- Кемайкина Любовь Викторовна,
- Скворцова Наталья Михайловна воспитатель
ГБОУ СОШ № 1 имени И.М. Кузнецова с. Б-Черниговка д.с. «Светлячок»
Основными линиями в современном дошкольном образовании являются развитие детской самостоятельности, инициативы и творчества через различные виды деятельности. Соответственно, приоритетным является такое построение воспитательно-образовательного процесса, при котором воспитанник имеет возможность быть полноценным участником образовательного взаимодействия. Быть полноценным участником – это значит быть активным, полностью вовлечённым в деятельность, проявляющим желание предметно общаться со сверстниками и педагогом. Расширение поля общения требует от дошкольников полноценного овладения средствами вербального общения. Однако современные дошкольники практически утратили потребность к коммуникации, поскольку доминирующим информационным средством для них выступают всевозможные гаджеты. А ведь именно потребность в высказывании, по словам О.В. Сафоновой, является основой речевой деятельности. «Следовательно, необходимо обеспечивать возникновение такой потребности, стремления вступить в речевое общение. Это возможно при помощи создания интереса», – говорила отечественный исследователь речевой деятельности дошкольников. Именно поэтому не теряет своей актуальности вопрос о выборе стимулирующих речевое развитие детей дошкольного возраста средств.
Поскольку достижение образовательных результатов воспитанниками возможно только когда цель деятельности сливается с мотивами речевого общения, то очевидным является факт преимущества игрового характера любого стимулирующего средства. На мой взгляд, особенно подходящим в этом случае является использование нетрадиционного материала для создания такого полифункционального дидактического средства. В качестве материала для реализации нескольких дидактических задач мною был выбран фетр, с помощью которого был создан дидактический комплект фетровых планшетов «Фетровая сказка».
Практическая значимость дидактического комплекта фетровых планшетов «Фетровая сказка» заключается в реализации системно-деятельностного подхода в процессе приобретения воспитанниками познавательно-речевого опыта. Кроме того, данное пособие является возможным для применения не только в ходе непосредственно образовательной деятельности, но и при организации режимных моментов, а также, что особенно важно, в процессе самостоятельной деятельности воспитанников и в совместной деятельности с родителями в домашних условиях.
Адресатом дидактического комплекта фетровых планшетов «Фетровая сказка» являются воспитанники среднего и старшего возраста.
Технологическим достоинством фетра является его удобство в применении. Фетровые планшеты полностью соответствуют санитарно-гигиеническим требованиям, так как они достаточно легко стираются, проглаживаются, обладают прочностью, поэтому их трудно помять или порвать. Кроме того, они их края не требуют дополнительной обработки. Также следует отметить к функциональным достоинствам фетровых планшетов, помимо образовательной направленности, можно отнести наличие тактильно приятных ощущений при работе, разнообразие по цвету и толщине, что позволяет варьировать размеры съёмных деталей планшета.
Общая структура комплекта фетровых планшетов «Фетровая сказка» представлена следующим образом:
- Каждый планшет состоит из прямоугольной фетровой основы.
- Съёмные фетровые фигурные элементы-силуэты на липучках, соответствующие теме планшета.
В настоящее время мною изготовлены три фетровых планшета:
- планшет «Транспорт»
- планшет «Сад-огород»
- планшет «Подводный мир».
Фетровый планшет «Транспорт» предназначен для решения следующих образовательных задач:
- Развивать умение классифицировать транспорт.
- Развивать умение строить сложное предложение с сочинительным противительным союзом «а»: Самолет летает, а машины едут.
- Развивать умение согласовывать количественные числительные с существительными: одна машина едет, две машины едут, три машины едут, четыре машины едут, пять машин едут и т.д.
- Развивать умение правильно употреблять предложно-падежные конструкции в составе развёрнутой фразы: машины едут по дороге; самолёт летит высоко в небе и др.
- Развивать умение правильно употреблять пространственные наречия: высоко, низко, далеко, близко, справа, слева, впереди, позади, глубоко, мелко.
- Создать условия для речевого творчества воспитанников: заканчивать предложение по заданному началу, объединять два разных предложения единым сюжетом или вымышленным персонажем.
Фетровый планшет «Транспорт» условно разделён на три части, каждая из которых символизирует поле передвижения транспорта – воду, небо, воздух.
Фетровый планшет «Сад-огород» предназначен для решения следующих образовательных задач:
- Развивать умение дифференцировать обобщающие понятия «фрукты-овощи».
- Развивать умение согласовывать количественные и порядковые числительные с существительными.
- Развивать умение составлять загадки-описание, используя относительные и качественные прилагательные.
- Развивать умение сочинять тематические сказки.
- Развивать умение верно употреблять пространственные наречия.
- Развивать умение употреблять предлоги «в, на, под, над» в соответствии с их значением.
Фетровый планшет «Сад — огород» представляет собой поле с различными кармашками, символизирующими грядки, и собственно фетровые силуэты овощей и фруктов.
Фетровый планшет «Подводный мир» предназначен для решения следующих образовательных задач:
- Совершенствовать умение верно называть морских обитателей.
- Развивать умение согласовывать количественные и порядковые числительные с существительными.
- Развивать умение составлять загадки-описания, используя относительные и качественные прилагательные.
- Развивать умение сочинять сказку.
- Развивать умение верно употреблять существительное в предложном падеже: осьминог дружит с черепахой, морской звездой и т.д.
- Совершенствовать умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным значением: черепаха – черепашка, осьминог – осьминожек и др.
Фетровый планшет «Подводный мир» состоит из двух частей, символизирующих дно и воду, а также предполагает наличие фетровых силуэтов морских обитателей.
Следует отметить, что помимо специфических задач все три планшета решают такие задачи, как:
- развивать умение вести диалог
- совершенствовать умение осуществлять количественный и порядковый счёт
- совершенствовать умение выполнять тонко дифференцированные движения пальцев рук
- совершенствовать умение правильно произносить поставленные логопедом звуки
- воспитывать доброжелательность во время общения.
Образовательно-игровое взаимодействие становится возможным при участии от 2 до 4 человек. Большее количество участников затруднит осуществление руководства за высказываниями воспитанников.
Таким образом, применение дидактического комплекта фетровых планшетов «Фетровая сказка» позволяет достичь следующих образовательных результатов:
- воспитанники проявляют речевую активность
- воспитанники могут выражать свои мысли и желания в процессе деятельности
- воспитанники могут самостоятельно построить развёрнутое речевое высказывание
- воспитанники верно употребляют фонетические, лексико-грамматические и предложно-синтаксические компоненты родного языка
- проявляют доброжелательность во время общения со сверстниками и взрослым
Литература
1. Интернет-ресурсы:
- http: //logoportal. ru/statya-16919/. html
- https: //infourok. ru/didakticheskoe-posobie-chudesa-iz-fetra-prezentaciya-chudesa-iz-fetra-1645348. html
2. Сафонова О.В. Изучение речевой активности детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи — http://www. dslib. net/korrekcion-pedagogika/aktivizacija-rechevogo-obwenija-detej-starshego-doshkolnogo-vozrasta-s-obwim. html
3Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва).
5. Эльконин Д.Б. Психология игры – М.: Владос, 1999г.,
|