Черникова Галина Егоровна Фирсова Наталья Викторовна Орехова Жанна Викторовна. Конспект образовательной деятельности по формированию коммуникативно – речевых навыков детей в подготовительной к школе г

Конспект образовательной деятельности по формированию коммуникативно – речевых навыков детей в подготовительной к школе группе «Язык мой — друг мой!»

Подготовили

  • Учитель-логопед МБДОУ д/с №13 г. Белгорода Черникова Г.Е.
  • Учитель – логопед МБДОУ д/с №13г. Белгород Фирсова Н.В.
  • Старший воспитатель МБДОУ д/с №13 г.Белгород Орехова Ж.В.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный 17 октября 2013 г. N 1155 (пункт 2.6.) говорит о том, что содержание Программы дошкольного образования должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности. Одним из ведущих видов деятельности признано речевое развитие дошкольников, которое является основанием для развития всех остальных видов детской деятельности: общения, познания, познавательно-исследовательской.

 

Главная цель речевого воспитания состоит в том, чтобы ребенок творчески освоил нормы и правила родного языка, умел гибко их применять в конкретных ситуациях, овладел основными коммуникативными способностями.

Ранее проблема усвоения родного языка не стояла так остро как сейчас. Сейчас происходит изменения в языковой среде. Наблюдается небрежное к нему отношение, безграмотность, грубость, нарушение норм произношения.

По отношению каждого человека к своему языку можно судить и о его культурном уровне, и о его гражданской позиции. Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. Язык – наши истоки, наши корни. Говорить умеют все, но говорить правильно умеют единицы из нас.

«Заговори, чтоб я тебя увидел», — говорил Сократ.

Одна из причин данной проблемы – отсутствие интереса к изучению языка Русский язык – это единственная наука (если можно так выразиться), которая даёт закон, но не объясняет его. Уроки сводятся к заучиванию правил и тренировочным упражнениям. Дети не понимают сути того, что они изучают.

Задача педагогов — изменить подобное отношение и сделать уроки русского языка яркими, интересными, запоминающимися. И начинать эту работу следует в детском саду, создавая такие модели обучения, в которых бы методы соответствовали естественным законом природы и развития ребёнка. Мы часто забываем, что речь развивается в деятельности, а ведущий вид деятельности у ребёнка – это игра.

Предлагаемая тематическая разработка конспекта образовательной деятельности по формированию коммуникативно – речевых навыков детей старшего дошкольного возраста «Язык мой — друг мой!» ориентирует педагога на интерактивную форму проведения образовательной деятельности в форме экскурсии. Особенность такой экскурсии заключается в том, что дошкольники активно включаются в исследовательскую деятельность, выполняют практические действия, самостоятельно и с помощью педагога решают задачи, проблемные вопросы и ситуации. Интерактивные занятия помогают сплотить детский коллектив, создать игровое пространство с правилами и законами, которые принимают все участники.

Интерактивный подход позволяет:

  • эффективно распределять и планировать работу с детьми;
  • стимулировать деятельность дошкольников, развивать их произвольность;
  • формировать у них навыки совместной деятельности;
  • обсуждать варианты решения заданий.

Конспект образовательной деятельности коррекционно – развивающей направленности по формированию коммуникативно – речевых навыков детей с ОВЗ в подготовительной к школе группе

Тема «Язык мой — друг мой!»

Цель: Воспитание любви к родному языку, повышение общей языковой культуры, развитие интереса к языку как к средству общения.

Тип занятия:

Овладение новыми знаниями. Накопление фактического материала и его осмысление.

Форма занятия:

Проблемно – диалогическая игра

  • Методы: практические, наглядные, словесные, игровые, практические.
  • Образовательные задачи:
  • 1.Знакомство детей с новым понятием «виртуальный музей».
  • 2.Формирование умения высказывать своё мнение на основе изучаемого материала.

3. Обогащение словарного запаса.

4. Подбор родственных слов.

6. Составление предложений по предложенному слову.

7. Упражнение в образовании сложных слов.

8. Знакомство с многозначностью слов, фразеологизмами.

Коррекционно-развивающие задачи:

  1. Создание условий для развития познавательного интереса, устойчивого внимания, памяти, логического мышления.
  2. Развитие навыков самоконтроля, усидчивости, выдержки.

Воспитательные задачи:

  1. Формирование способности к сотрудничеству.
  2. Воспитание взаимоуважения, способности слушать товарища, педагога, чувства взаимопомощи и желания совместно выполнять задания и получать результат.

Основная образовательная область – «Речевое развитие».

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Предварительная работа

  • Беседа с детьми: «Для чего нам нужно хорошо владеть нашим языком?», «Что делает наш язык ярким, интересным?».
  • Чтение произведений: Л.Успенский «Можно ли сломать язык?», отрывок из повести А.Гайдара «Военная тайна», история – быль о В.И. Дале, отрывок из произведения Н.Островского «Как закалялась сталь».

Материалы и оборудование:

Копилка новых слов, Дерево Знаний, план – схема музея речи, предметные картинки, с изображением зайца, древнего человека, пихты; схемы образования слов, символы родственных и многозначных слов; альбомные листы, карандаши, разрезные картинки.

Ход образовательной деятельности

I. Организационный момент:

Приветствие

Дети выбирают себе пару, берутся за руки, смотрят в глаза друг другу, мысленно желают здоровья соседу и проговаривают слова:

Здравствуй, друг!
Как ты тут?
Улыбнись мне,
А я – тебе.

II. Вводная часть

Учитель-логопед

Ребята, знаете ли вы, что у нас в детском саду открылся необычный музей речи (виртуальный) и нам принесли приглашение посетить этот музей.

Кто – то из вас знает, что означает слово «виртуальный»? (ответы детей)

Виртуальный означает нереальный, вымышленный.

Хотите мы посетим этот музей?

Дети отправляются в «музей» (музыкальный зал), где их встречает экскурсовод.

III. Основная часть

Экскурсовод

Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас в нашем музее. Но прежде, чем начать наше путешествие по музею речи, я хочу вас спросить: «Как вы думаете можно ли засорить наш язык?» (ответы детей).

К сожалению, ребята, можно. Многие нет-нет и вставят в свою речь непонятные словечки. Другие – то ли желая похвастаться – щеголяют всевозможными словами, взятыми из языка различных специалистов. Возьмём, скажем, язык охотников. У охотников заячий хвост называется «цветок». Сами охотники прекрасно понимают это слово. Но если нам с вами доведётся услышать выражение: по полю бежал заяц, подняв вверх белый цветок, — мы представим себе престранную картину.

Дети высказывают свои представления.

Вот почему употребление в речи всяких непривычных, мало кому известных слов и называется засорением языка. И мы создали этот музей для того, чтобы помочь вам овладеть грамотной речью.

Я познакомлю вас с залами нашего музея.

Перед детьми выставляется план – схема, на которой показаны экспозиции музея: «Мир звуков», «Мир слогов», «Мир слов», «Мир предложений», «Мир рассказов и сказок». «Мир письменной речи». Как видите, музей у нас достаточно богат и побывать за одну экскурсию во всех залах мы не сможем.

Скажите, ребята, может человек у которого маленький запас слов, причём, значение многих слов он понимает не совсем точно, грамотно говорить?

Ответы детей.

Наши занятия в музее речи в течение учебного года помогут сделать вашу речь яркой, интересной, грамотной.

В какой зал музея вы хотели бы отправиться? (ответы детей) Желания у вас самые разнообразные. Но вы должны учесть, что во многих залах музея, таких как «Мир предложений», «Мир звуков», «Мир слогов», «Мир письменной речи» мы сможем побывать, только познакомившись со словом. Может быть нашу экскурсию разумнее начинать с зала «Мир слов»? Как вы думаете?

Я приглашаю вас в зал «Мир слов».

Учитель-логопед. Внимательно послушайте. Что вы слышите? Звучит аудиозапись разнообразных звуков (звуки окружающего мира). А как вы думаете, какими были первые звуки на нашей планете? Никто этого не знает. Но возможно это был шум волн, раскаты грома, грохот извергающегося вулкана, шорох листьев.

Позднее на земле стали появляться различные животные. Которые рычали, ревели на все голоса.

С появлением на земле людей мир звуков стал ещё разнообразнее и богаче.

Посмотрите на изображение древних людей. Они не умели не только писать, но и говорить. Представьте себе, что вы превратились в древних людей. Какие, по вашему мнению, звуки могут встречаться в вашей речи?

Актёрский этюд «Древний человек».

Учитель-логопед. Прошли десятки тысяч лет, прежде чем люди научились объединять звуки в слова. Это было непростое и непривычное для первобытных людей занятие.

Время шло. Слов становилось всё больше и больше. Люди научились образовывать целые семьи слов (это когда от одного главного слова образуются похожие слова)

Учитель-логопед.

Посмотрите, какой странный лист к нам прилетел. Какой он? (грустный). Дети показывают грусть листочка.

Дети показывают этюды «Картинки настроения».

Учитель-логопед.

Листочек грустный, потому что один. Чтобы листочку стало веселее, нужно вспомнить слова, в которых прячется слово «лист».

Первое слово у нас есть. Это слово «лист». Давайте продолжим.

Дидактическая игра «Родственные слова».

Листья на деревьях? (Листва).

Дерево, у которого на зиму опадают иголки? (Лиственница).

Явление природы, когда опадают листья? (Листопад).

Зайчонок, который родится во время листопада? (Листопадничек).

Как называется лес, в котором растут только деревья с листьями? (Лиственный)

Назовите родственные слова, которые мы только что образовали.

Ответы детей: лист, листва, листопад, листопадничек, лиственница, лиственный.

Учитель-логопед.

Видите, как много стало родственников у слова «лист». Увидел лист, как много у него родственников и удивился (дети показывают удивление). А потом весело улыбнулся (показывают).

Учитель-логопед.

Познакомьтесь: это Копилка новых слов. Какие слова из только что перечисленных являются для вас новыми и вы хотели бы опустить их в Копилку? (листопадничек, лиственница).

Изобразительная деятельность «Рисунки для копилки новых слов».

Нарисуйте эти слова на листочках. Помните, что рисовать надо быстро, схематично: лишь бы рисунок напоминал задуманое слово. Рисунки для Копилки новых слов вы можете делать на отдельных листочках и потом сшивать их. К лету у вас получится толстая книга из слов – рисунков. Она будет называться словариком новых слов.

Учитель-логопед.

С каким явлением русского языка мы только — что познакомились? (с родственными словами). На доску помещается схематическое обозначение родственных слов.

Экскурсовод. Переходим к следующему экспонату нашего музея. Посмотрите на эту экспозицию. Мне хотелось бы услышать ваше мнение, о чем она может нам говорит?

Ответы детей.

Учитель-логопед.

Эта схема нам говорит о том, что в русском языке новые слова можно образовать путём слияния двух разных слов. Сейчас вы в этом убедитесь.

Дидактическое упражнение «Слово на ладошке».

Протяните ладошки. В одну ладошку прошепчите слово «лист», а в другую – «падать». Сложите ладошки вместе. Какое слово получилось? (листопад).

Молодцы. Снова протяните ладошки. Прошепчите в одну ладошку слово «овощи», а в другую – «хранилище» Сложите ладошки вместе. Какое получилось новое слово? «Овощехранилище».

Экскурсовод

Следующий экспонат нашего музея, ребята, Дерево знаний с разноцветными листочками.

Работа в парах.

Каждый из вас сорвёт по одному листочку и найдёт себе пару по цвету своего листа. (дети выполняют задание) Каждая пара внимательно посмотрит на рисунки, изображённые на листочках, назовёт друг другу то, что изображено и образует новое слово и назовёт его.

Экскурсовод. Нас ждёт следующее задание. Посмотрите внимательно на эту схему. Когда вы образовывали из двух разных слов одно слово, вы ладошки соединяли. Здесь же на схеме соединённые ладошки разводятся. Как вы думаете, какое задание вы должны выполнить? (определить, из каких двух слов было образовано данное слово: овощевод, овощерезка, картофелекопалка.)

С каким ещё явлением русского языка мы познакомились? Образование нового слова из двух слов. (выставляется схема образования новых слов путём слияния двух данных).

Учитель-логопед Ребята, вы знаете, кто такой Илья Муромец? (русский богатырь). Правильно. В былине об Илье Муромце есть такие слова: «Слово, оно что яблочко: с одного-то боку зелёное, так с другого румяное, ты умей его, девица, повёртывать…»

Вдумайтесь в смысл этого предложения: слово, если рассматривать его с разных сторон, разное – «с одного-то боку зелёное», «с другого румяное». А главное: «Ты умей его, девица, повёртывать, т.е. умей владеть словом, так как слово может иметь много значений. Оно многозначно. Хотите в этом убедиться? Сейчас вы будете исследователями. Найдите в этом зале и принесите картинки с изображением кисти. (Кисть художника, кисть винограда, кисть руки). Картинки помещаются на доске.

Одно слово «кисть», а значений несколько.

Упражнение «Аквариум»

Дети стоят в кругу. Ребёнок выходит в середину круга и рассказывает занимательную историю.

… Я ещё не хожу в школу, а Маша ходит. Вчера я целый день разговаривала по телефону с её учительницей. Учительница позвонила и спросила, где родители. Я сказала, что в нашей квартире родители не проживают, а проживает только папа с мамой, да бабушка, да Маша, да я и Мурзик. Потом я позвонила на работу папе и сказала, что учительница Маши ждёт его на родительское собрание. Папа сказал, что вряд ли, потому что запарился с планом на работе. Я сказала, зачем он парился на работе, ведь дома у нас есть душ и ванная. Папа засмеялся.

Значение каких слов не знала девочка? (родители, запарился).

Родители, это кто? (папа и мама)

Запарился на работе с планом, как можно сказать по другому?

Молодцы! С каким явлением русского языка мы сейчас познакомились? (многозначностью). На доске появляется символ многозначных слов.

Экскурсовод. Прежде, чем отправиться в следующий зал, я предлагаю вам отдохнуть.

Динамическая пауза

А теперь прошу вас в следующий зал: «Мир предложений»

Учитель — логопед.

Работа с предложением

Ребята, прошло ещё очень много лет, прежде чем люди научились объединять слова в предложения. Напомните мне, из чего состоит предложение? (из слов). А сколько слов может быть в предложении? (одно или несколько).

Посмотрите, какой знак появился на доске. Этот знак нам говорит: «Внимание! Правило!». Правило всегда надо заучивать. А чтобы вам легче было его запомнить, мы будем произносить правило и показывать его руками.

Предложение (ребром правой ладони прочерчивается линия слева на право) состоит из одного (показывается один палец) или нескольких слов (ладонь поднимается – опускается несколько раз), слова в предложении дружат между собой (пальцы рук переплетаются) и рассказывают нам о чём-то (руки выставляются перед собой).

Я предлагаю вам составить предложения со словом кисть в разных его значениях (дети составляют предложения и говорят о чем это предложение.).

О чём мы говорили с вами в зале «Мир предложений» (о предложении и о правилах речи -выставляются символы на доску)

Экскурсовод.

Русский язык – удивительный язык. Он интересный, красивый, с множеством загадок. В нашем языке есть выражения, которые имеют переносное значение. Допустим, «с ним каши не сваришь», что имеется в виду, когда так говорят? (с этим человеком невозможно договориться). Может вы тоже помните такие выражения? Ведь мы об этом говорили много раз (ответы детей).

Игра – соревнование «Собери картинку»

Дети делятся на две команды и получают задание собрать картинки и догадаться, какое выражение спрятано в них.

Учитель-логопед. Наша экскурсия подошла к концу. Давайте вспомним, в каких залах музея мы побывали. Внимание детей обращается на символы на доске ( «Мир слов», «Мир предложений»).

Итог занятия.

Познакомьтесь и запомните: это судья (выставляется картинка). Там, где появляется судья, вы должны оценить свой ответ или свою работу, содержание занятия или же всё занятие в целом. Оценивать будете через определённые действия:

присесть – низкая оценка

обычная поза – хорошая оценка

поднять руки вверх — высокая оценка (на занятии я слушал, на занятии я отвечал, в целом я своей работой доволен).

Литература

  • Г.А. Ванюхина. Речецветик. — Смоленск: Русич, 1996
  • Л.Т. Григорян Язык мой – друг мой М., «Просвещение» 1988
  • В.И. Максимов К тайнам словообразования М., «Просвещение» 1989
Просмотров: 339
Категория: По направлениям » Для детского сада » Занятия по логопедии




Другие новости по теме:

  • Шишикина Надежда Петровна. Конспект образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» для детей старшей группы. Тема: «Секрет волшебных слов»
  • Вербенко М. Б. Учитель-логопед Гуренко Е. Н. Музыкальный руководитель Резван Н. В. Учитель-дефектолог. Сценарий художественно-литературной композиции «ЭТОТ ДЕНЬ ПОБЕДЫ!»
  • Данилишина Анна Вячеславовна. Формирование родственных слов у дошкольников 5-7 лет с общим недоразвитием речи. Методические рекомендации для учителей-логопедов.
  • Редактор. Стихи для изучения новых слов на английском для детей
  • Баранова Лидия Викторовна. Конспект занятия. Тема: «Развитие навыков звуко-буквенного анализа и синтеза слов»
  • Горобец Алла Александровна. КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ Методическая разработка образовательной деятельности по теме: «Книга волшебных слов»
  • Колбасова Ольга Николаевна. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА СЛОВ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.
  • Главный Редактор. Дно, колено, кочерга... Как образовать от этих слов формы множественного числа?
  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями
  • Федичкина Наталья Николаевна. Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Предложение, состоящее из трех и более слов с прямым дополнением» с использованием программно-дидактического комплекса Логомер
  • Калинина Елена Геннадьевна. Игра «Дидактические кубики слов» для малышей 3 – 4 лет
  • Главный Редактор. Весь мир к его ногам. Что подарить мужчине?
  • Чернова Натела Арамайсовна. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ К ТЕМЕ «СЛОВА-ПРЕДМЕТЫ» ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ «Найди лишнее слово»
  • Александрова Вера Сергеевна воспитатель, Колпакова Алёна Николаевна учитель логопед, Кудрявцева Ирина Александровна воспитатель.. Игровой тренинг для родителей «Развитие фонематического слуха у детей с ОНР»
  • Ильинская Диана Витальевна. Иллюстрированный словарь для изучения словарных слов с дошкольниками или младшими школьниками
  • Кирсутина Людмила Валерьевна. КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО — ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ПО ТЕМЕ «ЧТО НАМ ДЕЛАТЬ, КАК ЖЕ БЫТЬ»
  • Копощу Олеся Дмитриевна. Конспект непосредственно-образовательной деятельности по формированию основ здорового образа жизни «Прежде чем за стол мне сесть, я подумаю что съесть»
  • Дубровская Татьяна Владимировна. ПРОЕКТ «СЛОВ НЕТ ОДНИ ЭМОЦИИ»
  • Издательство «ТЦ Сфера». В мире слов: дружим, рассказываем, отгадываем и говорим правильно
  • Макаренкова Елена Борисовна. Логопедическое занятие «Путешествие на планету слов»
  • Шатова Марина. Конспект НОД С использованием ИКТ с детьми младшего возраста 'Путешествие в Страну Вежливых Слов'
  • Кошелева Юлия. Конспект НОД «Секрет волшебных слов»
  • Сухова Наталья Александровна. Брошюра для родителей «Советы, что можно сделать или сказать, когда ребенок кричит и не хочет идти в детский сад»
  • Ильинская Диана Витальевна. ЗВУКО-БУКВЕННЫЙ АНАЛИЗ СЛОВ
  • Главный Редактор. Сценарий - День Учителя - Тысячу добрых и ласковых слов
  • Митрюшина Анна Викторовна. Эссе «Моя профессия – учитель-логопед»
  • Баринова Светлана Николаевна. Педагогическая статья 'Обучение звуковому анализу слов'
  • Любовь Анатольевна Тулынина. Дидактические настольные игры по закреплению слов в соответствии с лексическим минимумом УМК
  • Елена Васильевна Савельева. Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе для детей с ОНР, ФФНР. Игра «Что? Где? Когда» по теме «Весна».
  • Учитель-логопед Сыроватко С.М., педагог-психолог Флорова Ю.А.. Опыт логопедической работы с аутичными детьми с применением метода канистерапии



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь