Консультация для воспитателей
Составитель: Воспитатель, Доронина Е.Ю.
По условиям реализации ФГОС ДО от воспитателя требуется подготовить совершенно новое поколение: здоровое, активное, думающее, любознательное. Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиниться разным правилами и социальным нормам.
Образовательный геокешинг является одним из эффективных средств использования педагогом инновационных технологий, направленных на индивидуальное развитие личности.
Геокешинг – приключенческая игра с элементами туризма и краеведения. Задача, которую решают игроки в геокешинг – поиск тайников, сделанных другими участниками игры. Складывая смысл составляющих его слов geo (земля) и cache (тайник), получается – «поиск тайника в земле». В этом суть «геокешинга», игры, в которую играют миллионы жителей разных стран мира. При этом они используют устройства, имеющие GPS-приемник. Такие как ноутбук, навигатор, смартфон или планшет. Важно найти единомышленников, GPS-приемник. И увлекательное времяпровождение обеспечено.
В России геокешинг появился в 2002 году. Первые энтузиасты заложили «тайник» в Московской области и уже через год игра разрослась до 100 «тайников». Главная особенность российского геокешинга– «тайники» создаются в местах, обладающих природным, историческим, культурными или географическим интересом. По нашему мнению геокешинг– эффективный способ узнать много интересного, познавательного о родном крае, уметь действовать в различных жизненных ситуациях.
«Образовательный геокешинг» — педагогическая технология, помогающая ребенку самостоятельно познавать окружающий мир. Развивается ориентировка в пространстве, мышление, понимание речи, любознательность, наблюдательность и творчество. Суть технологии – организация игровой деятельности детей, наполняя её познавательным, развивающим материалом. Современные технологии позволяют проводить обучение детей в виде игры, делают обучение интересным, творческим и значимым для участников.
Образовательный геокешинг обладает характерными особенностями и включает в себя:
- Наличие участников, интересы которых в значительной степени пересекаются или совпадают.
- Наличие чётко оговариваемых правил (каждая методика имеет собственные правила).
- Наличие ясной, конкретной цели.
- Взаимодействие участников в том объёме и тем способом, который они сами определяют.
- Групповую рефлексию.
- Подведение итогов.
А также пять образовательных областей:
- Познавательное развитие (П)
- Речевое развитие (Р)
- Художественно — эстетическое развитие (ХЭ)
- Физическое развитие (Ф)
- Социально-коммуникативное развитие (СК)
Социальное партнёрство с родителями
Родительские собрания, на которых родители узнают о формах реализации технологии «образовательного геокешига», его возможностях и влиянии на развитие ребенка, консультации по организации геокешинга, выпускаем памятки по данному вопросу. Пользуются большой популярностью «домашние задания» для родителей и детей в форме игры «Совершите экскурсию к задуманному объекту», где родителям совместно с детьми предлагаются записки-ориентиры, которые в итоге приводят к задуманному объекту.
Существует методика организации геокешинга
с детьми дошкольного возраста.
Методика проведения элементов геокешинга с детьми дошкольного возраста и их родителями, законными представителями, включает в себя
4 этапа:
- этап– предварительная работа. Здесь изготавливается макет группы, детского сада, участка ДОУ или другого объекта находящегося на территории за территорией учреждения). Также наэтом этапе с детьми проводятся игры-занятия по ориентированию, умение работать с макетом, картой-схемой, умение определять на нихместоположение различных объектов.
- этап– подготовительный. На этом этапе педагог создает сценарий, подбирает задачи для каждого задания, и готовит все необходимое для проведения самой игры, целью которой является найти тайник.
- этап– проведение игры. На данном этапе с детьми рассматривается карта-схема маршрута к тайнику, дети дают ответы на вопросы связанные с предметом или местом, где спрятан тайник, делаются фотоснимки обнаруженного места.
- этап– презентация результатов. На этом этапе дети представляют результат, обобщают полученные знания, оформляют их в конечный
продукт.
Наиболее эффективные формы и методы, используемые при реализации технологии «образовательного геокешинга»:
- познавательные беседы; например «Как правильно вести себя на природе», «Какой бывает осень?», «Что нам осень принесла?» и др.
- экскурсии к дороге, на стройку, в лес, в ландшафтный парк, на стадион и т.д.
- минутки доброты; например «Как поднять настроение другу?», «Что такое любовь?», «Ребята, давайте жить дружно», «Волшебное слово» и др.
- минутки размышлений «Почему подъемный кран не ложиться спать?», «Где живет светофор?», «Как помочь цветам не засохнуть на клумбе?», «Где живут синички?», «Почему одуванчик сменил платьице?»
- акции; например: «Птичий домик», «Хлебные крошки», «Покормите птиц зимой», «Неделя добра» и др.
- трудовой десант; «Борьба с королем Мусора», «В гостях у феи Чистоты».
- экологический патруль «Юные защитники природы».
- клуб исследователей природы «Юный эколог»
- лаборатория юного эколога «Любознайка»
- составление карт; схем.
- коллекционирование; например «Гербарий осенних листьев», «Коллекция фантиков», «Коробка замечательных вещей», «Коллекция Вороненка» и другие.
- выставки и экспозиции; например «Такие разные дома», «Дед Мазай и зайцы», «Лес, точно терем расписной», «Елочка – зеленая иголочка».
- игры-путешествия, например «В гости к ветерку», «Берлога для медведя», «Путешествие со Светофориком», «Наш микрорайон», «О чем нам расскажет подъемный кран?»
- экологические сказки, например, «Как пчелки спасали лето», «Лесная сказка».
Итоговые мероприятия
Традиционными стали итоговые мероприятия, проводимые после реализации того или иного проекта. Например:
- фотовыставки «Как растет наш микрорайон», «До свидания, лето»,
- фоторепортажи «Изучаем муравьиную семью», «Жизнь замечательных детей», «Мы в лесок ходили», «Юные олимпийцы».
- развлечения и досуги «День Земли», «Спас про запас», «Праздник цветов», «Осенний праздник», «В гостях у Лесовичка».
- выставки творческих работ «Мой город», «Зайчишки-плутишки», «Осенний вернисаж», «До свидания, лето»
- выпуск альбомов, книжек – малышек и т.д.
Задачи игры Геокэшинг
- Создание тайников, хороших и разных, интересных и загадочных.
- Создание привлекательных описаний, иллюстрированных фотографиями.
- Активный, здоровый образ жизни.
Задания, которые организаторы образовательного геокешинга задают игрокам, делятся на следующие три типа:
- Задания на внимательность и поисковую активность вокруг указанной точки. Ответы на эти вопросы требуют внимания и наблюдательности.
- Задания на знание исторических фактов и коммуникативную активность.
- Вопросы — "метки" самой игры в образовательный геокешинг. Это веселые задания, которые передаются от одной игре к другой.
Способ поиска клада — это поиск по загадкам, по приметам, по схеме. Кладом может быть не предмет, а например, слово. Необходимо задумать определённое слово, затем записать его буквами на схеме. Описывается внешность одного из детей группы. Участники определяют его по загаданным приметам. Ответом является первая буква имени ребенка (С). Предлагаются остальные приметы, это еда, стул, волосы и ноги, по которым дети отгадывают слова. Необходимо прочитать то слово, которое получилось.
Какие бывают тайники?
Чтобы участвовать в Игре, вам надо находить чужие тайники и прятать свои по загадкам, по приметам, по карте, с помощью компаса.. Здесь приветствуется фантазия. К примеру, тайники: используется небольшой контейнер с каким-нибудь интересным предметом. Здесь все идет в ход: игрушки, канцтовары, украшения. Геокешеры приветствуют творческие тайники: с загадками, рисунками, фотографиями. Месторасположения тайников может быть совсем рядом, а может потребовать преодоления серьезных препятствий.
Тайник должен быть приурочен к природной, архитектурной, культурной, исторической, техногенной достопримечательности либо реализовывать какую-то оригинальную и увлекательную поисковую задачу.
Правила игры довольно просты, но их нужно выполнять.
Правила игры:
- Разделиться на команды (детей, родителей и педагогов);
- Придумать названия команд;
- Выдать каждой команде карты с развивающими заданиями на каждом этапе;
- Первая команда покидает место игры, для нее можно придумать какое-нибудь развлечение на это время;
- Вторая команда получает контейнеры, закладывает тайники и делает пометки на карте. Одной достопримечательности может быть приурочен только один тайник. Недопустимо создание тайника с названием, повторяющим название существующего тайника, или с названием, похожим на уже существующее до степени смешения.;
- Команды меняются;
- Вторая команда уходит, первая возвращается, изучает метки на карте и ищет тайники. Команда забирает найденные клады, но на их место обязательно кладет свои, чтобы тайники не пустовали. Тайник считается найденным после отметки (записи) о нахождении на карте. Из тайника можно взять любой клад, заменив его своим, не менее ценным. В этом случае на карте необходимо отметить, что было взято и что положено взамен. После посещения найденный тайник должен быть помещен на прежнее место и хорошо замаскирован;
- Возвращается вторая команда, проверяет, все ли их тайники были найдены и забирает клады, оставленные первой командой;
- Дети делятся впечатлениями, рассказывают, какой клад труднее всего было найти.
