Автор-составитель: Устинова Елена Викторовна
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад № 112» г. Сыктывкар, Республика Коми.
Учитель-логопед, 2018 год.
Методические рекомендации
Данные комплексы разработаны для профилактики нарушений речи у детей среднего и старшего возраста. Основа этих комплексов — система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произнесением специального речевого материала на фоне соответствующего музыкального сопровождения.
Скачать конспект
Представленная совместная деятельность включают в себя элементы, имеющие оздоровительную направленность (общеразвивающие упражнения, работа над дыханием, простейшие приемы самомассажа, пальчиковые игры). Это способствует укреплению костно-мышечного аппарата, развитию дыхания, моторных, сенсорных функций, чувства равновесия. Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Речь является одним из основных элементов в двигательно-пространственных упражнениях. Ритм речи, особенно ритм стихов, способствует развитию координации, общей и тонкой произвольной моторики. С помощью стихотворной ритмической речи вырабатывается правильный темп речи, ритм дыхания, развиваются речевой слух, речевая память.
Для данных комплексов подобраны стихотворения, которые дают детям возможность уточнять и конкретизировать знания о реальной действительности, о природе.
К стихотворному материалу предъявляется ряд требований. Он должен иметь:
- разнообразную направленность: для нормализации темпа и ритма для детей с дизартрией, для развития словаря, для нормализации звукопроизношения.
- определенный динамический размер, чтобы можно было соотнести движения руками, ногами, туловищем с ритмом речи.
- среднюю длину строки, так как для длинной строки трудно подобрать соответствующее движение.
- насыщенность глагольной лексикой, чтобы проиллюстрировать движение, опора на лексические темы.
- сюжетную линию и действующее лицо, чтобы исключить механические движения и воспитывать у детей понимание логической связи между текстом и движением.
- при подборе стихотворений необходимо учитывать возраст, речевые и двигательные возможности детей.
Цель данной совместной деятельности: нормализация двигательных функций и речи ребенка.
Задачи:
- развитие слухового внимания и фонематического слуха
- совершенствование общей и мелкой моторики, пространственных организаций движений
- выработка четких координированных движений во взаимосвязи с речью
- развитие речевой моторики
- развитие физиологического и речевого дыхания
- стимулирование кинестетических ощущений мышц лица, рук.
- формирование, развитие и коррекция слухо-зрительно-двигательной координации
- развитие зрительной памяти, чувство темпа и ритма, творческой фантазии и воображения, согласование музыки с движениями
- расширение лексического запаса.
Структура:
- Ситуативный разговор, загадка.
- Упражнение, направленное на развитие физиологического и речевого дыхания.
- Самомассаж лица, рук.
- Упражнение, направленное на развитие тонких движений пальцев рук.
- Разучивание нового стихотворения, сопровождаемое движениями.
- Повторение ранее выученных стихотворений.
- Восстанавливающие дыхание упражнения.
Данные логоритмические комплексы целиком или какую-либо часть можно проводить в режимных моментах, в совместной деятельности взрослого и детей, использовать в качестве физминуток в непосредственно образовательной деятельности. Логоритмические комплексы составлены с опорой на лексические темы. Каждое занятие представляет собой тематическую и игровую целостность.
Совместная деятельность проводится по принципу подражания. Речевой материал предварительно не выучивается. Во время логоритмической деятельности дети с логопедом стоят в кругу. Проводится со всей группой в музыкальном зале, 1 раз в неделю. Продолжительность – 15 — 20 мин. Логоритмические комплексы рекомендованы детям среднего и старшего возраста. Проводят два специалиста: учитель-логопед и музыкальный руководитель. Рассчитана на 20 занятий.
Оценка эффективности работы осуществляется через:
- педагогические наблюдения (в ходе каждого занятия идет наблюдение за усвоением материала и умение использовать его в последующей деятельности)
- открытые просмотры педагогами и родителями
- связь с родителями через беседы
- эмоциональные отзывы детей.
Дошкольники к концу обучения должны уметь:
|