«Развитие потребности в общении с другими детьми и взрослыми»
Ребёнок испытывает пускай и положительный, но всё же стресс, шагая в школу в первый раз. Он робко улыбается, но беспокойство всё равно даёт о себе знать. Мамы волнуются, первая учительница переживает: «справится ли малыш со всеми трудностями, что возникнут на его пути?..» Первый раз в первый класс... как часто повторяется эта фраза в начале учебного года! Но готов ли ребёнок не только перешагнуть порог школы, но и в дальнейшем успешно учиться? Каковы критерии школьной готовности?
Этот вопрос не новый! Проблеме школьной готовности посвящено немало публикаций, да и книг по этой проблеме написано много. Но почему-то вопрос до сих пор остаётся открытым — нет единой точки зрения. Согласитесь, по сути, мы имеем дело с казусом: если есть образовательный стандарт, то почему нет единого подхода к изучению готовности его усвоения?
Вопросы школьного обучения — это не только вопросы образования, интеллектуального развития ребёнка, но и формирования его личности, вопросы воспитания. Именно поэтому остро стоит проблема готовности ребёнка к школьному обучению.
Современная специальная литература дает нам множество советов – как развивать речь ребенка, подготовить к обучению грамоте, счету, письму, как проверить, нет ли у него нарушений, мешающих обучению и т. д. Нам кажется уместным поговорить не столько об интеллектуальной, сколько о социально-психологической готовности к школе, от которой зависят не только школьные успехи, но и самочувствие ребенка. Все мы хотим, чтобы наши дети росли здоровыми и успешно учились. Но всегда ли мы ясно понимаем, как во многом это зависит именно от душевного настроя ребенка.
Социально-психологическая (или готовность в сфере общения) включает в себя формирование у детей качеств, благодаря которым они смогли бы благополучно наладить отношения в новом классном коллективе, с учителем, формирование у него готовности к принятию новой социальной позиции — положения школьника, имеющего важные обязанности и права, занимающего иное, по сравнению с дошкольниками, место в обществе. Эта готовность выражается в отношении ребёнка к школе, учебной деятельности, учителям, самому себе.
Подготовленный к школе ребёнок хочет учиться потому, что у него появилось стремление занять определённую позицию в обществе, открывающую доступ в мир. Кроме того, у него есть познавательная потребность, которую он не может удовлетворить дома. Эти две потребности способствуют возникновению нового отношения ребёнка к окружающей среде, названного Л.И. Божович «внутренней позицией школьника». Сочетание двух потребностей — познавательной и потребности в общении с взрослыми на новом уровне — позволяет ребёнку включиться в учебный процесс в качестве субъекта деятельности, что выражается в произвольном поведении ученика. Если ребёнок не готов к социальной позиции школьника, ему будет трудно в школе.
Социально-психологическая готовность к школе включает и формирование у детей таких качеств, которые помогли бы им общаться с одноклассниками, учителем. Каждому ребёнку необходимо умение войти в детское общество, действовать совместно с другими, уступать в одних обстоятельствах и не уступать в других, важно, чтобы со сверстниками он общался на равных, но с уважением, ведь это его друзья. Эти качества позволяют правильно реагировать на похвалу и порицание, они проявляются в умении сдерживать, регулировать проявление своих чувств, в преобладании положительных эмоций. Эти качества обеспечивают безболезненное преодоление трудностей, с которыми сталкивается школьник.
В воспитании положительного отношения к школе особое значение имеет игра. Через игру и в игре постепенно готовится сознание ребёнка к предстоящим изменениям условий жизни, отношений со сверстниками и с взрослыми, формируются качества личности, необходимые будущим школьникам. Играя, ребёнок приучается действовать в коллективе сверстников, подчинять личные желания интересам товарищей, выполнять установленные правила, прилагать определённые усилия для преодоления встречающихся трудностей. В игре формируются такие качества, как самостоятельность, инициативность, организованность, развиваются творческие способности, умения работать коллективно. Всё это необходимо будущему первокласснику.
Чтобы расширить представления Вашего ребенка о школьниках и вызвать желание подражать им, заинтересоваться школьной жизнью, желательно какому-нибудь ученику (соседу, двоюродному брату) рассказать об интересных школьных делах, о любимом уроке, о том, как ребята помогают отстающим, как участвуют в труде взрослых. Кроме того, помочь ребенку при встрече с новой для него школьной ситуацией, может на наш взгляд использование психогимнастических упражнений, которые может проводить как учитель, воспитатель, так и вы – родители.
Ребенок должен знать о том, как устроена школьная жизнь:
- В школе бывают уроки — во время урока дети учатся, читают, считают, пишут, отвечают на вопросы учителя. Если ученик хочет что-то спросить у соседа, то он должен говорить тихо. На вопрос учителя нужно отвечать громко.
- Перемена- во время перемены играют, разговаривают, готовятся к уроку. На перемене тоже можно говорить громко.
- Ученики приходят в школу с портфелем. В портфеле лежит то, что нужно для учения, а еще там может лежать завтрак, сменная обувь и другие необходимые вещи.
Вы можете организовать игру с ребенком, в результате которой он сможет получить эти знания и закрепить их. В игре могут участвовать как один ребенок, так и группа детей (друзья, соседи). Приведем пример нескольких психогимнастических занятий для будущих первоклассников.
Например:
Игра «Что лежит в портфеле?»
Ведущий бросает ребенку мяч и называет какой-либо предмет, например: ручка, тетрадь, кирпич и т.д. Если, по мнению ребенка, этот предмет должен лежать в портфеле, он ловит мяч, если нет — ловить мяч не нужно.
