Мельник Галина Васильевна. «Формирование и повышение уровня профессиональной компетенции учителей – логопедов».

«Формирование и повышение уровня профессиональной компетенции учителей – логопедов».

  • О.Л. Буховцова — учитель-логопед
  • Г.В. Мельник — учитель-логопед

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 13» п. Щеглово, Всеволожский район, Ленинградская область.

Высокие темпы развития современного общества, интенсивное расширение информационного пространства, необходимость интеграции в мировое образовательное сообщество, стремительный рост внедрения современных ТСО, а также вступивший в силу новый Федеральный закон РФ "Об образовании в Российской Федерации" № 273-ФЗ от 1 сентября 2013 г. требуют нового осмысления термина «профессиональной компетенции» учителя-логопеда.

В ходе реформирования системы образования в России актуализируется проблема обновления, пересмотра содержания и технологий подготовки специалистов для различных сфер деятельности. В настоящее время профессионально-педагогическое формирование будущего учителя, в том числе и учителя – логопеда, рассматривается через понятие «профессиональная» или «профессионально-педагогическая компетентность».

 

В связи с этим возникает вопрос: «Набором каких профессиональных и личностных качеств, гарантирующих социальную мобильность и профессиональную успешность, необходимо обладать учителю — логопеду?» Для того чтобы на него ответить, следует разобраться, что же такое «профессиональная компетенция» в целом и что необходимо делать, чтобы повысить ее уровень у специалистов.

Слово "компетенция" происходит от латинского "competere", что значит "добиваться, соответствовать, подходить".

В словарях и научной литературе "компетенция" объясняется по-разному:

  • знания, умения, опыт, теоретико-прикладная подготовленность к использованию знаний
  • круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлён
  • совокупность вопросов, в которых данный субъект обладает познаниями и опытом собственной деятельности.

Компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.

Компетенция – это реальное владение методами, средствами деятельности, возможность справиться с поставленными задачами, это такая форма сочетания знаний, умений и навыков, которая позволяет ставить и достигать цели по преобразованию окружающей среды.

По определению Зимней И.А., компетенции – это некоторые внутренние, потенциальные психологические новообразования, которые затем выявляются в компетентностях человека – личностной характеристике, проявляющейся только в профессиональной деятельности.

Существует множество определений профессиональной компетенции, по нашему мнению, все их можно объединить в данной формулировке, итак, «профессиональная компетенция» это — характеристика, которая отображает деловые и личностные качества специалиста, отображает уровень знаний, умений, опыта, достаточных для того, чтобы достичь цели в определенном виде профессиональной деятельности, а также моральную позицию специалиста.

Из определения становится понятно, что основным звеном здесь является личность специалиста. По мнению профессора Колумбийского университета М. Грина, педагогу недостаточно иметь лишь теоретическую подготовку. Учитель — логопед вовлечен в процесс обучения детей как личность, «… все, что происходит в коллективе детей, несет на себе отпечаток его присутствия, его настроения и внешнего поведения, ожиданий и объяснений, его реакций по отношению к детям». Поэтому так важно определить те личностные и профессиональные качества, которые необходимы для успешного взаимодействия с детьми – логопатами.

Исследователь Р. Бернс выделяет личностные качества учителя – логопеда:

  • стремление к максимальной гибкости;
  • умение придать личную окраску воспитательно – образовательному процессу;
  • владение стилем неформального общения с детьми, теплые, эмоциональные отношения с воспитанниками, проявление симпатии к ним, умение принимать во внимание их нужды. Детскому саду противопоказаны равнодушные, язвительные люди. Они подрывают познавательную активность, сковывают творческие силы детей и их потенциальные возможности, отрицательно влияют на самоуважение воспитанников.