Виды маршрутов
Для составления маршрута можно использовать разные варианты:
- Маршрутный лист (на нем могут быть просто написаны последовательно станции и где они расположены; а могут быть загадки, ребусы, зашифрованное слово, ответ на которые и будет то место, куда надо последовать);
- «Волшебный клубок» (на клубке ниток последовательно прикреплены записки с названием того места, куда надо отправиться. Постепенно разматывая клубок, дети перемещаются от станции к станции);
- Карта (схематическое изображение маршрута);
- «Волшебный экран» (планшет или ноутбук, где последовательно расположены фотографии тех мест, куда должны последовать участники)
- Участники могут узнавать о том, куда дальше идти после того, как выполнят задание на станции (тайник – ответ на задание и есть название следующей станции; нужно найти спрятанную подсказку на определенной территории) и т.п.
Чаще всего используем в своей работе линейные маршруты, где участники идут от одной точки по определенному маршруту и встречаются в другой точке, на конечной станции. Вот некоторые наиболее интересные линейные:
- «Вместе весело шагать», который проходил совместно с родителями в выходной день на территории города. Целью было формирование активной жизненной позиции и здорового образа жизни. Детей с родителями ждал Незнайка у детского сада, который и попросил помощи. Маршрут дети с родителями искали по карте, в которой последовательно искали тайники. Таким образом, команда пошла по своему маршруту, встречая на пути разных героев (Паук, Баба-Яга, Лесная фея, Лесовичок) и выполняя различные задания. Результаты оформляли разными способами.
- Военная игра «Зарница», посвященная 23 февраля. В ней принимали участие воспитанники старших и подготовительных групп. На станциях задания давали военнослужащие воинской части.
Что касается штурмовых маршрутов, то они очень хорошо проходят и в младшем возрасте, т.к. могут проводиться как в закрытом помещении, в группе, так и охватывать разное пространство. Особенностью является то, что дети могут проявлять свое творчество и выбирать способ выполнения заданий. Для малышей это могут быть элементарные задания такие как: найди спрятанные игрушки в группе; найди геометрические фигуры, которые спрятались в группе (их заранее надо повесит в разных участках группового помещения), из которых потом можно сделать аппликацию и т.п. «Наше лето», где дети, передвигаясь по территории детского сада искали признаки лета (картинки, природные элементы), а потом составляли из этого коллаж. В рамках экологического и трудового воспитания был проведен «Экологический», в котором соревновательный эффект сыграл положительную роль. Каждой группе был дан большой мешок для уборки территории.
Кольцевые маршруты, очень похожи на линейные, только они начинаются и заканчиваются в одной и той же точке, а вот прохождение станций может идти в разном порядке, не как в линейном, только в определенной последовательности. К таким маршрутам можно отнести:
- «Форт Боярт». В нем с удовольствием принимают участие и дети, и родители, и педагоги, которые играют роль метров теней. На каждой станции после правильно выполненного задания участники получают конверт с буквой, из которых в конце составляется слово-подсказка там, где находится клад – золотые монеты. Если же задание не выполнено, то метр теней не отдает конверт. Эта игра командная и играется на время.
- По городу «День знаний». Это еще один увлекательный маршрут, в котором дети путешествуют по городу с воспитателем с помощью «Волшебного экрана» (планшета), на котором сфотографированы различные места нашего города и дети передвигаются от места к месту, находя там удивительные артефакты, которые имеют историческое значение или символизируют определенное место. Начинается оно с детского сада и в него же дети возвращаются.
В ходе игры геокешинг дети не только активно двигаются, совершенствуют свои физические навыки и умения, но и развиваются умственно. Участвуя в игре, дети самовыражаются, узнают новые сведения, обогащающие их представление о мире людей и животных, нравственных ценностях, о важности своего здоровья и здоровья окружающих, учатся правилам безопасного поведения. Данное направление становится актуальным, так как помогает осуществить комплексно-деятельный подход к развитию личности каждого ребенка. Оно позволяет вынести обучение за рамки детского сада. Это лучший способ познакомить детей с природой родного края, достопримечательностями и историческим значением нашего города. Ведь клад можно найти не только в земле, но и во всем многообразии нашего окружающего мира. Но что самое главное, воспитанники получают радость от общения со сверстниками, малышами и взрослыми.
Таким образом, использование технологии «образовательного геокешинга» является эффективным и необходимым для развития у дошкольников самостоятельности, познавательной активности, настойчивости в поиске и достижении результата.
Геокешинг – всегда положительные эмоции, радостное общение, весёлые соревнования, искренний радушный смех, удивление и восторг.
|