Яна Горбунова. Разработка родительского собрания 'Поощрения и наказания'

Рразработка родительского собрания Поощрения и наказанияПоощрения и наказания (разработка родительского собрания)
Цель: дать родителям возможность задуматься над проблемами воспитания детей, посмотреть по-новому на использование наказаний и поощрений, переосмыслить их.
Сегодня мы с вами поговорим о важной проблеме, с которой сталкиваются все и взрослые, и дети, — о проблеме целесообразности применения поощрений и наказаний.
Для родителей вопрос о поощрениях и наказания: в высшей степени актуален и, как показывает опыт, вызывает огромный интерес и дискуссии.
Поощрения служат для подкрепления желательного поведения, а наказания — для прерывания нежелательного поведения.
Участники в подгруппах составляют список поощрений и список наказаний
которыми они пользуются. Затем эти списки обсуждаются в кругу, выделяются типы поощрений и наказаний.
Правила использования поощрений
1. Чем разнообразнее и неожиданнее поощрения, тем они действеннее. Чтобы поощрения выполняли свою функцию (закреплять положительное для родителя поведение ребенка), они должны быть четко увязаны с действиями ребенка.
2. Поощрения должны исполняться. Очень важно, чтобы обещанная награда
была получена, поэтому не стоит давать невыполнимых обещаний. Если родители действительно хотят закрепить желательное поведение ребенка, им лучше выбрать реальное выполнимое поощрение, так как поощрения обязательно должны исполняться. Мы можем установить для детей четкие рамки поведения,  применяя систему поощрений и наказаний (за исключением телесных) и следя за тем,  чтобы «воздаяние» было справедливо и логически вытекало из поступков детей.
Приемлемыми наказаниями служат запреты, лишения чего-либо, игнорирование, отсутствие улыбки на лице матери и т. д.
Вопросы к слушателям:
• Как вы считаете, что дает наказание ребенку?
• Как часто можно использовать этот метод?
• Можно ли без него обойтись?
• Есть ли приемлемые наказания?
Часто взрослые грозятся отдать ребенка дядьке, посадить в мешок, уйти, сделать укол и т. д. Можно провести по этому вопросу дискуссию.
Вопрос к слушателям:
• В чем, по-вашему, заключается вред запугивания ребенка?
Обратить внимание на последствия этих методов воспитания. Часто взрослые не выполняют обещанное, и ребенок привыкает к угрозам. В то же время использование угроз и различных видов запугивания ребенка приводит к появлению детских страхов, тревожности. Ребенок начинает бояться темноты, одиночества, врачей.
Вопрос:
• Есть ли педагогически оправданные наказания? Если да, то какие?
Смысл наказания — воздействие на эмоциональную сферу ребенка, вызвать у него чувство вины, раскаяния, огорчения, стыда.
Если без наказаний нельзя обойтись, то надо помнить:
• Наказание всегда должно исходить из мотива поступка ребенка. Нередко бывает, что результат поступка оказался тяжелым, хотя мотив, которым руководствовался ребенок, был положительным. Например, ребенок заступился за младшего (девочку) и ударил обидчика.
• Основанием для наказания могут быть только безнравственные поступки:
сознательное нарушение интересов семьи, отказ подчиниться разумному требованию взрослого, неряшливое отношение ребенка к вещам, причинение обиды или вреда кому-нибудь из окружающих, грубость и др.
• Чтобы наказание осознавалось ребенком, оно должно быть справедливым, адекватным его вины.
• Наказания не должны быть слишком частыми, так как дети привыкают к ним и  становятся равнодушными к их воздействию.
• Следует учитывать срок давности проступка. Запоздалые наказания напоминают ребенку прошлое, но не дают стать другим. Наказан — прощен, инцидент исчерпан, о старых проступках— ни слова.
• Нельзя наказывать и ругать ребенка, когда он болен, ест, после сна, перед сном, во  время занятий, сразу после физической или духовной травмы.
• Нельзя наказывать ребенка, когда у него что-либо не получается, но он старается.
• Следует отказаться от наказания, когда вы огорчены, расстроены, больны.
• Наказание не должно вредить здоровью ребенка.
• За один проступок — одно наказание.

Ситуация для анализа

Четырехлетний Алеша баловался за столом во время обеда, несмотря на замечания взрослых. В конце концов он подавился и начал кашлять. Его наказали — поставили в угол. После того как мальчик «отбыл наказание», отец спросил его:

• Будешь еще так делать?

• Нет, — ответил малыш.

• А ты понял, за что тебя наказали? — догадался спросить отец.

• Да, за то, что кашлял, — ответил ребенок.

Вопрос:

• Какими могут быть последствия взаимонепонимания?

Можно предложить родителям поделиться опытом воспитания, применения эффективных, по их мнению, наказаний, имеющих педагогическую целесообразность.

Например, если ребенок нагрубил, обидел старшего, то ему запрещают смотреть мультфильм.

Но может возникнуть вопрос: а как же можно наказывать?

Предлагаем родителям самостоятельно назвать педагогически оправданные наказания.

К педагогически оправданным наказаниям относятся перечисленные ниже:

• замечание, но сделанное так, чтобы оно дошло до сознания ребенка;

• выговор — серьезно и строго поговорить о недопустимости недостойного

поведения;

• лишение ребенка чего-то приятного, без чего можно обойтись: просмотр любимых телепередач, лакомств и др., но важно, чтобы он знал, за что наказан.

Метод игнорирования - спорный, он заключается в том, что с ребенком не общаются близкие люди, но и в этом случае он должен знать, за что наказан. Игнорировать ребенка можно не больше нескольких минут.

Ситуация для анализа

— Папа, а меня Нина Петровна похвалила! Я запомнила стихотворение быстрее  всех! Хочешь расскажу? — Девочка радостно скачет, ей не терпится поделится с  отцом удачей.

— Лучше расскажи мне о своем поведении, что ты натворила вчера! — строго  говорит отец.

Лицо дочери меркнет. Напрасно весь день вынашивала она в себе заряд радости-  Дома девочка делает еще один заход:

— Мама, хочешь, расскажу стихотворение про елочку?

— Мне не до елочки сейчас. В следующий раз расскажешь.

Вопросы:

— Что испытывает ребенок в подобном случае, когда родите ли не стремятся  его  понять, разделить его радость?

— Чем в дальнейшем чревато невнимание родителей к проблемам дочки?

— Как вы относитесь к делам ребенка?

Стараетесь ли поддержать его стремление поделиться с вами своими радостями и  огорчениями?

Комментарий

У ребенка имеется потребность в общении с близкими людьми. Если родители не  реализуют ее, то ребенок найдет другого человека, с которым будет общаться, делиться своими проблемами.

Ситуация для анализа

Мама говорит четырехлетнему сыну:

— Пора спать.

А сын заявляет:

— Не хочу!

Мама делает вид, что не слышит ответа сына, и продолжает:

— Кого же ты сегодня возьмешь с собой смотреть сны — мишку или зайца?

И вот уже мальчик тянется к зайцу, послушно ложится спать.

Вопросы

• Почему сначала сын отказался ложиться спать, а потом согласился?

• Какой прием использовала мама? Вы используете подобные приемы?

• В чем их эффективность, на ваш взгляд?

Родителям предлагается высказать свою точку зрения, обосновать ее.

Подведение итогов

Наказание — сильно действующий метод воспитания, но его надо применять осторожно, с учетом многих обстоятельств: это и мотивы поступков детей, и возрастные особенности. Не спешите с выводами, не унижайте ребенка, не кричите на него, не оттачивайте на детях свое остроумие. Наказание должно быть педагогически оправданным.

Наказание нельзя рассматривать как обязательный метод воздействия. В воспитании детей дошкольного возраста можно обойтись без него, если взрослый учитывает возрастные особенности, вдумчиво относится к индивидуальным особенностям своего ребенка.

