Цель. Обобщать представления детей об экологической зависимости между явлениями и объектами природы. Закладывать основы экологической культуры.
Ход занятия Воспитатель.:
Сегодня речь мы поведём о том, Что вся Земля — наш общий дом, Где мы с рождения живём. Ещё о том пойдёт сегодня речь, Что мы наш дом должны беречь.
Как вы думаете, можем ли мы сделать чистой всю нашу планету? Дети. Всю планету чистой мы сделать не можем. Она очень большая.
Воспитатель. Можем ли мы сделать чистыми двор, в котором живём, улицу, по которой гуляем, территорию нашего детского сада? Что для этого надо делать?
Дети. Не бросать мусор, а убирать его. Не ломать ветки, а сажать кусты и деревья. Не рвать цветы, а выращивать и поливать их. Не пугать птиц, а подкармливать их, мастерить для них домики.
Воспитатель. Если каждый будет выполнять эти нехитрые правила, наш родной город станет чистым и красивым. Вы, будущие школьники, много знаете и умеете. Но некоторые дети младших групп не знают правил поведения в природе. Как научить их бережному отношению к окружающему?
Дети. Мы можем сделать экологические знаки — правила поведения в природе.
Воспитатель. Как вы считаете, какие действия следует запретить?
Дети. Рвать цветы, ломать ветки деревьев и кустарников, ловить насекомых, разорять муравейники, бросать мусор.
Воспитатель. О чём следует предупредить малышей?
Дети. Не забывать поливать цветы и саженцы молодых деревьев, беречь воду, обходить стороной места, где расположены птичьи гнёзда. Воспитатель. Как вы думаете, где воздух чище: в городе или в лесу?
Дети. Воздух в лесу чище, чем в городе.
Воспитатель. Почему? Дети. В лесу нет машин, заводов. Там много деревьев, которые очищают воздух от пыли и грязи, поглощают углекислый газ и выделяют кислород. В городах воздух загрязняют выхлопные газы машин. Заводские трубы выбрасывают в воздух вредные вещества.
Воспитатель: Так, может быть, нам всем переехать жить в лес? Как вы думаете, сможет ли всё человечество уйти из городов и поселиться в лесах? (Нет.) Что надо сделать, чтобы воздух в городах стал чистым и безопасным для человека?
Дети. Надо конструировать машины, которые не загрязняют воздух, сажать деревья и кустарники, разбивать парки и скверы. (Проводится разминка) «Станем мы деревьями».
Станем мы деревьями, Сильными, большими. Ноги — это корни, Их расставим шире, (Ставят ноги на ширине плеч, руки на пояс.)
Чтоб держали дерево, (Ставят один кулак на другой.) Падать не давали, Из глубин подземных Воду доставали. (Наклоняются, складывают ладони чашечкой.)
Наше тело — прочный ствол. (Разгибаются, проводят ладонями вдоль тела сверху вниз.) Он чуть — чуть качается (Покачиваются из стороны в сторону.) И своей верхушкой (Складывают ладони шалашиком.) В небо упирается. (Поднимают соединённые руки над головой.)
Наши руки — ветви — (Раскрывают ладони, разводят пальцы в стороны.) Крону образуют. (Смыкают пальцы.) Вместе им не страшно, (Качают головой.) Если ветры дуют. (Качают поднятыми руками.)
Воспитатель: Сегодня у нас в гостях сотрудник Виноградовского лесничества. Он с удовольствием расскажет о своей профессии. (рассказ лесничего, сопровождение слайдоми)
Лесничий: Я хочу задать вопросы взрослым: Викторина: «Деревья и кустарники»
- Что можно определить по кольцам в стволе дерева? Возраст.
- Что защищает внутреннюю часть дерева? Кора.
- Из цветов какого лиственного дерева пчелы приготавливают самый вкусный мед? Липа.
- Какое дерево называют деревом лентяев? Кокос. Его плоды, созревая, падают на землю сами.
- Листья какого дерева никогда не меняют своего цвета и опадают осенью зелеными? Листья ольхи.
- Из древесины какого дерева мы получаем искусственный шелк, вискозу, бездымный порох, целлулоид, скрипки, рояли и бумагу? Ель.
- У какого дерева ствол белый? У березы.
- Какое дерево, как и береза, дает сладкий сок? Клен.
- Листья каких деревьев осенью становятся красными? Листья рябины, осины, клена.
- Древесина какого дерева очень прочная и устойчивая против гниения, а дерево сбрасывает хвою на зиму? Лиственница.
- Из какого дерева американские индейцы делали лодки? Из березы.
- Из семян этого дерева можно получить муку или крупу. Можно варить кашу или печь лепешки. Можно приготовить кофе. Что это за дерево? Как называются его семена? Дуб и желуди.
- Древесина какого дерева используется в кораблестроении? Сосна.
- Из этого растения получают смолу, канифоль, скипидар, сургуч, ванилин. Но это и ценный источник витаминов. Укажите, из чего приготавливают витамин? Сосна. Из сосновой хвои.
- Какие деревья являются столовой для птиц? Рябина, черемуха.
- Почему лесоводы иногда называют березу «доброй няней ели»? Молодые елочки «горят» от солнца, а именно в березовом лесу быстро поднимаются. Березы рассеивают свет и таким образом как бы оберегают ели от палящих лучей солнца.
- Древесина какого дерева очень плотная, тяжелая, твердая, прочная. Идет на изготовление некоторых деталей машин, художественных изделий? Железное дерево.
Воспитатель: Спасибо уважаемый лесник. А сейчас наши дети подготовили небольшую сказку «Лесная аптека». У нас есть внучка лесника, Пышкина Арина. Она сейчас расскажет о своем дедушке и его профессии. (Рассказ Ариши) (показ фото) А сейчас мы попробуем посадить из семян дерево. Перед тем как посадить деревья, надо выяснить, будут ли они расти в наших условиях. Сможет ли пальма или апельсиновое дерево выжить в нашей климатической зоне? Почему?
