Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/doshkolnikru/doshkolnikru_news.php on line 44 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/doshkolnikru/doshkolnikru_news.php on line 45 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/doshkolnikru/doshkolnikru_news.php on line 47 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/doshkolnikru/doshkolnikru_news.php on line 48 Юсупова Альбина Диляверовна. Выявление психофизических показателей, влияющих на качество формирования речевой функции учителей-логопедов в образовательной деятельности



Юсупова Альбина Диляверовна. Выявление психофизических показателей, влияющих на качество формирования речевой функции учителей-логопедов в образовательной деятельности

Юсупова Альбина Диляверовна    
Учитель-логопед МБДОУ МО «Детский сад комбинированного вида №175» г.Краснодар 

Актуальность темы исследования. В условиях современной действительности профессиональная роль учителя-логопеда весьма велика. Это обосновано тем, что заметно увеличилось количество детей с ограниченными возможностями здоровья. Наиболее многочисленной является группа детей с нарушениями речи различного этио- и патогенеза (Н.С. Жукова, Т.А. Басилова, Л.П. Григорьева, Л.С. Волкова, Е.Л. Гончарова).


Речевые нарушения препятствуют формированию у детей полноценных навыков чтения и письма, блокируют успешность освоения школьной программы. Кроме того, они являются предпосылкой нарушения умений полноценно общаться со сверстниками и взрослыми, затрудняют социальное и личностное развитие детей, способствуют развитию у них чувства неуверенности в себе, повышенной тревожности (Т.С. Овчинникова, Л Ф. Спирова, Н.А. Никашина, Е.А. Стребелева, Т.Б. Филичева).
Эффективность коррекционной работы напрямую зависит от качества профессиональной деятельности специалистов дефектологов, в частности, учителей-логопедов, что предъявляет высокие требования к их подготовке в вузе, а также педагогов, которые тесно работают с детьми (воспитатели коррекционных групп).
Специалист, работая с проблемными детьми, должен обладать множеством специальных качеств. Одним из главных профессиональных факторов качественной деятельности учителя-логопеда, так и у воспитателей коррекционных групп, является речь. Данный психический процесс является основным источником, из которого воспитанники получают образец родного языка, культуры речи.  
     Специфические условия и задачи профессиональной деятельности учителя-логопеда, воспитателей коррекционных групп, обуславливают наличие определенных требований к уровню профессиональной компетентности данных специалистов, к его теоретической подготовке, набору знаний, умений и навыков и собственно к их личности. Это говорит о том, что специалистам необходимо иметь высокий уровень развития психофизических показателей, которые могут повлиять на уровень становления профессионально важных специальных особенностей, которые, в свою очередь, делают доступным успешное обучение в вузе соответствующего профиля и работы в коррекционной группе. На сегодняшний день специалисты, коррекционных групп не обладают соответствующими речевыми и психофизическими навыками, которые способствуют адекватной и профессиональной подготовки детей.
Таким образом, целью моего опыта является определение влияние качественных показателей психофизического развития специалистов коррекционных групп на формирование компонентов их речевой функции.
В опыте решались следующие задачи:
1) создать «профессиограмму» речи учителя-логопеда (представленная в ней структура качественных характеристик речи учителя-логопеда позволит объективно и целенаправленно осуществлять планирование процесса их формирования);
2) на основе теоретического анализа проблемы изучить психофизические показатели личности и их влияние на профессиональную деятельность;
3) подобрать диагностические методики для исследования определенных в теоретической части исследования психофизических показателей;
4) практически изучить речевые особенности и психофизические показатели личности;
5) сформировать уровни взаимосвязи развития профессионально значимых характеристик речи и психофизических показателей личности участников эксперимента (создать модели);
6) разработать и реализовать тренинговые мероприятия для определения динамики влияния психофизических показателей личности на профессионально значимые характеристики речи участников эксперимента.
Для решения поставленных задач использовались методы:
- анализ научно-методической литературы;
- метод эксперимента (констатирующий и формирующий), включающий совокупность приемов наблюдения;
- тестирование, анкетирование;
- моделирование тренинговых мероприятий;
-  качественный и количественный анализ результатов исследования.
Теоретическая и практическая значимость исследования.
В теоретической части исследования охарактеризованы психофизиологические показатели развития личности (мотивационная сфера, профессиональные мотивы, креативность, индивидуальные особенности воображения, темперамент, работоспособность, интеллект). Рассмотренные показатели психофизического развития личности можно считать базовыми для развития психических функций, что позволило их обозначить как прогностические показатели развития. Выявленные прогностические показатели являются ядром личности, они влияют на уровень развития профессиональных качеств, следовательно, и на уровень  речевой функции. Сделана попытка обосновать взаимосвязь отдельных компонентов исследования: речевого и психофизического развития, составлена таблица взаимодействия.  Также были выделены и описаны модели взаимосвязи речевого развития и развития прогностических показателей.   
Разработан комплекс методик для обследования профессиональных речевых компонентов. Подобран комплекс методик для исследования прогностических показателей личности.
Также нами был разработан и апробирован цикл тренинговых мероприятий для развития профессионально значимых качеств речи педагогов. С помощью чего мы смогли обосновать взаимосвязь отдельных компонентов речевого и психофизического развития личности педагогов.
 
1. ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫЕ КАЧЕСТВЕННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ РЕЧИ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА

1.1.  Речь как психический познавательный процесс: виды, функции, качественные особенности
Речевая функция является одной из важнейших психических функций человека (Л.С. Выготский). Значение слова само по себе является обобщением и в связи с этим представляет собой не только единицу речи, но и единицу мышления. Являясь средством выражения мыслей, речь, в ходе её развития в онтогенезе, становится основным (но не единственным) механизмом мышления человека. Высшее, абстрактное мышление невозможно без речевой деятельности.
В процессе речевого развития формируются высшие формы познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению.
Воздействие речи на другие высшие психические процессы не менее значимо и проявляется многогранно как фактор, организующий структуру восприятия, формирующий архитектонику памяти и определяющий избирательность внимания.
Таким образом, речь является первоосновой развития всех психических функций.
Речь является главным профессиональным фактором деятельности учителя-логопеда. Для её качественной организации должны быть сформированы функции речи и ряд качественных особенностей.
В современной лингвистике выделяются следующие характеристики профессиональной речи логопеда (Л.С. Бейлинсон):
1)    социолингвистические (определяют типы, условия и цели речевого общения);
2) прагмалингвистические характеристики профессиональной речи (способы организации речевого общения);
3) невербальные средства общения. С помощью невербальных средств передается информация о намерениях, эмоциональных состояниях участников общения, их отношении друг к другу, к передаваемой информации и к происходящему. Следовательно, данные характеристики речи усиливают действенность социолингвистических и прагмалингвистических характеристик.
4) структурно-семантические (языковые средства, используемые в общении);
1. Фонетические характеристики речи логопеда. Сводятся к следующим признакам:
– отчетливость артикуляции;
– специальная артикуляция (утрированность произнесения звуков при их автоматизации);
– темп речи;
– эхолаличность речи;
– модулированная громкость речи;
– голосовые проявления;
– особая интонационная оформленность высказываний.
2. Лексико-фразеологические характеристики. В профессиональной речи учителя-логопеда должны присутствовать следующие особенности: употребление терминов, специфическая лексика, используемая при общении с дошкольниками и младшими школьниками, автологическое использование лексики, клишированные профессиональные выражения, функционально сближающиеся с терминами.
3. Текстуально-грамматические характеристики (грамматические параметры устного профессионального общения).
Речь должна быть правильно оформлена грамматически, связной, логопед должен устранять в речи различные акценты, влияние местных говоров, правильно употреблять ударения.
Все перечисленные характеристики определяют качество речевого взаимодействия учителя-логопеда с коммуникантами. Для достижения ощутимого эффекта в коррекционной работе особенно важным является сформированность в речи специалиста структурно-семантических компонентов речи.

 

 

Просмотров: 393
Категория: По направлениям » Для детского сада » Занятия по логопедии




Другие новости по теме:

  • Намм Инна Викторовна. Опыт работы учителя-логопеда по теме: «Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и воспитателя по развитию речи детей с ФФН в процессе познавательно-исследовательской деятельности»
  • Жантимирова Динара Кинесовна. «Использование натуральных материалов как средство развития речи в работе учителя – логопеда»
  • Ившина Елена Николаевна. Сотрудничество учителя-логопеда с семьей, как одно из условий успешной коррекционной деятельности с детьми, имеющими нарушения речи
  • Полякова Надежда Владимировна. Особенности развития речи детей с задержкой речевого развития
  • Шааб Татьяна Владимировна. Уровень речевого развития ребёнка – один из важнейших показателей психологической готовности к обучению в школе
  • Соловьева Светлана Леонидовна. Создание центра развития речи в группе – важный фактор познавательно речевого развития детей.
  • Чигринь Марина Александровна. «Обобщение опыта профессиональной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС по теме «Использование технологии мнемотехники для развития связной речи у детей с ОВЗ»
  • Чертилина Мария Александровна. Формирование речи во взаимосвязи с развитием фонематического слуха у детей раннего возраста с задержкой речевого развития (из опыта работы)
  • Кувшинова Е.Ю. Сидоренко Т. В.. «Дифференцированные игры для детей с нарушением речи и психофизического развития как средство развития партнерских отношений с родителями»
  • Кухарева Ольга Анатольевна. Приобщение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи к чтению с использованием приемов мнемотехники (из опыта работы учителя-логопеда)
  • Гарифуллина Ляйсан Камиловна. СОВЕТЫ УЧИТЕЛЯ – ЛОГОПЕДА «РОЛЬ ИГРЫ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ»
  • Сапарова Елена Николаевна. Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в работе с детьми с общим недоразвитием речи
  • Светлана Анисимова. Взаимодействие учителя-логопеда с родителями по обучению грамоте детей дошкольного возраста с нарушениями речи
  • Юлия Геннадьевна Косолапова. Перспективно-тематический план работы учителя-логопеда по развитию диалогической речи детей дошкольного возраста, используя нетрадиционные методы и приемы
  • Светлана Салова. Интонационная выразительность речи как средство развития интегративного качества 'Эмоционально-отзывчивый' у детей дошкольниго возраста с общим недоразвитием речи
  • Немна Светлана Александровна. Инновационные технологии в системе работы учителя-логопеда по преодолению общего недоразвития речи.
  • Кулакова Елизавета Юрьевна. Основные возрастные тенденции развития речи в дошкольном возрасте. Логопедическое сопровождение процесса становления и совершенствования речи у детей в детском саду.
  • Герасимова Татьяна Дмитриевна. Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателями дошкольного образовательного учреждения в работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи
  • Каткова Анжела Николаевна. Использование голосо-речевого тренинга для развития и совершенствования речи детей дошкольного возраста
  • Липина Елена Владимировна. Методическая разработка «Развитие диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста через формы речевого развития»
  • Фарахтдинова Зульфия Равиловна. Речевое развитие детей 4-5 лет. Рекомендации по развитию речи ребенка в семье. Профилактика задержки речевого развития.
  • Шапошникова Наталья Владимировна. Воспитание звуковой культуры речи — одно из основных задач развития речи дошкольного возраста.
  • Бойкачева Регина Вячеславовна. Растормаживание речи у неговорящих детей с использованием сенсомоторных приемов. Нейропсихологический подход к диагностике нарушений речевого развития
  • Алена Ильинична Зюзина. Использование пиктограмм для развития связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи
  • Калинина Юлия Николаевна. Театрализованная деятельность как средство развития связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи
  • Цуцурина Светлана Анатольевна. Активизация мыслительной деятельности в процессе развития речи детей (из опыта работы)
  • Татьяна Гунина. Влияние театрализованных игр на развитие навыков речевого общения детей с задержкой психического развития
  • Келина Наталия Николаевна. Фундаментальные теоретические исследования по проблеме речевого развития ребенка-дошкольника
  • Екатерина Потякина. Показатели развития общения со сверстниками в дошкольном возрасте
  • Леонова Наталья Юрьевна. Мастер-класс для родителей по развитию речи дошкольников «Игровая деятельность как средство коммуникации и развития речи дошкольников»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь