Из опыта работы
(Любина Елена Николаевна учитель – логопед МБДОУ № 9 «Радуга» Карасукского района Новосибирской области)
Сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения — одна из приоритетных задач педагогики. Формирование здорового образа жизни должно начинаться в детском саду. Именно дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма. Правильная речь является одной из важнейших составляющих полноценного развития личности, процесса его социальной адаптации. Развитие речи тесно связано с соматическим состоянием человека, с его общим физическим развитием. Речевая патология не существует сама по себе, изолированно. С возникновением таких расстройств параллельно возникают сопутствующие нарушения. Своевременное устранение речевых нарушений предупреждает их отрицательное влияние на формирование личности и на все составляющие здоровья ребёнка. Практика показывает, что в последние годы выявилась устойчивая тенденция к существенному снижению показателей здоровья и темпов развития детей дошкольного возраста. Сохранение и укрепление здоровья особенно важны для детей с нарушениями речи, поскольку они соматически ослаблены, а некоторые из них имеют хронические заболевания.
Скачать конспект
В соответствии с законом РФ "Об образовании" (ст. 2; 51) государственная политика в области образования основывается на принципах гуманистического характера, приоритете общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. В соответствии с ФГОС (2014 г.) содержание образовательной области “Физическое развитие” направлено на становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами.
На сегодняшний день успешная коррекционно-логопедическая работа и состояние здоровья детей не могут рассматриваться изолированно друг от друга. Они тесно взаимосвязаны, так как хорошее здоровье благоприятствует полноценному развитию детей. Таким образом, в коррекционно-логопедической работе необходимо применять элементы
здоровьесберегающих технологий, которые позволят значительно повысить результативность коррекционной работы, разнообразить приемы и методы логопедического воздействия и способствовать оздоровлению детей, сохранению и укреплению их здоровья.
Существует много различных технологий, направленных на сохранение здоровья детей. И в своей практической деятельности я применяю следующие здоровьесберегающие компоненты, которые включают в себя: мышечную релаксацию, зрительную гимнастику, дыхательную гимнастику, мимическую гимнастику, артикуляционную гимнастику, пальчиковую гимнастику, физкультминутки, элементы самомассажа, биоэнергопластику. Перечисленные выше здоровьесберегающие методы и приемы я использую в разных частях занятия, досугах, физкультминутках, динамических паузах, в самостоятельной и совместной деятельности с детьми. Благодаря систематическому включению здоровьесберегающих технологий в коррекционную работу, мне удается так построить наше взаимодействие, что ребенок сам проявляет желание заниматься. В ходе такого взаимодействия ребенок может выбирать виды деятельности, в которых он мог бы максимально реализоваться, выбирать совместно приемлемые для конкретного ребенка способы и приемы (в данном случае игры), что вызывает у него удовлетворенность деятельностью и ее результатами.
Коррекционно – развивающая речевая среда играет очень большую роль в речевом и психическом развитии детей с различными речевыми нарушениями. Каждый специалист, работающий с детьми, знает ее неоценимое значение. Игры и пособия, используемые логопедом, должны соответствовать следующим требованиям: формировать положительную мотивацию к занятиям, создавать ситуацию успеха для каждого ребенка, моделировать эмоционально-благоприятную атмосферу, способствующую возникновению радостных эмоций, душевного благополучия. В процессе работы над реализацией поставленных требований было разработано
многофункциональное, мобильное логопедическое пособие «Волшебный сундучок здоровья», которое является составляющей части здоровьсберегающих технологий. Его можно использовать в совместной и самостоятельной коррекционно — образовательной деятельности с детьми. Данное пособие представляет собой довольно большое, красиво оформленное пособие, которое можно переносить из логопедического кабинета в групповую комнату. Наполняемостью пособия являются различные предметы, тренажёры и игровой материал, ориентированный на развитие артикуляционного аппарата, на развитие правильного речевого дыхания, развитие мелкой моторики, развития тактильных ощущений. Это пособие является универсальным, так как им могут пользоваться учителя-логопеды, дефектологи, воспитатели, родители детей.
Таким образом, я считаю, что внедрение в практическую деятельность учителя-логопеда разных элементов здоровьесберегающих технологий, позволяет повысить эффективность обучения, помогает организовать учебный процесс исходя из интересов ребенка, поддержать его активность, самостоятельность, инициативность, а главное — сохраняет здоровье наших детей.
|