Мы можем также выделить и психологические критерии профессионализма:

  • объективные критерии. Учитель – логопед должен соответствовать профессиональным требованиям (высокая производительность труда, достижение определенного статуса в профессии, умение решать разнообразные задачи обучения и воспитания);
  • субъективные критерии. Насколько соотносится профессия требованиям человека, его склонностям (позитивное отношение к себе как к профессионалу, наличие профессиональных качеств);
  • результативные критерии определяют насколько учитель – логопед достиг в своем труде желаемых обществом результатов (позитивные результаты коррекционной работы);
  • процессуальный критерии оценивает, насколько эффективно педагог внедряет инновационные педагогические и информационные технологии в организацию профилактики, диагностики и коррекции нарушений речевого развития детей;
  • нормативный — определяет усвоение норм, правил, эталонов профессии, которые выражаются в овладении методическими средствами, формами воспитания и обучения, нормами общения; • индивидуально – вариативный критерии оценивает степень внесения своей индивидуальности в процесс образования;
  • прогностический критерии определяет перспективы роста учителя – логопеда;
  • критерии профессиональной обучаемости, который заключается в принятии передового педагогического опыта других педагогов, интеграции его в собственную сложившуюся систему работы с детьми – логопатами;
  • критерии социальной активности и конкурентноспособности профессии в обществе определяется по умению заинтересовать своим опытом, убедить в значимости результатов своего труда, нахождении внутренних резервов в самой профессии;
  • критерии профессиональной приверженности заключается в соблюдении чести и достоинства в профессии;
  • качественные и количественные критерии – участие в профессиональных испытаниях.

Таким образом, ядром профессионального становления является динамический процесс формирования профессиональной компетентности как интегративное свойство профессионала: совокупность познаний, эмоционально – ценностных, личностных качеств, позволяет быть эффективным в труде, добиваться продуктивных результатов и саморазвиваться средствами профессии.

В связи с вышесказанным можно выделить направления, которые помогут учителю – логопеду поставить цели и сформулировать задачи в годовом плане саморазвития для повышения профессиональной компетенции и мастерства.

  1. Углубление научных знаний. Это направление порождается недостатками вузовской подготовки, отстраненностью теоретической подготовки от практического их применения. Другая сторона этого вопроса: научная мысль непрерывно развивается, и логопед независимо от своего стажа должен осваивать новое содержание коррекционного процесса, не дожидаясь корректив свыше. Надо мотивировать и стимулировать такую деятельность специалиста.
  2. Повышение психолого-педагогического уровня. По психологии и педагогике, учителя — логопеды имеют разную подготовку. Появляются новые технологии, модернизируются используемые. Поэтому специалисты должны систематически обновлять свои знания в этих областях. Грамотный логопед, активно использующий в своей работе навыки психологии, сможет организовать психологически комфортную среду для коррекционной работы с детьми, что повысит не только результативность логопедической работы, но и будет способствовать эффективной социализации детей в ДОУ.
  3. Повышение научно-методического уровня. Это направление будет востребовано даже в том случае, если вуз начнет выпускать всех студентов с «красным дипломом». С каждым годом предлагаются новые или усовершенствуются старые разработки. Начиная использовать эти коррекционные программы и методики в своей постоянной работе, любой специалист столкнется с трудностями их применения и реализации, поэтому логопеды нуждается в постоянной помощи методистов.
  4. Формирование профессионально значимых умений и навыков. Задача извечная и актуальная. В ДОУ можно встретить и немолодого логопеда, не умеющего планировать занятия, не способного доступно объяснить материал, уделяющего внимание лишь некоторым областям системы логопедической работы. Часто они концентрируют свое внимание лишь на коррекции звукопроизношения, совершенно упуская из виду профилактику дисграфии и дислексии, работу над фонематическим восприятием и др..
  5. Освоение культуры педагогического общения. Деловому этикету должен следовать представитель любой профессии. Его навыки формируются в реальной профессиональной деятельности. Вопреки этому, в ДОУ сегодня множество педагогов, грубо обращающихся с детьми, оскорбляющих их.
  6. Развитие способностей работать в коллективе. В ДОУ это умение приобретает особое значение. Эффективность коррекционного процесса напрямую зависит здесь от того, насколько педагог заинтересован в результативности труда партнеров, от умения принимать решения коллектива как свои личностные, участвовать в деятельности педагогических консилиумов. Лишь полное взаимодействие всех участников коррекционного процесса сможет обеспечить наилучший результат.
  7. Освоение корпоративных норм поведения. Педагог – образец для подражания. Уже само его поведение является средством воспитания. На стиль его поведения реагируют и родители воспитанников – они воспринимают, тиражируют или отвергают его. Деятельность педагога – объект интереса множества людей и организаций (родители, управление образованием, общественные организации, правоохранительные органы). Авторитетность педагога зависит от соблюдения некоторых корпоративных правил – например, от закрытости информации о его личной жизни.
  8. Овладение грамотным стилем речи. Учитывая, что ведущим направлением деятельности учителя-логопеда ДОУ является коррекция дефектов речи и профилактика нарушений письма и чтения при обучении в школе, для обеспечения этой основной задачи, особую значимость приобретает наличие у учителя-логопеда высокого уровня коммуникативной культуры рассматриваемой как единство ценностных структур в виде культуры речи, культуры вербального общения, эмоциональной культуры, культуры мышления, культуры взаимодействия и взаимопонимания и выступающей как условие и результат личностного и профессионального роста.
  9. Повышать юридическую грамотность. В условиях реформирования системы образования и увеличения юридически грамотного населения, повышать свои знания в вопросах юриспруденции. Регулярно отслеживать появление новых нормативных документов, тщательно их изучать и анализировать, знать новые законы и постановления, затрагивающие сферу образования. Руководствоваться в практической деятельности правами, которыми наделен специалист дошкольной организации, а также исполнять обязанности, предписанные новым законодательством РФ. К сожалению, в настоящее время этому вопросу уделяется недостаточное внимание, что, все чаще, приводит к конфликтным ситуациям между логопедом и различными инстанциями, в том числе с родителями воспитанников (оформление документов для прохождения ТПМПК, информирование родителей о необходимости обращения за помощью к другим специалистам, в том числе медицинской и др.).
  10. Обмен опытом с коллегами. Ни теоретические знания, ни собственная практика иногда не могут дать такого полезного опыта, как обмен информацией с коллегами. У каждого специалиста имеются свои лучшие наработки и «хитрости», обмен которыми способен повысить результативность коррекционной работы. Отличной формой реализации этого направления служат методические объединения.
  11. Изучение, овладение информацией, а также внедрение в практику коррекционного образования интеграции и как одной из форм ее реализации – инклюзивного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Учитель – логопед должен быть осведомлен и готов к включением новых категорий лиц с ограниченными возможностями в коррекционно-образовательную среду (дети с тяжелой двигательной патологией, синдромом Дауна, синдромом детского аутизма, глубокими интеллектуальными нарушениями, комплексными нарушениями).
  12. Применение новых технических средств и компьютерных технологий в работе. Как сказал философ, все течет, все изменяется. Меняется окружающий нас мир. Согласитесь, использовать в своей работе такие средства, как кино и диапроектор по меньшей мере не целесообразно. Поэтому для педагога очень важно идти в ногу со временем и использовать в своей работе новые ТСО и ИКТ, чтобы повысить интерес детей к логопедическим занятиям и увеличить их эффективность. Однако, недостаточное оснащение большинства ДОУ материально – технической базой не позволяет в полной мере реализовать это направление.

В заключении хотелось бы отметить, что профессия учителя – логопеда требует постоянной работы над формированием и повышением профессиональной компетенции и совершенствовании личных качеств.

Важно помнить, что только ориентировка учителя-логопеда на постоянное пополнение знаний, овладение передовыми методами и приемами работы с детьми, постижение секретов общения способствуют формированию личности учителя-логопеда как профессионально-грамотного, успешного, конкурентноспособного специалиста образовательного пространства дошкольного детства.

images/stories/0004/0010/logoped.jpg

Просмотров: 547
Категория: По направлениям » Для детского сада » Занятия по логопедии




Другие новости по теме:

  • Намм Инна Викторовна. Опыт работы учителя-логопеда по теме: «Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и воспитателя по развитию речи детей с ФФН в процессе познавательно-исследовательской деятельности»
  • Шевлякова Елена Иосифовна. Полифункциональная среда сенсорной комнаты – дополнительный инструмент в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
  • Учитель-логопед Сыроватко С.М., педагог-психолог Флорова Ю.А.. Опыт логопедической работы с аутичными детьми с применением метода канистерапии
  • Клюшина Галина Михайловна. Использование ИКТ в коррекционной работе учителя — логопеда с неговорящими детьми
  • Ившина Елена Николаевна. Сотрудничество учителя-логопеда с семьей, как одно из условий успешной коррекционной деятельности с детьми, имеющими нарушения речи
  • Стуенко Татьяна Геннадьевна. ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН диагностической, коррекционной и профилактической работы с детьми, педагогами и родителями УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА МДОУ
  • Семеняко Анжелика Валентиновна. Использование компьютерных технологий в работе учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста.
  • Каюкова Ольга Владимировна. ПОВЫШЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ ДОУ
  • Резепова Яна Сергеевна. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ ИГР В КОРРЕКЦИОННОЙ ПРАКТИКЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ДОУ
  • Кузнецова Елена Фёдоровна Рябчинская Наталья Борисовна. Взаимодействие инструктора по физической культуре и учителя – логопеда в коррекционной работе с детьми, имеющими ОНР.
  • Сапарова Елена Николаевна. Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в работе с детьми с общим недоразвитием речи
  • Бойцова Яна Сергеевна. «Разработка индивидуальных образовательных маршрутов в дошкольной образовательной организации как условие формирования социального опыта обучающихся в работе учителя-логопеда в условиях ФГОС»
  • Шамсудинова М.П., Володина Е.А., Матвеева Т.А.. ОПЫТ РАБОТЫ «Взаимодействие учителя — логопеда и воспитателей как эффективная форма коррекционно — развивающей работы в группе комбинированной направленности»
  • Ардамина Римма Сергеевна. Применение интерактивных технологий в практической деятельности учителя – логопеда
  • Кухарева Ольга Анатольевна. Приобщение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи к чтению с использованием приемов мнемотехники (из опыта работы учителя-логопеда)
  • Любина Елена Николаевна. «Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе учителя-логопеда»
  • Назаренко Елена Васильевна. Опыт работы учителя-логопеда с ребенком с нарушением слуха и с ребенком с синдромом Дауна»
  • Щербакова Наталья Сергеевна, Сорокина Анастасия Александровна, Килина Ирина Юрьевна. «Взаимодействие учителя – логопеда и педагога – психолога в формировании навыков чтения у воспитанников детского дома»
  • Немна Светлана Александровна. Инновационные технологии в системе работы учителя-логопеда по преодолению общего недоразвития речи.
  • Нелюбина Олеся Александровна. Информационные технологии в системе работы учителя-логопеда
  • Овчинникова Т.В. Рафикова Т.Р.. Взаимодействие семьи и учителя-логопеда в коррекционной работе с ребенком с ТНР.
  • Соловьева Светлана Владимировна. Конспект коррекционного занятия в совместной деятельности учителя-логопеда Соловьевой С.В. и музыкального руководителя Никитенко Н.В. Тема: «Лиса и звук «С»
  • Бардаченко Евгения Александровна Рублёва Ирина Ивановна. Взаимодействие учителя-логопеда и педагога-психолога при организации проектной деятельности в дошкольном учреждении
  • Стуенко Татьяна Геннадьевна. Тематический план групповой работы учителя-логопеда с детьми 5-6 лет с ФФН и ОНР (3-4)
  • Прозорова Елена. Акваигры в коррекционной работе учителя-логопеда
  • Аликаева Вера Евгеньевна. Доклад На тему: Эффективные методы развития и совершенствования профессиональной компетентности педагогов как фактора повышения качества педагогического процесса в условиях ФГОС
  • Сорокина Юлия Александровна. Использование компьютерных технологий в работе учителя-логопеда
  • Шайхулисламова Зарина Зуфаровна, Гимаева Рима Флюровна. Совместная проектная деятельность учителя-логопеда и инструктора физической культуре по коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ старшего дошкольного возраста.
  • Светлана Анисимова. Взаимодействие учителя-логопеда с родителями по обучению грамоте детей дошкольного возраста с нарушениями речи
  • Овчинникова Татьяна Николаевна. Использование информационно-коммуникационных технологий в работе учителя – логопеда как средство коррекции лексико-грамматических средств языка у дошкольников старшего возраста с ОНР III уровня



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь