные возрасту;
применению самостоятельно усвоенных знаний и способов деятельности для решения новых задач (проблем, поставленных как взрослым, так и им самим;
развитию способности преобразовывать способы решения задач (проблем) в зависимости от ситуации.
Следующий существенный вопрос — какой должна быть форма введения этих культурных практик в жизнь дошкольников?
Как известно, передача ребенку средств и способов деятельности в принципе возможна тремя путями:
- Через наблюдение за старшими (взрослыми, являющимися носителями культурных образцов.
- Через непосредственное включение в их деятельность.
- Через специальное обучение отдельным элементам искусственно расчлененной деятельности.
Два первых пути определяются как неформальное партнерство взрослого и детей (партнерская позиция взрослого, третий — как прямое обучение (учительская позиция взрослого).
Дошкольный возраст связан с потребностью ребенка в доброжелательном внимании и уважительном отношении со стороны взрослого, в сотрудничестве с ним. Развитие ребенка во многом зависит от практики взаимодействия с другими людьми, строящейся на основе отношений взаимного уважения. Именно в рамках этих отношений закладываются умения взглянуть на вещи, события с разных сторон и умения увидеть вещи глазами другого, встать на его позицию, понять его желания.
Л. С. Выготский, рассуждая о том, какие программы способствуют развитию, указывал, что до трех лет ребенок обучается по спонтанным (своим собственным) программам, после семи лет — по реактивным программам (то есть по программам взрослого, адошкольный возраст — время спонтанно-реактивных программ (сочетания собственного интереса ребенка и педагогических задач взрослого).
4. Доклад педагога старшей группы «Особенности образовательной деятельности разных видов и культурные практики»
Новое содержание образования основывается не на доминировании развития памяти ребенка, что характерно для «знаниевого» подхода, а на развитии его универсальных культурных умений. Такие умения интенсивно формируются уже в период дошкольного детства, а затем «достаиваются» и совершенствуются в течение вей последующей жизни. Они включают готовность и способность ребенка действовать во всех обстоятельствах жизни и действительности на основе культурных норм и выражают:
- содержание, качество и направленность его действий и поступков
- индивидуальные особенности (оригинальность и уникальность) его действий
- принятие и освоение культурных норм сообщества, к которому принадлежит ребенок
- принятие общезначимых (общечеловеческих) культурных образцов деятельности и поведения.
Для становления универсальных культурных умений нужны особые культурные практики ребенка – разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребенка виды самостоятельной деятельности, поведения и опыта, складывающегося с первых дней его жизни. Культурные практики обеспечивают активную и продуктивную образовательную деятельность ребенка до школы, а зачем и в школе, и вне ее. По мнению Н.Б. Крыловой, культурные практики – это «обычные для ребенка (привычные, повседневные) способы самоопределения и самореализации, тесно связанные с экзистенциальным содержанием его бытия и взаимодействия с другими людьми. Это так же – апробация (постоянные и единичные пробы) новых способов и форм деятельности и поведения в целях удовлетворения разнообразных потребностей и интересов»
До школы культурные практики «вырастают» на основе, с одной стороны, взаимодействия с взрослыми, а с другой стороны, и это не менее важно для развития ребёнка, на основе его постоянно расширяющихся самостоятельных действий (собственных проб, поиска, выбора, манипулирования предметами и действиями, конструирования, фантазирования, наблюдения, изучения, исследования и проч.). Это также стихийное и подчас обыденное освоение разного опыта общения и группового взаимодействия с взрослыми, сверстниками и младшими детьми; приобретение собственного нравственного, эмоционального опыта сопереживания, заботы, эмпатии, помощи и т.п.
К культурным практикам можно отнести все виды исследовательских, социально- ориентированных, организационно – коммуникаивных, художественных и других способов действий ребенка. На их основе формируются его привычки, пристрастия, интересы и излюбленные занятия, а также в известной мере черты характера и стиль поведения. В рамках культурных практик развивается «доминирующая культурная идея ребёнка», часто становящаяся делом всей его последующей жизни.
Игровая культурная практика ребенка – это основанный на его текущих и перспективных интересах и привычных для него вид самостоятельной игровой деятельности, поведения и душевного самочувствия в ней, а также складывающего индивидуального жизненного опыта.
Из определения видно, что игровая практика имеет очень тесную или неразрывную связь с жизнью ребенка. Так, если ребенку присуще чувство безопасности, удовлетворены все его потребности (в еде, отдыхе и т.д.), то при определенных условиях он начинает включаться в игровую деятельность, и одним из этих условий выступает наличие свободного времени.
