Цель: Формирование навыка пересказа текста с использованием опорных картинок.
Коррекционно-образовательные задачи.
- Расширение и активизация словарного запаса.
- Совершенствование грамматического строя речи.
Коррекционно-развивающие задачи.
- Активизация речевой деятельности детей.
- Развитие монологической речи.
- Развитие навыка пересказа.
- Развитие зрительного и слухового внимания, мышления, памяти.
Скачать конспект
Коррекционно-воспитательные задачи.
- Формирование положительной установки на участие в занятии.
- Формирование доброжелательных отношений между логопедом и детьми.
Оборудование: «волшебный сундучок», предметные картинки, листы формата А-5 по количеству детей, пеналы с цветными карандашами.
Ход занятия.
1. Оргмомент (на ковре). Дети здороваются с гостями.
Логопед. Ребята, сейчас мы поиграем в игру «Не зевай, вопрос послушай и отвечай». Вам нужно внимательно послушать вопрос и ответить полным ответом. Итак, раз – два, раз – два,
Начинается игра.
- Какое сейчас время года? (Сейчас время года – зима).
- Как называются зимние месяцы? (Зимние месяцы называются – декабрь, январь, февраль).
- Какой праздник мы отмечали 1 января? (Мы отмечали Новый год).
- Кто приходил к нам в этот праздник? (К нам приходил Дед Мороз).
- Что приносит Дед Мороз на праздник? (Дед Мороз приносит подарки).
Молодцы!
2. Предварительная работа. Рассматривание картинок. Ответы на вопросы по ним.
Логопед. — Мне Дед Мороз тоже принёс подарок (логопед достаёт сундучок, открывает.)
- Смотрите, ребята, в сундучке лежит картинка. Давайте её рассмотрим.
Логопед достаёт картинку.
- Кто изображён на картинке? (На картинке изображена девочка)
- Как зовут девочку? (ответы детей)
-Имя девочки начинается на звук «М» (Марина, Маша)
- Эту девочку зовут Маша. Хотите я вам расскажу удивительную историю, которая случилась с ней под Новый год? (Да)
Тогда тихо садитесь за столы. (Дети садятся за столы)
Логопед напоминает, что за столом надо сидеть ровно.
3. Непосредственное обучение пересказу.
Логопед первый раз читает текст (без установки на запоминание) для целостного эмоционального и художественного восприятия детьми.
«Маша проснулась рано утром и на цыпочках, чтобы никого не разбудить, пробралась в гостиную. Нарядная, пахнущая смолой елка стояла посередине комнаты. Под ее развесистыми лапами прятались новогодние подарки. Вдруг большая плетеная корзина покачнулась и упала на бок. Из нее выкатился маленький смешной щенок. «Вот так чудеса, — подумала Маша, — я мечтала именно о таком «!»
Логопед: Вот такая история произошла с Машей.
- О ком же мечтала Маша? (Маша мечтала о щенке).
Логопед достаёт картинку щенка.
- Какой щенок? (Щенок маленький, смешной, весёлый, забавный)
- Где был щенок?? (Щенок был в корзине). Логопед достаёт картинку, на которой нарисована корзина.
- Корзина какая? (Большая, плетёная).
- Без чего не бывает Новый год? (Без ёлки, без подарков)
- Что нарисовано на картинке? (На картинке нарисована ёлка).
- Ёлка какая? (Ёлка нарядная, красивая, пушистая)
- Что вы видите на этой картинке? (Мы видим подарки).
- К какому празднику приготовили эти подарки? (Подарки приготовили к Новому году.)
- Если их приготовили к Новому году, они какие? (Они новогодние)
4. Повторное чтение текста с установкой на запоминание с последующим пересказом. Беседа по тексту.
«Маша проснулась рано утром и на цыпочках, чтобы никого не разбудить, пробралась в гостиную. Нарядная, пахнущая смолой елка стояла посередине комнаты. Под ее развесистыми лапами прятались новогодние подарки. Вдруг большая плетеная корзина покачнулась и упала на бок. Из нее выкатился маленький смешной щенок. «Вот так чудеса, — подумала Маша, — я мечтала именно о таком «!»
(Логопед задает подробные вопросы, восстанавливающие структуру текста. Дети отвечают на них близко к тексту, усваивая и синтаксические конструкции, и лексику текста).
- Когда проснулась Маша? (Маша проснулась рано утром).
- Куда она пробралась? (Она пробралась в гостиную)
- — Что значит «пробралась»? (Пробралась – прошла тихо, незаметно)
- Как пробралась Маша в гостиную? (Маша пробралась в гостиную на цыпочках)
- Зачем девочка пробралась на цыпочках? (Девочка пробралась на цыпочках, чтобы никого не разбудить)
- Где стояла ёлка? (Ёлка стаяла посередине комнаты)
- Какая ёлка стояла посередине комнаты? (Нарядная, пахнущая смолой ёлка стояла посередине комнаты)
- Что за лапы у елочки? (Это еловые ветки)
- Почему ветки назвали лапами? (Потому что они пушистые, большие)
- Что пряталось под еловыми лапами? (Под еловыми лапами прятались новогодние подарки).
- Про кого ещё можно сказать «прятались»? (Про детей, которые играют в притки)
- Что покачнулось и упало под ёлкой? (Под ёлкой покачнулась и упала корзина).
- Кто выкатился из неё? (Из неё выкатился маленький и смешной щенок)
- Что подумала Маша, когда увидела щенка? (Маша подумала: «Вот так чудеса — я мечтала именно об этом»).
5. Физминутка «Волшебники»
Логопед: Ребята, давайте покажем как Маша пробралась в комнату на
цыпочках.
Она увидела в комнате ёлку. Давайте покажем ёлку. (Дети изображают ёлку) Под ёлкой прятались подарки. Давайте тоже спрячемся. (Дети приседают, закрывают лицо руками) Корзина покачнулась и упала. Покажем корзину. (Дети держат руки перед собой) Больше нет здесь ребят, превратились все в щенят. (Дети виляют «хвостиком»).
6. Третье слушанье текста. Расставляются смысловые акценты
(предметные картинки)
Логопед читает текст: «Маша проснулась рано утром и на цыпочках, чтобы никого не разбудить, пробралась в гостиную. Нарядная, пахнущая смолой елка стояла посередине комнаты. Под ее развесистыми лапами прятались новогодние подарки. Вдруг большая плетеная корзина покачнулась и упала на бок. Из нее выкатился маленький смешной щенок. «Вот так чудеса, — подумала Маша, — я мечтала именно о таком «!»
Логопед вызывает одного ребёнка, который вывешивает на доске картинки.
- «Маша»
- «Ёлка»
- «Подарки»
- «Корзина»
- «Щенок»
- «!»
- Пересказ детьми текста. Логопед следит за точностью и логичностью пересказа.
- Окончание занятия.
Логопед предлагает детям вспомнить, чем они занимались сегодня, что им понравилось, какие игры запомнились. Оценка работы детей на занятии.
В сундучке ещё, что-то есть. Это листочки. Нарисуйте ваши новогодние подарки цветными карандашами
Использованная литература
- Гербова В.В. Занятие по развитию речи. — М., 1984
- Ефименкова Л.Н Формирование речи у дошкольников.
- М.: Просвещение, 1985
3. Коноваленко В.В, Коноваленко С.В. Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2009
4. Коноваленко В.В, Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей с ОНР. – М.: Гном –Пресс, 1999
5. Сычёва Г.Е. Опорные картинки для пересказа текстов. Выпуск 2.
– М.: Книголюб, 2009
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 9
Подготовила и провела: учитель – логопед Макарова Светлана Викторовна г. Химки 2015
|