Образовательная область "Познавательное развитие"
Цель.
- Продолжать знакомить детей с предметами рукотворного мира (варежками, перчатками), используя малые фольклорные жанры.
- Обогащать сенсорную культуру, вводя новые знания о цвете, материале, назначении предметов одежды.
- Учить понимать речь педагога, отвечать на вопросы предложениями из 3-4
- Расширять словарный запас детей за использования прилагательных, обозначающих цвет, материал, форму предметов.
Материал.
- Корзина с разноцветными клубками шерстяных ниток,
несколькими парами варежек разного цвета и узора;
- пара вязаных перчаток
- вырезанные из цветной бумаги заготовки в форме варежек, кругов и полосок для выполнения аппликации (на каждого ребенка).
Словарная работа: варежки, перчатки, надевать, теплые, мягкие, шерстяные, нитки, клубок ниток, клубки, клубочки, смотать нитки в клубок, размотать, вя-зать, вязаные, спицы, крючок.
Ход занятия:
Воспитатель (повязывает на голову платой и берет в руки корзину). Я — ба-бушка. Посмотрите, что я принесла в корзинке. (Раздает клубни детям.) Это клубки ниток. (Дети рассматривают.) Ваня, какого цвета твой клубок? А у тебя, Маша? и т.д. (Ответы детей.) Можно ли покатать клубок? (Натает клубок по столу.) Можно, потому что клубок круглый, у него нет углов. (Предлагает детям покатать.) На что похожи клубки? (Синий похож на мячик, красный — на спелое яблоко, желтый — на солнышко.) В клубок смотаны нитки. (Разматывает и снова сматывает нитки. Дети пытаются повторить действия педагога.) Эти нитки шерстяные. Что можно связать из шерстяных ниток? (Ответы детей.) Вы знаете, чем вяжут мамы и бабушки? Правильно, спицами и крючком. Варежки обычно вяжут спицами. Посмотрите, как я буду это делать. (Вяжет несколько рядов.) У меня получились вот такие варежки. (Достает из корзины пару варежек и раскладывает па столе.) Зачем нам нужны варежки? (Объяснения де-тей.)
В моей корзинке много варежек, и они все перепутались. (Показывает.) Найди-те одинаковые по цвету и узору варежки и разложите их по парам. (Дети выполняют задание.) Потрогайте варежки, приложите к щеке — они мягкие, связаны из шерстяных ниток, значит, шерстяные. Наденьте их на руки — они теплые. Отгадайте загадку: Чтоб не мерзнуть, пять ребят В печке вязаной сидят. (Ответы детей.) Верно, это пальцы в варежке.
Теперь послушайте веселое стихотворение "Где мой пальчик?"
Маша варежку надела.
- Ой, куда я пальчик дела?
Нету пальчика, пропал,
В свой домишко не попал! Маша варежку сняла.
- Поглядите-ка, нашла!
Ищешь, ищешь — и найдешь.
Здравствуй, пальчик!
Как живешь?
(Н. Санонсная)
Как вы думаете, почему у Маши пропал пальчик? Как Маша нашла свой пальчик? У вас такое бывает? (Ответы детей.) Что еще надевают на руки, чтобы они не мерзли? (Достает из корзины пару перчаток, показывает детям.) Правильно, перчатки. Перчатки по форме похожи на варежки? Нет, в перчатках есть отдельные "комнатки" для каждого пальчика.
Послушайте загадку:
Пять пальчиков — пять чуланчиков,
Каждому пальчику — свой чуланчик. (Ответы детей.) Правильно, это перчатки. Варежки и перчатки нам нужны для того, чтобы руки не мерзли.
У наших кукол нет варежек, зимой руки у них могут замерзнуть. Давайте поможем им и сделаем красивые варежки. (Раздает бумажные заготовки. Дети выполняют аппликацию.) Я уверена, куклы будут довольны вашими работами.
Проводится игра: воспитатель произносит текст, а дети вместе с ним выполняют соответствующие движения.
Мы погреемся немножко, (Надевают варежки.) Мы похлопаем в ладошки: Хлоп-хлоп-хлоп-хлоп-хлоп, Хлоп-хлоп-хлоп-хлоп-хлоп. (Хлопают.)
Ножни тоже мы погреем, Мы потопаем скорее: Топ-топ-топ-топ-топ, Топ-топ-топ-топ-топ.
|