Цель: Автоматизация звука Р в словах и предложениях на лексическом материале Профессии».
Задачи:
Коррекционно-образовательная:
- закрепить правильное произношение звука [Р] в словах, и предложениях
Коррекционно-развивающее
- Расширять и уточнять словарный запас по теме: «Профессии»
- Способствовать развитию элементарного звукового и слогового анализа, логического мышления и мелкой моторики.
- Способствовать к усвоению форм дательного падежа.
- Развивать умение образовывать относительные прилагательные от существительных.
- Формировать умение составлять предложения из отдельных слов.
- Развивать игровую деятельность детей.
Коррекционно-воспитательные
- воспитывать доброжелательный настрой на занятие
Оборудование: Игрушка Незнайка, портфель, картинки, магнитная доска, раздаточный материал, презентация.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Загадки.
Под водой живет народ,
Ходит задом наперед.
(ответ: раки)
На кустах в саду растёт,
Запах сладкий, словно мёд.
Но нередко льются слёзы
Тех, кто рвёт их. Это?..
(ответ: розы)
Логопед: Ребята, какой первый звук встречаются в этих словах.
2. Сообщение темы.
Логопед: Ребята давайте охарактеризуем звук Р.
Характеристика звука Р.
Положение органов речи при произнесении звука «р»: губы открыты, зубы разомкнуты, кончик языка поднят к альвеолам, а боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Под напором выдыхаемого воздуха, который проходит посередине языка, кончик языка должен вибрировать. Воздушная струя сильная.
Звук [Р] — согласные, звонкий, твердый.
Логопед: Ребята, сегодня к нам пришел в гости сказочный герой. Соберите из отдельных частей картинку и отгадайте кто это. Это Незнайка.
Логопед: Незнайка учится в школе. Учительница дала домашнее задание, с которым он никак не может справиться. Поможем ему.
Дети: Да.
Логопед: Вот портфель Незнайки. Давайте посмотрим, что там есть. Да тут есть папка. А в папке картинки.
Игра «Кто лишний и почему?».
Логопед: Рассмотрите и назовите картинки. Какая картина не подходит к остальным и почему? (Детям раздаются карточки с заданиями). Закрепление обобщающего слова-профессии.
Дети:
Продавец, художник, Красная шапочка, маляр. – Красная шапочка.
Доктор, пожарный, учитель, малыш. – малыш.
Карлсон, повар, дворник, почтальон – Карлсон.
Назовите картинки, и определи место положения в слове.
Логопед: Ребята перед вами картинки, посмотрите внимательно и назовите, что на них изображено.
Дети: Продавец, маляр, пожарный, доктор, повар, дворник.
Логопед: А теперь определите где находится звук [Р] в словах. Распределите картинки в домики. (Домики со схемами, звук в начале, в середине и в конце слова).
Логопед: Ребята, определите количество слогов в названиях профессий. Распределите картинки по вагончикам.
Игра «Кому это нужно?»
Логопед: Мы с вами выполнили первое задание, а теперь Незнайка просит помочь выполнить следующее задание. Буратино уже пытался выполнить его, но не смог. Поможем?
Логопед: Определить, человеку, какой профессии нужны данные предметы (логопед показывает картинки, а дети по очереди называют картинки, правильно произнося звук Р). Лекарство, градусник, пожарный рукав, пожарная машина, строящийся дом, мастерок.
Дети составляют предложения.
Дети: Лекарство нужно для работы врачу. Градусник нужен для работы врачу. Мастерок нужен для работы строителю. Строящийся дом нужен для работы строителю. Пожарная машина нужна для работы пожарному. Пожарный рукав нужен для работы пожарному.
Логопед: Молодцы!
Игра: Исправь ошибку.
Логопед: А где же наш Незнайка? Посмотрите, Незнайка отвлекся и начал играть. Посмотрим, что он здесь делает. Он играет с куклами. Кто назовет, с какими куклами он играет.
Дети: Доктор, маляр.
Логопед: Незнайка говорит, что: маляр лечит, а доктор красит. Правильно это или нет.
Дети: Нет. Маляр красит, а врач лечит.
Логопед: Давайте поиграем вместе с маляром.
Физминутка.
«Маляр». Координация речи с движением, развитие общих речевых навыков.
Маляры известку носят,
Стены кистью купоросят.
Не спеша, разводит мел.
Я бы тоже так сумел.
Дети идут по кругу друг за другом, держат в руках воображаемые ведра.
Повернулись лицом в круг, движения воображаемой кистью вверх – вниз.
Наклонились, мешают кистью в воображаемом ведре. «Красят».
Логопед: Ребята, послушайте внимательно слова и помогите Незнайке составить из данных слов предложения, найдите соответствующие картинки.
Продавец, продавать, фрукты.
Строитель, строить, дом.
Пожарный, тушить, пожар.
Маляр, красить, краска, крыша.
Доктор, лечить, дети.
Повар, готовить, обед.
Логопед: Молодцы, ребята. Ребята, посмотрите внимательно на картинки. Что приготовил для нас повар.
Дети: Соки и салаты.
Логопед: Ребята, из чего повар приготовил соки.
Дети: Повар приготовил сок из смородины, винограда, груши, персика.
Логопед: Какой сок из винограда (виноградный…) и т.д.
Логопед: Из чего повар приготовил салаты.
Дети: Повар приготовил салаты из помидора, огурцов, морковки.
Логопед: Какой сала из моркови (морковный…) ит. д.
Логопед: Молодцы! Мы помогли выполнить все задания Незнайки.
Логопед: А теперь выберите по одной раскраске, и раскрасьте аккуратно, не выходя за контур. Раскрашиваем в одном направлении: слева направо либо сверху вниз.
Итог занятия. Рефлексия деятельности.
А теперь давайте вспомним, о чем мы сегодня говорили? Что вам сегодня понравилось? Что было трудно выполнить, а то легко. Незнайка хочет поблагодарить вас за помощь. Что он вам приготовил?
Дети: Наклеечки.
|