Цель: повышение педагогической компетентности родителей в приобщении детей старшего дошкольного возраста к познавательно-исследовательской деятельности.
Задачи:
- формировать представление родителей о необходимости развития познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста
- активизировать стремление родителей развивать познавательные интересы детей
- способствовать взаимодействию педагогов и родителей в развитии любознательности детей.
Форма проведения: круглый стол.
Методы: выступление воспитателя по теме с использованием презентации, представление семейного опыта, дискуссия, игровая программа, рефлексия.
Скачать презентацию
План работы круглого стола:
- Вступительное слово. Обозначение темы собрания.
- Выступление воспитателя «Растите любознательных» с презентацией.
- Дискуссия «Шляпа вопросов».
- Представление опыта семьи Хохловых «Экспериментируем дома».
- Игровая программа «Взрослые и дети»
- Подведение итогов работы круглого стола. Вручение «Памятки для родителей «Развитие любознательности у дошкольников».
- Заключительная часть — игра-рефлексия «Выбери свой цвет».
- Вступительное слово. Обозначение темы собрания.
Тема нашего круглого стола — «Развитие любознательности у детей старшего дошкольного возраста». Эта тема действительно заслуживает внимания, поскольку нашим детям скоро предстоит отправиться в школу. Будет ли школьная жизнь радостной для ребят или, наоборот, омрачится неудачами во многом зависит от нас, взрослых.
2. Выступление воспитателя «Растите любознательных»
Показателем познавательного отношения к окружающей действительности детей в дошкольном возрасте является любознательность. ФГОС ДО четко определяет, что в дошкольном возрасте должна быть сформирована мотивация к обучению, познанию и творчеству, т.е. познавательный интерес. Ученые Л.И. Божович, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, В.В. Зайко и др. подчеркивают, что необходимым компонентом психологической готовности к школьному обучению является наличие познавательного отношения ребенка дошкольного возраста к окружающему миру. Любознательность ребенка служит основой возникновения устойчивого познавательного интереса, направленного на предметы, объекты природы, виды деятельности. Значение наличия любознательности у детей велико: она позволяет ребенку расширить круг знаний и углубить понимание окружающей действительности.
Так что же такое любознательность? В словаре С. И. Ожегова дается следующее толкование этого понятия: «Любознательный – склонный к приобретению новых знаний, пытливый…», поэтому, говоря о развитии любознательности у детей, мы говорим о развитии познавательного интереса.
Воспитание любознательности и познавательных интересов осуществляется в общей системе умственного воспитания на занятиях, в игре, в труде, в общении и не требует каких-либо специальных занятий. Основное условие развития любознательности – широкое ознакомление детей с явлениями окружающей жизни и воспитание активного, заинтересованного отношения к ним.
Возникновение интереса обеспечивается подготовкой соответствующей почвы, в содержание понятия которой мы включаем:
а) наличие внешних условий, создающих возможность получать достаточные впечатления в той или иной области, осуществлять ту или иную деятельность;
б) накопление соответствующего опыта, делающего данную деятельность частично знакомой;
в) создание положительного отношения к данной деятельности (или к данному предмету), чтобы «обернуть» к ней ребенка, вызвать желание заниматься и обеспечить, таким образом, психологические предпосылки интереса.
В ребенке с рождения заложен этот самый познавательный интерес: ему необходимо самому все увидеть, услышать, потрогать, попробовать на вкус, подергать, покрутить, постукать… Он таким образом познает окружающий мир. Задача взрослых поддерживать этот интерес, не дать ему угаснуть, а мы, зачастую, ругаем своих «маленьких исследователей»: «Оторвешь! Разобьешь! Сломаешь!» А как еще он узнает, что книга рвется, чашка разбивается, дверь закрывается, вода проливается, если сам не попробует!
Китайская пословица гласит: «Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать — и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Это и есть один из важнейших способов развития детской любознательности.. Теоретические знания не укладываются в детскую психику, ребенку нужен полноценный опыт, как источник познавательных вопросов.
Внимание со стороны взрослых к детским вопросам также является способом поддержки познавательного интереса у ребенка. Не нужно отвечать на детские вопросы, полным ответом. Подталкивайте ребенка к новым размышлениям, наблюдениям. Вместо ответа спросите, как думает он сам, потому что, по мнению, В. А. Сухомлинского, «…под лавиной знаний могут быть погребены пытливость и любознательность».
На многие свои вопросы дошкольник может получить ответ в процессе наблюдений за окружающим миром, задача родителей обращать внимание детей на изменения, происходящие вокруг, использовать прием сравнения предметов.
Очень эффективно любознательность развивается с помощью загадок. Главная особенность загадки состоит в том, что она представляет собой логическую задачу, отгадать ее – значит найти решение задачи, совершить мыслительную операцию. После того, как ребенок предложит свой ответ (пусть даже неправильный), спросите его, почему он так думает, что ему помогло найти ответ. Не стремитесь получить от ребенка предполагаемую отгадку, важнее, что, задумываясь над отгадкой, ребенок учится наблюдать окружающий мир, загадки побуждают его к дальнейшим размышлениям, наблюдениям.
Ученые доказали, что любознательность как личностная черта возникает на основе развития эмоций радости, интереса и удивления в процессе познания. Она может быть поддержана или подавлена реакциями и действиями взрослых. Приглашайте ребенка экспериментировать вместе с вами, поддерживайте его, радуйтесь вместе с ним, ведь он «открывает» для себя то, что нам, взрослым, давно известно.
Родителям необходимо понимать, что в процессе познавательного развития ребёнка происходит расширение его кругозора, информированности об окружающем предметном мире, о живой природе и других людях, о пространстве и времени, развиваются мышление и речь, формируются индивидуальные интересы. Различные объекты познания предполагают различное к ним отношение и различные способы их исследования.
Живые объекты, природа:
- различение живого и неживого
- бережное и уважительное отношение к живому
- готовность заботиться о ком-то или чем-то
- представление о правилах безопасного поведения.
Неживые объекты, предметы:
- орудия труда, инструменты-взрослые показывают ребёнку, как им пользоваться
- технические средства, включая средства передвижения, — знакомство с их устройством, правилами эксплуатации и пользования
- игрушки — ребенок использует по своему усмотрению
- материалы (конструкторы, изоматериалы и т.п.) — ребенок исследует и использует самостоятельно, взрослый может показать некоторые их свойства и возможности
- эстетические объекты — рассматривание объектов, бережное к ним отношение.
Способы и приёмы действий (технологии).
Отношения людей, чувства. (Они вызывают наибольший интерес у детей в старшем дошкольном возрасте).
Впечатления, восприятие: цвет, звуки, фактура материала, вкус, запах.
От отношения окружающих взрослых к познавательной активности ребёнка, от того, насколько правильно они смогут создать на каждом возрастном этапе развивающую среду, отвечающую возможностям и потребностям ребенка, зависит его познавательное и интеллектуальное развитие. Важно, чтобы детское воспоминание мира было освещено радостью ожидания новых открытий, ярких впечатлений жизни, и тогда его познавательные интересы будут крепнуть и развиваться.
3. Дискуссия «Шляпа вопросов».
(Вопросы для обсуждения предлагаются родителям заранее.)
Листочки с вопросами складываются в шляпу.
Родители по очереди вытягивают вопрос для обмена мнениями.
Примерные вопросы:
- О чем спрашивает Ваш ребенок?
- Можно ли по вопросам ребенка судить о его интересах?
- Какие вопросы ребенка ставят Вас в тупик?
- К кому из членов семьи ребенок обращается с вопросами чаще и почему?
- Как, по Вашему мнению, правильно отвечать на детские вопросы?
- Ответы на какие вопросы не вызывают затруднения?
- Как Вы поступаете, если не знаете ответа на вопрос?
4. Представление опыта семьи Хохловых «Экспериментируем дома».
Опыт «Извержение вулкана».
Оборудование: банка с содой, стаканчики с разноцветной водой с добавлением уксусной кислоты.
Описание: в банку с содой постепенно добавляется раствор уксусной кислоты, в результате чего происходит явление, внешне похожее на извержение вулкана.
Опыт «Прочная бумага».
Оборудование: две чашки, лист бумаги, несколько игрушек.
Описание: на чашки, перевернутые вверх дном и стоящие на расстоянии друг от друга, кладется лист бумаги; на бумагу ставятся поочередно игрушки, которые падают, так как бумага не выдерживает их веса; затем этот же лист бумаги складывается гармошкой; теперь бумага выдерживает вес игрушки.
Опыт «Танцующие хлопья».
Оборудование: шерстяной шарф, воздушный шарик, овсяные хлопья.
Описание: хлопья рассыпать на столе, воздушный шар потереть о шарф; расположив шарик над хлопьями, можно увидеть, как они «танцуют».
5. Игровая программа «Взрослые и дети»
Цель — активизация родителей на развитие любознательности детей.
1 задание.
Превратить нарисованные круги в предметы круглой формы.
2 задание.
Команды по очереди показывают соперникам какое-либо слово или действие без слов, игроки-соперники должны отгадать задуманное слово или действие.
3 задание.
Командам предлагается придумать новое применение знакомому предмету (например, газете, венику и т.д.).
4 задание.
На столах лежат листы бумаги и карандаши округлой формы, которые легко раскатываются по столу.
Командам предлагается придумать, как с помощью листа бумаги предотвратить скатывание карандашей со стола на пол.
6. Подведение итогов работы круглого стола. Вручение «Памятки для родителей «Развитие любознательности у дошкольников».
«Памятка для родителей «Развитие любознательности у дошкольников».
- Необходимо знать основные принципы построения общения с детьми. Любознательные дети растут у любознательных родителей. Не поддавайтесь иллюзии, что вы все обо всём уже знаете. Открывайте мир вместе с вашим ребёнком.
- Говорите с ребёнком – сначала называя окружающие предметы, позже – действия, затем – признаки и свойства предметов, объясняйте окружающий мир и формулируйте закономерности, рассуждайте вслух и обосновывайте свои суждения.
- Задавайте ребёнку старшего возраста как можно чаще вопрос «Как ты думаешь?»
- Всегда внимательно выслушивайте рассуждения ребёнка и никогда не иронизируйте над ними. Уважайте его интеллектуальный труд.
- Отыскивайте и приносите домой любопытные вещи, книги, истории. Делитесь этим с ребёнком. Пусть он не всё и не сразу поймёт: развивающее общение – это всегда общение «на вырост».
- По возможности много путешествуйте с ребёнком.
- Приглашайте в дом интересных людей, при общении с ними не отправляйте ребёнка «поиграть в соседней комнате».
- Ходите с ребёнком в музеи.
- Проводите совместные наблюдения и опыты.
- Эмоционально поддерживайте исследовательскую деятельность ребёнка. Поощряйте его инициативу и самостоятельность. Создавайте условия для реализации его творческих замыслов.
- Сделайте свои увлечения предметом общения с ребенком.
- Заключительная часть — игра-рефлексия «Выбери свой цвет».
Родителям предлагается оценить информацию, полученную на собрании одним из трех кружков красного, синего, зеленого цвета.
Красный цвет – «считаю информацию, полученную на собрании полезной»;
Синий цвет – «считаю информацию, полученную на собрании недостаточно полезной»;
Зеленый цвет – «мне на собрании было неинтересно».
Литература:
- ФГОС ДО №1155 от 17. 10. 2013года
- Минкевич Л.В. Родительские собрания в детском саду. Старший дошкольный возраст. — М: «Издательство «Скрипторий 2003», 2012. – 96 с.
- Чиркова С.В. Родительские собрания в детском саду. Старшая группа. — М: ВАКО, 2011. – 255 с.
|