Поощрения и наказания (разработка родительского собрания) Цель: дать родителям возможность задуматься над проблемами воспитания детей, посмотреть по-новому на использование наказаний и поощрений, переосмыслить их. Сегодня мы с вами поговорим о важной проблеме, с которой сталкиваются все и взрослые, и дети, — о проблеме целесообразности применения поощрений и наказаний. Для родителей вопрос о поощрениях и наказания: в высшей степени актуален и, как показывает опыт, вызывает огромный интерес и дискуссии. Поощрения служат для подкрепления желательного поведения, а наказания — для прерывания нежелательного поведения. Участники в подгруппах составляют список поощрений и список наказаний
которыми они пользуются. Затем эти списки обсуждаются в кругу, выделяются типы поощрений и наказаний. Правила использования поощрений 1. Чем разнообразнее и неожиданнее поощрения, тем они действеннее. Чтобы поощрения выполняли свою функцию (закреплять положительное для родителя поведение ребенка), они должны быть четко увязаны с действиями ребенка. 2. Поощрения должны исполняться. Очень важно, чтобы обещанная награда была получена, поэтому не стоит давать невыполнимых обещаний. Если родители действительно хотят закрепить желательное поведение ребенка, им лучше выбрать реальное выполнимое поощрение, так как поощрения обязательно должны исполняться. Мы можем установить для детей четкие рамки поведения, применяя систему поощрений и наказаний (за исключением телесных) и следя за тем, чтобы «воздаяние» было справедливо и логически вытекало из поступков детей. Приемлемыми наказаниями служат запреты, лишения чего-либо, игнорирование, отсутствие улыбки на лице матери и т. д. Вопросы к слушателям: • Как вы считаете, что дает наказание ребенку? • Как часто можно использовать этот метод? • Можно ли без него обойтись? • Есть ли приемлемые наказания? Часто взрослые грозятся отдать ребенка дядьке, посадить в мешок, уйти, сделать укол и т. д. Можно провести по этому вопросу дискуссию. Вопрос к слушателям: • В чем, по-вашему, заключается вред запугивания ребенка? Обратить внимание на последствия этих методов воспитания. Часто взрослые не выполняют обещанное, и ребенок привыкает к угрозам. В то же время использование угроз и различных видов запугивания ребенка приводит к появлению детских страхов, тревожности. Ребенок начинает бояться темноты, одиночества, врачей. Вопрос: • Есть ли педагогически оправданные наказания? Если да, то какие? Смысл наказания — воздействие на эмоциональную сферу ребенка, вызвать у него чувство вины, раскаяния, огорчения, стыда. Если без наказаний нельзя обойтись, то надо помнить: • Наказание всегда должно исходить из мотива поступка ребенка. Нередко бывает, что результат поступка оказался тяжелым, хотя мотив, которым руководствовался ребенок, был положительным. Например, ребенок заступился за младшего (девочку) и ударил обидчика. • Основанием для наказания могут быть только безнравственные поступки: сознательное нарушение интересов семьи, отказ подчиниться разумному требованию взрослого, неряшливое отношение ребенка к вещам, причинение обиды или вреда кому-нибудь из окружающих, грубость и др. • Чтобы наказание осознавалось ребенком, оно должно быть справедливым, адекватным его вины. • Наказания не должны быть слишком частыми, так как дети привыкают к ним и становятся равнодушными к их воздействию. • Следует учитывать срок давности проступка. Запоздалые наказания напоминают ребенку прошлое, но не дают стать другим. Наказан — прощен, инцидент исчерпан, о старых проступках— ни слова. • Нельзя наказывать и ругать ребенка, когда он болен, ест, после сна, перед сном, во время занятий, сразу после физической или духовной травмы. • Нельзя наказывать ребенка, когда у него что-либо не получается, но он старается. • Следует отказаться от наказания, когда вы огорчены, расстроены, больны. • Наказание не должно вредить здоровью ребенка. • За один проступок — одно наказание.
Ситуация для анализа
Четырехлетний Алеша баловался за столом во время обеда, несмотря на замечания взрослых. В конце концов он подавился и начал кашлять. Его наказали — поставили в угол. После того как мальчик «отбыл наказание», отец спросил его:
• Будешь еще так делать?
• Нет, — ответил малыш.
• А ты понял, за что тебя наказали? — догадался спросить отец.
• Да, за то, что кашлял, — ответил ребенок.
Вопрос:
• Какими могут быть последствия взаимонепонимания?
Можно предложить родителям поделиться опытом воспитания, применения эффективных, по их мнению, наказаний, имеющих педагогическую целесообразность.
Например, если ребенок нагрубил, обидел старшего, то ему запрещают смотреть мультфильм.
Но может возникнуть вопрос: а как же можно наказывать?
Предлагаем родителям самостоятельно назвать педагогически оправданные наказания.
К педагогически оправданным наказаниям относятся перечисленные ниже:
• замечание, но сделанное так, чтобы оно дошло до сознания ребенка;
• выговор — серьезно и строго поговорить о недопустимости недостойного
поведения;
• лишение ребенка чего-то приятного, без чего можно обойтись: просмотр любимых телепередач, лакомств и др., но важно, чтобы он знал, за что наказан.
Метод игнорирования - спорный, он заключается в том, что с ребенком не общаются близкие люди, но и в этом случае он должен знать, за что наказан. Игнорировать ребенка можно не больше нескольких минут.
Ситуация для анализа
— Папа, а меня Нина Петровна похвалила! Я запомнила стихотворение быстрее всех! Хочешь расскажу? — Девочка радостно скачет, ей не терпится поделится с отцом удачей.
— Лучше расскажи мне о своем поведении, что ты натворила вчера! — строго говорит отец.
Лицо дочери меркнет. Напрасно весь день вынашивала она в себе заряд радости- Дома девочка делает еще один заход:
— Мама, хочешь, расскажу стихотворение про елочку?
— Мне не до елочки сейчас. В следующий раз расскажешь.
Вопросы:
— Что испытывает ребенок в подобном случае, когда родите ли не стремятся его понять, разделить его радость?
— Чем в дальнейшем чревато невнимание родителей к проблемам дочки?
— Как вы относитесь к делам ребенка?
Стараетесь ли поддержать его стремление поделиться с вами своими радостями и огорчениями?
Комментарий
У ребенка имеется потребность в общении с близкими людьми. Если родители не реализуют ее, то ребенок найдет другого человека, с которым будет общаться, делиться своими проблемами.
Ситуация для анализа
Мама говорит четырехлетнему сыну:
— Пора спать.
А сын заявляет:
— Не хочу!
Мама делает вид, что не слышит ответа сына, и продолжает:
— Кого же ты сегодня возьмешь с собой смотреть сны — мишку или зайца?
И вот уже мальчик тянется к зайцу, послушно ложится спать.
Вопросы
• Почему сначала сын отказался ложиться спать, а потом согласился?
• Какой прием использовала мама? Вы используете подобные приемы?
• В чем их эффективность, на ваш взгляд?
Родителям предлагается высказать свою точку зрения, обосновать ее.
Подведение итогов
Наказание — сильно действующий метод воспитания, но его надо применять осторожно, с учетом многих обстоятельств: это и мотивы поступков детей, и возрастные особенности. Не спешите с выводами, не унижайте ребенка, не кричите на него, не оттачивайте на детях свое остроумие. Наказание должно быть педагогически оправданным.
Наказание нельзя рассматривать как обязательный метод воздействия. В воспитании детей дошкольного возраста можно обойтись без него, если взрослый учитывает возрастные особенности, вдумчиво относится к индивидуальным особенностям своего ребенка.
|