Важно отметить, какое место занимает игровая культурная практика дошкольника в его жизни. Часто ребенок дошкольного возраста ограничен рамками реалий повседневности, к которым относятся режим дня, правила поведения, настроения взрослых, ограниченная свобода, беспомощность. Игровая культурная практика как бы выхватывает ребенка из этого бесконечного потока дел и обязанностей и предоставляет малышу иные ситуации: выбора, принятия решений, расслаблений, развлечения, неформального общения и прочее.
Некоторые авторы справедливо отмечают проблемы, связанные с неполноценным качеством организации игровой деятельности детей в ДОО. Так, Е. Смирнова относит к подобным недостаткам перегруженность программ организованными занятиями, неумение и нежелание воспитателей учиться играть, непонимание важности игровой деятельности родителями и, как следствие, невостребованность этой деятельности, недостаточно разработанный механизм «измерения» игры, неконтролируемость данного вида деятельности управляющими органами. Вероятно, все эти проблемы возникают от того, что занятие провести куда легче, чем игру.
Игровая деятельность дошкольников как культурная практика, представляя собой интегрированное явление, обеспечивает удовлетворение актуальных запросов ребенка и общества за счет ориентации на потенциальные социальные возможности детей. Эта деятельность как образовательное средство «шагает» в ногу со временем и ориентирована на реализацию культурологического подхода в дошкольном образовании в рамках культурологической парадигмы.
К понятию «культурные практики» в своей статье обращается также и М.Ю. Гудова. Автор рассматривает чтение как особую культурную практику. Чтение – это универсальная культурная практика ребенка, это «практика духовной работы над собой, над воспитанием, самосознанием, смирением, оценкой, поощрением, наказанием, оправданием собственной души». Ребенок дошкольник начинает читать преимущественно к старшему дошкольному возрасту, однако он воспринимает большое количество информации от читающих ему взрослых, и именно в процессе слушания художественных текстов в личности начинает формироваться духовная составляющая. С помощью чтения ребенок самостоятельно создает свой разнообразный культурный опыт исследовательской, образовательной, практической, коммуникативной, художественной деятельности. Чем разнообразнее культурная практикам чтения ребенка, тем больше условий для расширения его культурной идеи.
Кроме чтения, уже в пособии О.В. Дыбиной, к универсальным культурным практикам относится фольклор и коллекционирование.
В понимании «фольклор» – является не механическое копирование, воспроизведение старых форм, а ценностно – смысловое «прочтение» русской культуры и способы трансляции ее ценностей миру детства через различные фольклорные жанры.
Хочется напомнить жанры детского фольклора: пестушки, потешки, прибаутки и небылицы, заклички и приговорки, игровые припевы приговоры, считалки, скороговорки, игры – дразнилки, пословицы и поговорки, загадки и русские народные сказки.
Коллекционирование – еще одна универсальная культурная практика – это доступный и интересных вид совместный деятельности, который помогает обеспечить учет индивидуальных интересов детей и взрослых и удовлетворить потребность «собирательства чудесных сокровищ», так присущую маленьким детям. Одной из целью данной практики является формирование у детей дошкольного возраста направленности на мир семьи». Нужно помнить, что собранная ребенком коллекция – это его личная собственность, поэтому педагоги и родители – должны очень корректно обращаться с таким материалом. Его нельзя использовать и тем более выбрасывать без согласия взрослых.
Вывод: Таким образом, основным показателем образованности в условиях современности выступают не ЗУНы, а культурные умения дошкольника, полученные им в культурных практиках. Чем многообразнее, разнообразнее и продуктивнее культурные практики, тем больше условий создается для становления образованности и культурной идентичности будущего школьника. Следовательно, задача ДОО – поддерживать развитие ребенка в культурных практиках.
На примере коллекционирования раскрывает методы и приемы, которые она использует для реализации культурных практик
Презентация «Методы и приемов, используемые для реализации игровых культурных практик на примере коллекционирования»
5. Сообщение педагога подготовительной к школе группы по теме «Применение игровых культурных практик при организации образовательного процесса в детском саду».
В настоящее время много говорят и пишут о том, каким должен быть современный детский сад. Активно внедряются новые подходы и технологии, разрабатываются новые компетенции и культурные практики.
Детский сад в современных условиях немыслим без качественного и эффективного образовательного и воспитательного процесса. Этому способствует применение игровых культурных практик и использование интеграционной технологии при планировании совместной образовательной и свободной деятельности педагога с детьми. Использование игровых культурных практик способствует организации конструктивного взаимодействия детей в группе в разных видах деятельности, что помогает развитию норм социального поведения, интересов и познавательных действий дошкольников.
Для лучшего усвоения программного материала необходимо использовать виды деятельности, доступные, понятные и интересные детям. В приоритете должна быть игровая деятельность, как ведущий вид деятельности дошкольного возраста.
Учиться, играя! Эта идея давно привлекала педагогов и воспитателей. Применить эту идею на практике сумел Ш.А. Амонашвили. Он показал, как через игру можно ввести ребенка в сложный мир познания.
За время многолетней педагогической практики пришла к выводу, что для повышения результатов образовательной работы с детьми хорошо себя зарекомендовал комплексно – игровой метод организации ООД.
Игровая форма совместной деятельности с детьми создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые помогают максимально раскрыть потенциальные возможности дошкольников. Игровая технология охватывает определенную часть образовательного процесса, объединенную общим содержанием, сюжетом, персонажем. Сюжетная основа занятия может быть беспредельно разнообразной. В свое работе при организации совместной деятельности с детьми я использую:
- Известные и придуманные игры (дидактические, сюжетно-ролевые, игры – путешествия)
- Сказочные сюжеты ( «Поможем колобку», «Спасём Красную Шапочку от волка», «Буратино выручает друзей» и т. п.
- Персонажи любимых детских произведений
- Сюжетные и пейзажные картины ( «Путешествие по осеннему лесу», «В гостях у русалки», «Собираем урожай» и т.п.)
- Специально изготовленные пособия (рисунки, разрезные картинки, лото…)
- Настольно-печатные игры ( «Цветные примеры», «Математика в сказках», «Путешествие Незнайки» и др.)
При этом необязательно использовать общеизвестные сюжеты. Часто сюжеты придумываю сама или беру за основу известный сюжет и изменяю, развиваю его по ходу деятельности ( «Осенние подарки», «Кот Тимофей спешит на помощь», «Как снеговики солнце искали», «В гости к нам пришли матрёшки» и др.)
Важное место среди многообразия игрового занимательного материала занимают дидактические игры и игровые упражнения. Это игры с правилами, которые были специально созданы с целью решения конкретных образовательных и воспитательных задач.
В своей работе используюь:
- Игры – путешествия. Они помогают обратить внимание детей на то, что находится рядом, развивают наблюдательность, помогают в занимательной форме преодолеть трудности восприятия программного материала. ( «Путешествие в космос», «Поход в магазин», «Откуда хлеб пришёл» …)
- Игры – поручения. По содержанию проще, а по продолжительности короче. Они предполагают действия с предметами, игрушками, словесные поручения. ( «Положи, куда скажу», «Чего не стало?», «Найди по описанию», «Что изменилось?» …)
- Игры – предположения ( «что было бы…»). Игровая ситуация требует от детей осмысления последующих событий или действий.
- Игры – загадки. Дошкольники любят разгадывать загадки и придумывать их. Эти игры развивают умение анализировать, обобщать, рассуждать, делать выводы.
Дидактические игры универсальны. Их можно использовать на любом этапе комплексного тематического игрового занятия. Важно правильно выбрать вид игры и определить цели и задачи игры в зависимости от её места в структуре занятия. Так, в начале занятия игра должна заинтересовать детей, привлечь их внимание, настроить на активную деятельность. Здесь можно использовать игры – сюрпризы, проблемные ситуации. В середине занятия игра направлена на усвоение темы, нового материала. Для этого подойдут игры – путешествия, игры – поручения, игры – беседы. На заключительном этапе хорошо использовать игры поискового характера: игры – предположения, игры – загадки.
Для организации совместной деятельности, при которой ребёнок сможет активно проявить самостоятельность, инициативность при выборе способа работы и умение использовать личный накопленный опыт помогут культурные практики:
- Игровые (сюжетные игры, игры с правилами, дидактические игры, подвижные игры)
- Продуктивная деятельность
- Познавательно-исследовательская деятельность и экспериментирование
- Проектная деятельность
- Физическая культура
- Чтение художественной литературы
- Поиск Художественно-эстетическая деятельность
- Совместные праздники и тематические развлечения
- Практические культурно-гигиенические навыки по самообслуживанию
- Игровые занятия – путешествия
- Занятия со сказочным сюжетом
Использование культурных игровых практик при проведении интегрированных игровых занятий позволяет заинтересовать всех детей, стимулирует у них желание предлагать разные варианты решений, помогает избежать страха перед ошибкой.
При применении интегративной технологии педагог имеет возможность использовать знания из разных образовательных областей в одном занятии. Это способствует повышению мотивации детей и развитию у них познавательного интереса; расширяет кругозор и развивает коммуникативные навыки; способствует снятию напряжения и скованности.
Интегративное объединение не является произвольным. Интеграция материала должна строиться так, чтобы знания из разных образовательных областей дополняли и обогащали друг друга.
Так, например, при формировании представлений о геометрических фигурах решаются следующие задачи:
- Учить детей видеть знакомые формы в окружающих их предметах и использовать их в быту (социально – личностная линия развития)
- Развивать эстетические чувства, связанные с красотой и точностью линий в узорах, при соединении и комбинировании фигур (художественно – эстетическая линия развития)
- Развивать связную речь, обогащать активный словарь ребёнка (познавательно – речевая линия развития)
- Формировать практические навыки по преобразованию фигур, составлению из них форм и предметов (конструктивно – продуктивная линия развития)
- Учить применять математические знания и умения в игровой деятельности с опорой на личный опыт (личностно-ориентированная линия развития).
В своей практике применяю комплексную образовательную деятельность, при которой используются разные виды культурных практик для решения задач, связанных одной темой. Например: прежде чем нарисовать осень, дети рассматривают иллюстрации по теме, проводят наблюдения, составляют рассказы об осени, читают стихи, поют песни. При этом один вид деятельности преобладает, а другие его дополняют и создают творческий эмоциональный настрой. Эта практика применяется и для подготовки и проведения сюжетно-ролевых игр (до проведения игры воспитатель с детьми читают художественные произведения, рассматривают иллюстрации, проводятся беседы и разыгрываются соответствующие теме игры ситуации).
Если организованная игровая совместная деятельность педагога с детьми наполнена увлекательным и содержательным общением, включает в себя разные виды игровых культурных практик, объединяет материал разных образовательных областей, то положительный эффект от неё очевиден. Главное, чтобы любая деятельность от начала до конца была доброй.
Проведение мини игры- предположения с педагогами «Что было бы если?» на примере различных педагогических ситуаций
6. Выступление музыкального руководителя по теме «Особенности образовательной деятельности и разнообразных социокультурных практик в деятельности музыкального руководителя».
Направленность дошкольного образования на формирование общей культуры ребенка диктует естественное сочетание в Программе дошкольного учреждения познания детьми истории развития человеческого общества и формирование навыков существования в этом обществе, позитивной их социализации.
Развитие ребенка в образовательном процессе детского сада осуществляется целостно в процессе всей его жизнедеятельности. В тоже время, освоение любого вида деятельности требует обучения общим и специальным умениям, необходимым для её осуществления.
Особенностью организации образовательной деятельности Программы является ситуационный подход. Основной единицей образовательного процесса выступает образовательная ситуация, т. е. такая форма совместной деятельности педагога и детей, которая планируется и целенаправленно организуется педагогом с целью решения определенных задач развития, воспитания и обучения. Образовательная ситуация протекает в конкретный временной период образовательной деятельности. Особенностью образовательной ситуации является появление образовательного результата (продукта) в ходе специально организованного взаимодействия воспитателя и ребенка. Такие продукты могут быть как материальными (рассказ, рисунок, поделка, коллаж, экспонат для выставки), так и нематериальными (новое знание, образ, идея, отношение, переживание). Ориентация на конечный продукт определяет технологию создания образовательных ситуаций.
Преимущественно образовательные ситуации носят комплексный характер и включают задачи, реализуемые в разных видах деятельности на одном тематическом содержании.
Образовательные ситуации используются в процессе непосредственно организованной образовательной деятельности. Главными задачами таких образовательных ситуаций является формирование у детей новых умений в разных видах деятельности и представлений, обобщение знаний по теме, развитие способности рассуждать и делать выводы.
Музыкальный руководитель создает разнообразные образовательные ситуации, побуждающие детей применять свои знания и умения, активно искать новые пути решения возникшей в ситуации задачи, проявлять эмоциональную отзывчивость и творчество. Организованные музыкальным руководителем образовательные ситуации ставят детей перед необходимостью понять, принять и разрешить поставленную задачу. Активно используются игровые приемы, разнообразные виды наглядности, в том числе схемы, предметные и условно-графические модели. Назначение образовательных ситуаций состоит в систематизации, углублении, обобщении личного опыта детей: в освоении новых, более эффективных способов познания и деятельности; в осознании связей и зависимостей, которые скрыты от детей в повседневной жизни и требуют для их освоения специальных условий. Успешное и активное участие в образовательных ситуациях подготавливает детей к будущему школьному обучению.
Музыкальный руководитель широко использует также ситуации выбора (практического и морального). Предоставление дошкольникам реальных прав практического выбора средств, цели, задач и условий своей деятельности создает почву для личного самовыражения и самостоятельности.
Образовательные ситуации могут «запускать» инициативную деятельность детей через постановку проблемы, требующей самостоятельного решения, через привлечение внимания детей к материалам для экспериментирования и исследовательской деятельности, для продуктивного творчества.
Непосредственно образовательная деятельность основана на организации педагогом видов деятельности. Игровая деятельность является ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста. В организованной образовательной деятельности она выступает в качестве основы для интеграции всех других видов деятельности ребенка дошкольного возраста. В младшей и средней группах детского сада игровая деятельность является основой решения всех образовательных задач. В сетке непосредственно образовательной деятельности игровая деятельность не выделяется в качестве отдельного вида деятельности, так как она является основой для организации всех других видов детской деятельности.
Игровая деятельность представлена в образовательном процессе в разнообразных формах — это дидактические и сюжетно-дидактические, развивающие, подвижные игры, игры-путешествия, игровые проблемные ситуации, игры-инсценировки, игры-этюды и пр.
При этом обогащение игрового опыта творческих игр детей тесно связано с содержанием непосредственно организованной образовательной деятельности. Организация сюжетно-ролевых, режиссерских, театрализованных игр и игр-драматизаций осуществляется преимущественно в режимных моментах (в утренний отрезок времени и во второй половине дня).
Музыкальная деятельность организуется в процессе музыкальных занятий, которые проводятся музыкальным руководителем дошкольного учреждения в специально оборудованном помещении.
Культурные практики
Во второй половине дня организуются разнообразные культурные практики, ориентированные на проявление детьми самостоятельности и творчества в разных видах деятельности. В культурных практиках музыкальный руководитель создается атмосфера свободы выбора, творческого обмена и самовыражения, сотрудничества взрослого и детей.
- Музыкально-театральная и литературная гостиная — форма организации художественно-творческой деятельности детей, предполагающая организацию восприятия музыкальных и литературных произведений, творческую деятельность детей и свободное общение воспитателя и детей на литературном или музыкальном материале.
- Детский досуг — вид деятельности, целенаправленно организуемый взрослыми для игры, развлечения, отдыха. Как правило, в детском саду организуются досуги «Здоровья и подвижных игр», музыкальные и литературные досуги. Возможна организация досугов в соответствии с интересами и предпочтениями детей (в старшем дошкольном возрасте).
Проведение совместной музыкальной деятельности музыкального руководителя с педагогами (с элементами социокультурных практик)
7. Просмотр видеообращения Лыковой Ирины Александровны, доктор пед. наук, профессор кафедры начального и дошкольного образования АПКиППРО, главный специалист сотрудник ИИДСиВ РАО, г. Москва «Культурные практики»,
https: //www. youtube. com/watch? v=9aU_MnVvh98
8. Перед обсуждением проекта решения педагогического совета проводится рефлексия:
- Было ли Вам комфортно на протяжении педсовета? Какие технологии были использованы на нашем педсовете?
- У кого возникали трудности, в чем именно?
- Что бы вы хотели перенести в свою практическую деятельность?
- Главный вопрос педагогам: «Вы «ЗА» или «ПРОТИВ» использования социокультурных практик в образовательном процессе ДОУ?»
9. Обсуждение и принятие проекта решения педагогического совета.
- Создавать условия для реализации социокультурных практик в образовательной деятельности ДОО.
- Провести смотр-конкурс с презентацией РППС «Культурные практики в центрах активности».
- Составить и реализовать познавательный проект «Урал – наш дом родной!» в каждой возрастной группе:
- Младшая группа «Моя семья»
- Средняя группа «Моя малая родина»
- Старшая группа «Мой край – земля Урала»
- Подготовительная группа «Культура и искусство народов Среднего Урала»
Представить результаты на итоговом педсовете в мае
10. Уважаемые коллеги! Разрешите закончить научно-практическую конференцию, поблагодарить наших гостей — участников и педагогов, активных слушателей конференции. Проводится награждение сертификатами докладчика конференции и сертификатом активного слушателя
Спасибо Вам всем!!! Успехов в вашей нелегкой, но творческой работе!
Организационные вопросы.
|