Просмотров: 485
Категория: По направлениям » Для детского сада » Родительские собрания ‒ конспекты




Другие новости по теме:

  • Семенова Елена Васильевна. Родительское собрание с элементами тренинга для родителей «Поощрения и наказания ребенка в семье»
  • Поморцева Ольга Александровна. Презентация «Как воспитать ребёнка успешным? Можно ли обойтись без наказания?»
  • Абзалова Наталья Леонидовна. Конспект беседы с родителями на тему: «Можно ли наказывать ребенка»
  • Курочкина Елена Александровна. КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «КАК ВОСПИТЫВАТЬ РЕБЕНКА БЕЗ КРИКОВ И НАКАЗАНИЙ»
  • Гелюся Джавдатовна Шайхулова. Консультация для родителей на тему: «Какие игры можно использовать в домашних условиях при подготовке ребенка к школе»
  • Тищенко Татьяна Дмитриевна. Консультация психолога для родителей «Словесные способы поощрения и поддержки ребенка дошкольного возраста»
  • Главный Редактор. Можно ли самим научить ребенка английскому?
  • Ираида Юрьевна Ляпунова. 'Научите ребенка быть добрым' (сценарий родительского собрания)
  • Атабаева Мадина Тимуровна. ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК. ЧТО МОГУТ СДЕЛАТЬ ДЛЯ НЕГО РОДИТЕЛИ?
  • Сухова Наталья Александровна. Брошюра для родителей «Советы, что можно сделать или сказать, когда ребенок кричит и не хочет идти в детский сад»
  • Екатерина Киракосян. Работа с семьей в центре игровой поддержки ребенка как возможность укрепления взаимодействия в диаде ребенок раннего возраста-значимый взрослый в рамках подходов отечественной культурно-исторической психологии
  • Валентина Челищева. Педагогика наказания. Рекомендации родителям.
  • Панова Марина Сергеевна. Почему важно отвечать на вопросы ребенка
  • Исмаилова Севиндж Гудрат Кызы. Персональная выставка творческих работ ребенка «Мир глазами ребенка»
  • Приказчикова Наталия Валентиновна. Проект в рамках экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста «Чтобы ёлку не рубить, ёлку можно смастерить».
  • Оксана. Психологическое значение подражательных игровых действий ребенка. Влияние семейного застолья на развитие, воспитание и социализацию ребенка
  • Оксана Владимирова. Как вести себя, если ужалила ребенка пчела
  • Залуцкая Евгения Викторовна. ЕСЛИ ВАМ НЕ НРАВЯТСЯ НЕКОТОРЫЕ ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА ВАШЕГО РЕБЕНКА
  • Бондарева Е.В. Жиленкова Л.И.. Консультация для родителей «Продуктивные способы воспитания: поощрение или наказание?»
  • Редактор. Правила поведения для ребенка
  • Анна Ивановна Воробьёва. Консультация для родителей: 'Нужны ли наказания?'
  • Енина Татьяна Викторовна. Конспект родительского собрания в форме игры 'Знаю ли я своего ребенка?'
  • Чубрикова Татьяна Николаевна Ружанская Екатерина Ивановна Щетинкина Тавтьяна Федоровна. Психолого-педагогические особенности агрессивного поведения ребенка дошкольного возраста
  • Ивкина Галина. Рекомендации родителям заикающегося ребенка
  • Худоерко Оксана Петровна. Рекомендации родителям в период адаптации ребенка в детском саду
  • Бонко Лариса Петровна. Проектный метод как средство развития когнитивной сферы ребенка дошкольника
  • Лезжова Ольга Владимировна. В помощь родителям и педагогам. Физическое развитие ребенка с нарушением зрения: все под контролем
  • Нардекова Светлана Анатольевна. «Помощь родителям аутичного ребенка»
  • Милена Пантелеева. Рекомендации родителям по подготовке ребенка в детский сад
  • Павлова Ольга Николаевна. Адаптация ребенка в ДОУ. Рекомендации родителям.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь