- Заболотная Надежда Александровна Педагог-психолог
- Погодаева Алёна Викторовна Учитель-дефектолог
МБДОУ «Д/с «Ёлочка» г. Абакан
Вводное слово для родителей: приближается время, когда Ваш ребёнок станет первоклассником. И в связи с этим у вас, у родителей, возникает масса волнений и переживаний: где и как подготовить ребенка к школе, что ребёнку нужно знать перед школой, как он будет справляться со школьными трудностями и так далее. Универсального ответа на эти вопросы нет – каждый ребенок индивидуален. Конечно, если готовить детей к школе, то это станет отличным подспорьем в первом классе, поможет в обучении, значительно облегчит адаптационный период.
Сейчас для Вас, уважаемые родители, небольшое задание. Нужно разделиться на две группы. Каждая группа выполняет задание в течение 5 минут. Затем презентация работы по 2 минуты. Вы определите основные показатели готовности ребёнка к школе. Это то, что должно быть сформировано, выработано в ребёнке, то, что ему будет помогать хорошо учиться в школе.
Вам предлагаются перечень различных показателей. На первую (верхнюю) строчку нашей «пирамиды» необходимо выложить тот показатель, который Вы считаете наиболее главным. На вторую выкладываете 2 наиболее главных из оставшихся показателей. На третью — три. На четвёртую — два. На пятую — один показатель.
Нужно, чтобы получилась пирамида такого вида:
Предлагаются следующие показатели готовности детей к школе:
- Ответственность
- Умение считать, считать, писать
- Умение общаться со взрослыми и сверстниками
- Самостоятельность
- Настойчивость
- Состояние здоровья
- Умение логически мыслить
- Умение организовать рабочее место
- Развитие речи и памяти.
Данное задание выбрано не случайно. Что вы делали, чтобы его выполнить? Договаривались, высказывали своё мнение, выбирали подходящий ответ, формулировали выводы и записывали. Это упражнение затрагивает несколько видов «готовности» к школе, то, что необходимо для обучения в школе.
Конечно, готовность к школьному обучению – это многокомпонентное качество, которое состоит из нескольких видов «готовности»: личностная готовность, интеллектуальная и социально-психологическая.
1. Личностная готовность.
Включает формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции – школьника, имеющего круг прав и обязанностей, у школьника появляется ряд новых правил, которым он следует. Личностная готовность включает в себя такие качества и способности как: самостоятельность, волевая саморегуляция, способность к самоорганизации. Личностная готовность к школьному обучению выражается в позитивном отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, учителям, самому себе. Важным компонентом личностной готовности считается позитивная учебная мотивация (то, что побуждает ребёнка учится). Учебная мотивация складывается у первоклассника при наличии выраженной познавательной потребности (желание узнавать новое) и умении трудиться. (У дошкольника ведущий вид деятельности – игра, у школьника – учебная деятельность).
2. Интеллектуальная готовность.
Данный компонент готовности предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний, развитие всех познавательных процессов (мышления, памяти, внимания, воображения, восприятие)
3. Социально-психологическая готовность.
Этот компонент готовности включает в себя формирование у детей качеств, благодаря которым они могли бы общаться с другими детьми, учителем. Ребенок приходит в школу, класс, где дети заняты общим делом, и ему необходимо обладать достаточно гибкими способами установления взаимоотношений с другими детьми и взрослыми.
Также, выделяют такой вид готовности к школьному обучению, как специальная готовность. Под специальной готовностью понимается приобретение ребенком знаний и умений, которые обеспечат ему успешность овладения содержанием обучения в первом классе школы по основным предметам (математика, чтение, письмо, окружающий мир).
Представляем Вашему вниманию примерный перечень того, что необходимо перед поступлением в первый класс:
1. Основы математики:
- уметь считать от 1 до 10 и обратно, восстанавливать числовой ряд, в котором пропущены некоторые числа;
- выполнять счетные операции в пределах десяти, увеличивать/уменьшать количество предметов «на один», «на два»;
- знать понятия «больше-меньше-поровну»;
- знать простые геометрические фигуры, уметь составлять аппликации из геометрических фигур;
- уметь сравнивать предметы по длине, ширине и высоте;
- решать простые арифметические задачки;
- уметь поделить предмет на две/три/четыре равные части.
2. Чтение.
Важно, чтобы ребенок:
- отличал буквы от звуков, гласные от согласных;
- чем отличаются гласные звуки от согласных.
- мог найти нужную букву в начале, середине и конце слова;
- подбирал слова на заданную букву;
- делил слово на слоги;
- читал предложения из 4-5 слов и понимал прочитанное.
3. Навыки письма.
Для успешного начала учебы в школе необходимо:
- правильно держать ручку и карандаш в руке;
- проводить непрерывные прямые, волнистые, ломаные линии;
- обводить по контуру рисунок, не отрывая карандаша от бумаги;
- уметь рисовать по клеточкам и точкам; уметь дорисовать отсутствующую половину симметричного рисунка;
- копировать с образца геометрические фигуры;
- уметь продолжить штриховку рисунка;
- уметь аккуратно закрашивать рисунок, не выходя за контуры
Важно, чтобы все основные виды готовности ребенка к школе были сформированы на достаточном уровне. Только в таком случае в условиях систематического обучения у ребенка не наступит ухудшение здоровья, он будет справляться с предъявляемыми требованиями, успешно усвоит школьную программу и социально-психологически адаптируется к школьной жизни.
Для того, чтобы наши дети успешно осваивали необходимую информацию, нужно не только успешное взаимодействие с педагогами и руководством ДОУ, но и нужна ваша поддержка, уважаемые родители. Сотрудничество с вами определяет успех будущего вашего ребёнка.
|