Башкирова Ольга Петровна, воспитатель муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 179» городского округа Самара
За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Семья и дошкольные учреждения – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. Современные родители достаточно грамотны, имеют доступ к педагогической информации, но часто они пользуются случайной литературой, бессистемно и поэтому знания у родителей хаотичны [1, с. 28].
Положительный результат, может быть, достигнут только при объединении семьи и детского сада в единое образовательное пространство, подразумевающее взаимодействие, сотрудничество между педагогами ДОУ и родителями на всем протяжении дошкольного детства ребенка. Исходя из этого, следует, что вопрос взаимодействия дошкольного учреждения с семьёй на сегодняшний день является одним из самых актуальных.
Цель родительского собрания: согласование и объединение усилий ДОУ и семьи в создании условий для разностороннего развития личности ребенка и повышение педагогической культуры родителей.
Задачи родительского собрания
- Установить партнерские отношения между педагогами, детьми и родителями.
- Способствовать осознанию родителями своей воспитательной роли в семье, своей позиции в общении с детьми в рамках семейного воспитания.
- Оказывать помощь родителям в овладении педагогическими знаниями о развитии ребенка дошкольного возраста, умением применять их в общении.
- Осуществлять выбор методов воздействия на ребенка, соответствующих его возрастным и индивидуальным особенностям.
Педагогической теорией и практикой выработано большое количество разнообразных форм работы с семьей. Основной формой работы педагога с родителями являются родительские собрания. На протяжении каждого учебного года в группах детского сада обычно проводят два-три родительских собрания по плану. Традиционные формы родительских собраний представляют собой встречу, на которой есть основной докладчик – воспитатель и несколько содокладчиков, узкие специалисты детского сада или представители родительского комитета. Также воспитатель может провести анкетирование или небольшое совместное с родителями обсуждение какого-либо вопроса из жизни детского коллектива [2].
Структура тематического родительского собрания состоит из трех этапов [3].
I этап — Подготовительный
- Необходимо заранее предупредить родителей о проведении родительского собрания в детском саду и о теме, которая будет обсуждаться. Воспитатель должен поместить объявление о дате и теме родительского собрания на информационной доске. Еще лучше, если каждый родитель получит личное приглашение на родительское собрание.
- К родительскому собранию необходимо заранее хорошо подготовиться. Написать план, подготовить наглядные и информационные материалы, распечатать необходимое количество анкет для родителей.
- Необходимо согласовать с другими специалистами детского сада тему родительского собрания, их роль на этом собрании и дать время на подготовку.
II этап – Основной
Первая или вводная часть призвана организовать родителей, создать атмосферу доброжелательности и доверия, сконцентрировать их внимание (сообщения темы, формы собрания с помощью коротких игр и занятий).
Вторая часть (раскрытие темы собрания) начинается с выступления воспитателя группы, старшего воспитателя или других специалистов ДОУ, освещающих теоретические аспекты рассматриваемой темы.
Третья часть — "разное" — обсуждаются вопросы содержания ребенка в детском саду, проведения досуга, организации совместных мероприятий семьи и ДОУ.
Четвертая часть — решение, подводятся итоги встречи, перечислив принятые решения по каждому из обсуждаемых вопросов, зафиксированные в протоколе.
III этап — Завершающий (рефлексивный)
Подводя итоги важно выяснить и отношение родителей к проведенному собранию, разумно заранее подготовить необходимые опросные листы для оценок и пожеланий родителей, — все это в последствие станет предметом размышлений. Предметом анализа должны будут стать точно так же персональный состав родителей, оставшихся на личную беседу, вопросы родителей в ходе собрания, явка родителей, причины отсутствия, участие родителей в обсуждении и т.д.
Проводя родительское собрание нужно соблюдать все этапы его структуру. Это нам поможет не только сохранить его функцию, но и донести тему собрания, а так же комфортное нахождение всех участников. Таким образом, родительское собрание будет эффективным.
- Арнаутова Е.П. Планируем работу с семьей. // Управление ДОУ 2002г., № 4. – 66с.
- Зверева О. Л., Кротова Т. В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект. — М.: ТЦ Сфера, 2005
- Сягина Н. В. Опыт взаимодействия семьи и дошкольного учреждения // Молодой ученый. — 2016. — №23. — С. 518-521.
|