Автор:
Мыскова Людмила Владимировна Воспитатель МАДОУ детский сад №51 «Ивушка» д. Гребнево Щелковского муниципального района Московской области
Дошкольный возраст часто называют периодом почемучек, так как дети стремятся к активному познанию окружающего мира. Одной из важных составляющих такой активности является любопытство. Любопытством называется наличие стойкого интереса к познанию окружающего и конкретных объектов в частности, направленно на получение необходимых знаний.
Одними из критериев развитости любознательности является:
- Появление интереса
- Возникновение, ряда причинно-следственных вопросов
- Появление гипотезы
- Словесное объяснение
Но необходимо отметить, что развитие познавательной активности и любознательности требует особой организации и воспитания со стороны взрослого. Давайте выясним, какие методы могут нам в этом помочь:
Метод создания проблемной ситуации
- Игровой
- Словесный
- Наглядный
- Практический
- Использование художественной литературы
- Медиа-технологии
Процесс формирования любознательности как с одной стороны психического с другой стороны процесса ознакомления с окружающем должен начинаться с года, когда ребенок осваивает навыки прямо хождения. С этого момента основным методом развития любопытства становится рассказ и показ с дальнейшим примером. Также можно использовать мультипликационные сериалы одним из таких примеров является серия уроков «Тетушки Совы», где в доступной форме объясняются явления природы с наглядным их изображением. С развитие мелкой моторики ребенка можно начинать формирование зачатков предметной деятельности. Основным методом является показ и рассказ взрослого, можно дать ложки ребенку, так он быстрее осознает функцию этого предмета. Необходимо постоянно мотивировать интерес ребенка, побуждая этим к формированию следующей составляющей любознательности — поисковой деятельности. Поисковая деятельность помогает в развитии способностей ребенка анализировать и соединять полученные знания с новыми. Следующим этапом формирования любопытства является игровая деятельность и экспериментирование.
Виды игр способствующие развитию любознательности:
- Сюжетно-ролевые
- Игры с задачей
- Игры с постановкой определенной гипотезы
- Игры с использованием логических эстафет
- Игры экскурсии
Игры с задачей, предполагают постановку определенной цели перед ребенком (например: найди стол, стул и столовые приборы для каждого из героев сказки), сюжетно-ролевая игра, заключается в постановке цели и распределению ролей с помощью такой игры можно легко развивать любознательность ребенка к разным видам профессий. Игры экскурсии и логические эстафеты помогут в проявлении любопытства к животному и растительному миру.
Ценность и эффективность использования игровых методов заключаются в самостоятельном выполнении задачи и проявлению стойкого интереса к поиску знаний, развитию мыслительных процессов у ребенка.
Еще одним способом развития любви к знаниям является эксперимент. Достоинства этого метода заключаются в:
Развитие интереса к знаниям
Дети получают возможность проверить полученные знания самостоятельно
Развивается коммуникационная способность
Виды экспериментов, которые можно провести с ребенком:
Эксперименты с применением песка
- о свойствах мокрого и сухого песка (умение удерживать форму, разность в весе)
- песчаные часы (проверка сыпучести песка)
Опыты с водой
- Утонет или не утонет?
- Имеет ли вода запах?
- Круговорот воды в природе
- Имеет ли вода цвет?
Любознательность, как и любой другого психический процесс необходимо развивать, ведь чем выше уровень познавательного интереса тем лучше ваш ребенок будет обучатся в детском саду и школе.
Список литературы:
- Крутецкий, В.А. Любознательность. Педагогическая энциклопедия
|