Игра «Я возьму с собой в портфеле»
Дети сидят или стоят в кругу. Первый ребенок говорит: «Я возьму с собой в портфеле...» — и называет какой-нибудь необходимый в школе предмет. Следующий ребенок повторяет то, что назвали до него, и добавляет свой предмет.
Игра «Тихо — громко»
Ведущий произносит незаконченные предложения, например, «Когда ты на уроке, ты разговариваешь...» Задача ребенка крикнуть: «Громко!» — или прошептать: «Тихо».
При переходе из дошкольного детства в школу ребенок обретает новую идентичность: «Мы теперь не просто дети, мы теперь ученики». Формирование новой идентичности — длительный и противоречивый процесс. И нам, взрослым, необходимо помочь ребенку сориентироваться в том, что же представляет собой идентичность школьника. Как правило, родители и педагоги, работающие с дошкольниками и младшими школьниками, склонны к резкому противопоставлению социальных позиций школьника и дошкольника. Эти позиции оказываются полярными, взаимоисключающими. Подразумевается, что переход в школу означает полный отказ от дошкольных форм поведения. «Ты же теперь первоклассник!» — слышит ребенок.
Взрослым присущи иррациональные ожидания, что в один прекрасный день (а именно первого сентября) ребенок волшебным образом начнет вести себя как школьник, причем не только на уроке, но и за его пределами. Более того, дошкольные формы поведения и интересы получают отрицательную оценку: «Ты же такой большой, что ты все время играешь?» К поведению ребенка предъявляются явно завышенные и нереальные требования, соответствовать которым ребенок не в состоянии, и это провоцирует усиление тревожности снижение самооценки. Ожидания взрослых передаются и детям. Взрослые склонны изображать дошкольника этаким шумным и неуправляемым существом, тогда как школьник представляется им неким идеальным ребенком, всегда уравновешенным, послушным, интересующимся только уроками. Но способен ли ребенок стать именно таким школьником, да и возможно ли это?
Очень важно сделать требования и ожидания взрослых более реальными, чтобы ребенок понимал: переходя в школу, он не перестает быть ребенком со всеми присущими ему особенностями. Ваш ребенок должен понять, что школьник — это ребенок, который ходит в школу, учится, выполняет домашние задания. На уроках он слушает учителя и старается выполнить его задания. А вот на перемене и дома он может бегать, прыгать, играть. Таким образом, ребенок обязан быть школьником на уроке, но в остальное время он имеет право на дошкольные (или внешкольные) формы поведения.
Работу по разграничению образов школьника и дошкольника имеет смысл начать с обсуждения того, чем они отличаются друг от друга. Затем эта тема получает развитие в различных упражнениях. Приведем несколько примеров.
Игра «Кто где?»
В игре участвуют несколько человек: мама, папа, брат, друг и т.д. «Вот тебе лист бумаги. Он разделен пополам. Нарисуй на одной половинке школьника, а на другой — дошкольника. Сделай это так, чтобы можно было сразу догадаться, кто, где нарисован. Никому не говори, кого, где ты нарисовал». По завершении рисования участники садятся в круг. Все по очереди показывают свои рисунки, а задача остальных — догадаться, где нарисован школьник, а где — дошкольник.
Игра «Представь себе»
Затем идет работа с пластическим образом школьника и дошкольника: «Представь, как сидит школьник. Представь, как — дошкольник. Представь, как ходит школьник. Представь, как — дошкольник». Ребенку важно попробовать себя и в одной, и в другой роли: «Походи как школьник, посиди как дошкольник». Можно дать ребенку такое игровое задание: «Когда я хлопну один раз, то ты должен сидеть как школьник, а когда два раза — как дошкольник».
Затем ребенок изображает школьника или дошкольника в любой позе, а Ваша задача — догадаться, кого именно ребенок изобразил.
Игра и беседы стимулируют мотивацию у дошкольников к учению, к скорейшему прибытию в школу, к тому, чтобы занять новую социальную позицию.
Ребёнок должен обладать качествами личности, помогающими ему войти в коллектив класса, найти своё место в нём, включиться в общую деятельность. Это общественные мотивы поведения, те усвоенные ребёнком правила поведения по отношению к другим людям и то умение устанавливать и поддерживать взаимоотношения со сверстниками, которые формируются в совместной деятельности дошкольников.
Таким образом, социально-психологическая готовность детей к школе (или готовность в сфере общения) включает:
- развитие потребности в общении с другими детьми и взрослыми
- умение подчиняться традициям и правилам группы, не ущемляя своих интересов
- развивающие способности справляться с ролью школьника в ситуации школьного обучения.
Важно душой почувствовать сложность переживаний ребенка при столь разительном изменении жизни, как поступление в школу, и помочь ему. Это, ко всему прочему, не только увеличивает его готовность к школе, но и сохранит ему здоровье.
Литература
- Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога. – «Феникс», Ростов-на-Дону, 2006г.;
- Чибисова М. Психогимнастические занятия для будущих первоклассников
- Дмитриева В.Г. Готовимся к школе. – М.: изд-во «Эсно», 2007г.
- Безруких М. Портрет будущего первоклассника// «Дошкольное воспитание» № 2,3, 4, 2003 г.
- Сергеева Н. В. Школьная готовность. Встреча с родителями будущих первоклассников/ Статья отнесена к разделам: Преподавание в начальной школе/ Работа с родителями / Школьная психологическая служба
|