Муниципальное Бюджетное Дошкольное образовательное учреждение «Детский сад с. Богашево» Томского района
Адресат: (воспитанники, педагоги)
Автор, разработчик, составитель: Геращенко Ирина Васильевна,
воспитатель первой категории (дошкольное образование)
Консультант: Леонова Наталья Николаевна
воспитатель первой категории Составители: И.В Геращенко (воспитатель) О.А Тишаева (воспитатель) Богашево 2019
Тема: Настольно — наглядные дидактические пособия для детей
Скачать материалы к проекту
Цель пособия расширять представление детей об окружающем мире
Аннотация:
Настольно- наглядные дидактические пособия позволяют:
- повысить информативное наполнение развивающей предметно пространственной среды;
- стимулировать мотивацию мыслить и действовать креативно расширяя кругозор;
- создать для детей среду для развитие монологической и связной речи
- способствовать развитию мелкой моторики
Применение настольно- наглядных дидактических пособий в самостоятельной деятельности активизирует эмоциональное воздействие на детей тем, что:
- во-первых, развивающая среда создается с наглядным представлением информации в цвете и объёме предметов;
- во-вторых, использование такого пособия, наполненного информационными иллюстрациями, мнемотаблицами является одним из эффективных средств привлечения внимания и стимулирования эмоционального восприятия информации;
- в-третьих, наглядное представление информации в виде объединения лепбука и макета оказывает более сильное эмоциональное воздействие на ребенка, чем традиционное, поскольку оно способствует развитию всех психологических процессов таких как — восприятие, внимание, воображение, память, мышление и речь.
Актуальность данной разработки обусловлено ФГОС дошкольного образования. Одной из главных форм в процессе образования и воспитания является самостоятельная, игровая, познавательная деятельность детей. С рождения возможностью слышать, видеть, чувствовать ребенок жадно глотает информацию и познает скрытые от него секреты мира.
При пополнении РППС пришла интересная идея объединить два по сути разных, но по своему объему познавательной информации пособия в одно.
Лепбук – это форма организации образовательной деятельности для развития познавательной активности детей. Отличный способ для закрепления и
повторения пройденной лексической темы.
Макет – это форма организации образовательного пространства, способствующая развитию познавательного мышления, самостоятельной поисковой деятельности, так же это объемное пособие, на котором ребенок развертывает свою сюжетную игру.
Безусловно по отдельности лепбук и макет представляют огромный интерес для познавательной деятельности ребенка.
Объединенное в одно настольно наглядное дидактическое пособие является наиболее доступный и интересным способом предоставить ребенку возможность самостоятельно, создать основу для творческой, игровой, познавательно исследовательской деятельности. Как для знакомства, так и для
закрепления той или иной темы помимо НОД. Такое пособие позволяет воображению ребенка опираясь на иллюстрации, мнемотаблици, загадки,
лабиринты, а также объемные предметы и готовые образы, сформировать свои, более конкретные, детализированные, индивидуальные игры.
При создании настольно наглядного дидактического пособия руководствовалась следующими принципами, определенными во ФГОС дошкольного образования:
Принцип опоры на ведущую деятельность детей (Игра)
Доступность пособия предполагает:
- свободный доступ и выбор пособия, индивидуальное и коллективное использование;
- исправность и сохранность материалов и предметов игры.
Вариативность пособия предполагает:
наличие различных пространств (для игры, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игрушек и предметов, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическое появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
Безопасность пособия предполагает:
- надежность и безопасность материалов из которых состоит пособие.
Насыщенность пособия предполагает:
- пособие оснащено объемными и плоскостными предметами, игрушками средней и малой величины для обыгрывания, так же дидактическими играми, заданиями. Это обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую, творческую и физическую активность воспитанников.
Наглядность пособия предполагает:
- целостность всех компонентов пособия где объемное изображение играет роль восприятия наглядности (муляжи, фигуры и т.д.); которая поможет
дошкольнику познакомиться с окружающим миром, живой и не живой природой.
Пособие включает в себя такие игры и упражнения как:
«Назови по тени»
Цель: формировать умение зрительно анализировать силуэты и находить заданные; Развивать наблюдательность, воображение, внимание.
«Кто чем питается?»
Цель: выявить и закрепить знания детей дошкольного возраста о питании различных животных; прививать любовь к природе.
«У кого что есть?» или «Отгадай предмет по его частей»
Цель: активизация словаря; закрепление названий знакомых предметов.
«Что сначала, что потом»
Цель: развивать понимание простых причинно-следственных отношений.
Загадки и стихи в виде мнемотаблиц (так как дети не умеют читать) Цель: развитие связной речи; Преобразование абстрактных символов в образы
Фон с изображением темы, объемные и плоскостные фигурки- игрушки для обыгрывания.
Воссозданные миниатюрные предметы (из бросового и природного материала)
Интеграция образовательных областей:
- познавательное развитие
- художественно эстетическое развитие
- речевое развитие
- Физическое развитие
- Социально-коммуникативное
Методы:
- наглядный
- иллюстративно-объяснительный
- частично- поисковый
Приемы:
- моделирование
- ситуативный разговор
- сюжетная игра
- решение проблемы
- дидактические игры
- действие
Таким образом, проведённые выше аргументы подтверждают актуальность использования настольно наглядных дидактических пособий для расширения представлений детей об окружающем мире.
Литература
- Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного образования
- Комарова О.А. «Наполнение развивающей среды в соответствии с образовательными областями» //Справочник старшего воспитателя — 2014г. — №8
- Нурисламова А. Д., Давыдова Н. С., Тазова Ю. С. Лэпбук в работе педагогов дошкольного образования [Текст] // Актуальные вопросы современной
педагогики: материалы VIII междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). — Самара: ООО «Издательство АСГАРД», 2016. — С. 89-91.
4. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Как играть с ребенком. М.: Академический проект, — 2001. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Организация сюжетной игры в детском саду. М.: «Гном и Д», — 1997
5. Клевцова М. Н., Ходеева С. Ф. Макетирование в детском саду // Молодой ученый. — 2017. — №36. — С. 86-89. — URL
6. Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для занятий с детьми 4-7 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
7. Вострухина Т.Н., Кондрыкинская Л.А. Знакомим с окружающим миром детей 3-5 лет. 2-е изд., испр. и доп. – М.: ТЦ Сфера, 2015.
|