Дети. Эти деревья растут в жарких странах. В наших краях зимой очень холодно. Теплолюбивые деревья погибнут.
Воспитатель: Значит, нам надо посадить деревья, которые не боятся морозов и сильных ветров. Вместе с родителями, под руководством лесничего, вы сейчас посадите семена деревьев, когда они прорастут к весне, мы посадим их на участке нашего детского сада. В какое время года лучше всего высаживать деревья и почему?
Дети. Деревья надо сажать весной или осенью. В это время на деревьях нет листьев, в стволе и ветках не происходит сокодвижение, поэтому саженцы лучше приживаются на новом месте.
Катя Гребенщикова: Наша семья выбирает желудь- будущий дуб. Это могучее дерево с мощным стволом, крепкой древесиной, густой кроной и сильными корнями, которые уходят глубоко в землю. Растут дубы медленно, а живут очень долго. В России есть дубы, которым 700 лет. А ещё на Земле есть дубы — великаны, которым почти 2000 лет. Люди берегут и охраняют эти удивительные деревья. Листья на дубе раскрываются позже, чем на других деревьях. Нежные листья дуба очень чувствительны к холоду, поэтому мудрый дуб дожидается, пока пройдут весенние ночные заморозки.
Пышкина Арина:. Мы голосуем за рябину. Древние славяне считали её священным деревом — символом плодородия и процветания. В мае рябина, словно невеста, вся в белых цветах. А осенью она, как девица — красавица, стоит, накинув на плечи резные красные листья, надев ожерелье из алых ягод. Зимой рябина — хлебосольная хозяйка — кормит голодных озябших птиц. Ягоды рябины — кладезь витаминов. Хозяйки варят из них варенье, пастилу, готовят уксус и квас.
Вова Чурилов: Мы посадим семена березы. Берёза — символ России. У неё стройный ствол, тонкие ветви, нарядные серёжки, которые весной появляются на ветках раньше листьев. В народе говорят, что у берёзы четыре дела. Первое дело — мир освещать (берёзовая лучина была главным источником света в крестьянских избах). Второе дело — крик утишать (крик — скрип телеги утишался, когда колёса смазывали берёзовым дёгтем). Третье дело — больных исцелять (лекарственные вещества есть в почках, в листьях и в коре берёзы). Четвёртое дело — чистоту соблюдать (в бане парились берёзовыми вениками). Хоть и сравнивают берёзу с хрупкой девушкой, она не боится ни порывистых ветров, ни весенних заморозков, ни трескучих морозов.
Маслов Ярослав: А мы посадим крылатку- семя клёна. Это дерево растёт очень быстро, за год почти на метр. Листья клёна похожи на раскрытую ладонь. Летом он даёт обильную тень, а осень окрашивает его листья в разные оттенки жёлтого, оранжевого, красного цвета. Это дерево необыкновенно красивое.
Воспитатель: Как вы думаете, где можно взять деревца для посадки?
Дети. Можно выкопать саженцы в лесу, вырастить их из семян деревьев. Если поставить в воду веточку дерева и дождаться появления корней, можно посадить её в землю.
Воспитатель
Вот посадки, так посадки: Деревца растут на грядке. Здесь деревья просто крошки: Можно ель прикрыть ладошкой,
А дубок вместе с корнями Поместился бы в кармане.
Воспитатель: У нас в Подмосковье есть питомники, (показ слайдов) где выращивают деревья. Не случайно во многих странах мира весной люди отмечают праздник — День дерева. В этот день сажают молодые деревья. Когда придет весна мы с вами посадим деревья и кустарники на нашем участке. Давайте сделаем территорию нашего детского сада ещё красивее.
(все сажают семена деревьев в маленькие емкости: береза, дуб, калина, черноплодная рябина, рябина обыкновенная, ель, сосна, слива, вишня, черемуха, клен, боярышник, калина итд.)
Пусть Земля родная наша Год от года будет краше. Мы не гости на планете, Помните об этом, дети. Научитесь мир беречь!
Ведущий: Нам надо подвести итоги.
Решение родительского собрания:
- Закладывать основы экологической культуры у детей.
- Знакомить детей с разнообразием растительного мира нашего города.
-Приучать детей выращивать и сажать деревья в родном городе.
-Воспитывать бережное отношение к окружающему миру.
Блиц «В гостях у деревьев»
- Растение с твердым толстым стволом и кроной. Дерево.
- Одежда дерева. Кора.
- Дерево — символ России. Береза.
- Дерево, которое никто не пугает, а оно дрожит. Осина.
- Дерево, из которого делают пианино. Ель.
- Дерево, из которого делают спички. Сосна.
- Дерево медонос — это... Липа.
- Дерево, которое первым желтеет. Береза.
- Лиственный кустарник, растущий в скверах и парках, стреляющий семенами из стручков. Акация.
- Тянется вверх из желудя. Дуб.
- Его листья похожи на детские ладошки. Клен.
- Щеточкой растут короткие иголочки. У елки.
- Дерево с шарообразными яркими плодами, которые до зимы живут. Рябина.
- Дерево, которое последним в году цветет. Липа.
- В конце лета это растение дает вкусные, съедобные лесные орешки. Орешник.
- Колючее разлапистое дерево. Ель.
- В ней созревают кедровые орешки и сосновые семена. Шишка.
- Ивовое дерево. Ракита.
- Растение, из листьев которого делали венки для награждения олимпийцев
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №3» г. Бронницы. Подготовила и провела воспитатель высшей категории Горбунова О.В. Апрель 2015г.
|