ЦЕЛЬ: Формирование у детей осознанного отношения к своему здоровью.
ЗАДАЧИ:
- Закреплять элементарные представления детей о пользе коррекционных физических упражнений для профилактики плоскостопия и нарушений осанки.
- Закреплять навыки ходьбы приставным шагом; совершенствовать ползание на четвереньках под дугами, опираясь на ладони и колени;
- Развивать координацию движений, слуховое внимание, быстроту реакции в игре.
- Воспитывать чувство сострадания, желание помочь.
МАТЕРИАЛЫ и ОБОРУДОВАНИЕ:
- Человечек (игрушка) – 1 шт.
- Кошка (игрушка) – 1 шт.
- Мышка (игрушка) – 1шт.
- Елки – 3 шт.
- Домик – 2 шт.
- Фантики от конфет, пачка чипсов, бутылка с газированной водой – по 1 шт.
- Скрюченные дорожки (поролоновые гимнастические коврики) – 10 шт.
- Зерна (мешочки с песком) – 30 шт.
- Корзинка – 2 шт.
- Дуги – 4 шт.
- Кочки — 10 шт.
- Обручи – 17 шт.
- Шишки – 15 шт.
- Гимнастические палки – 15 шт.
- Скамейка – 2 шт.
- Магнитофон и звуковые фонограммы
- Ноутбук с видеописьмом
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
- Валеологическое занятие «Что такое здоровье»
- Беседы «Что такое скелет», «Наша осанка»
- Показ презентации «Скелет – наша опора»
- Просмотр видеофайла «Анатомия человека. Скелет»
- Дидактическая игра «Собери скелет»
- Чтение стихотворения К.И. Чуковского «Скрюченная песенка»
- Аппликация «Наш скелет»
- Рисование на тему «Правила красивой осанки» — работа с родителями
- Разучивание комплекса ОРУ для профилактики нарушений осанки; комплекса упражнений для профилактики плоскостопия.
- Разучивание стихотворений и речевки.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ:
Звучит сигнал видеописьма на ноутбуке в группе. Воспитатель открывает ноутбук и обращает внимание детей на Скрюченного человечка.
Восп.: Ребята, кто же это!?
Дети: Это Скрюченный человек из «Скрюченной песенки» К. И.Чуковского.
Восп: Он что- то хочет нам сказать, давайте его выслушаем.
Видеописьмо: Я веселый человечек скрюченные ножки,
Целый день гулял бы я по скрюченной дорожке.
Но однажды увидав скрюченную кошку.
Показалось мне она неуклюжей крошкой.
И сказала мне одна скрюченная галка,
Что быть скрученным совсем это просто гадко.
Я задумался тогда, сидя у окошка,
Кто же может мне помочь разъяснить немножко
Разве плохо, что у нас скрюченная спинка,
Разве плохо, что у нас вся скрючена картинка?
Помогите нам, друзья, выпрямить сумейте,
В нашей Скрюченной стране ждем вас с нетерпеньем!
Восп.: Ребята, как же так? Разве это красиво: скрюченные ножки, круглая спина?
Дети: Нет, не красиво!
Восп: А как вы думаете, удобно ли так ходить? Давайте попробуем пройтись, как скрюченный человечек!
Дети: Так ходить совсем неудобно.
Инстр. по физо: А хотели бы вы помочь жителям этой Скрюченной страны стать такими же стройными и красивыми как вы?
Дети: Да, хотим.
Восп: А как же мы туда попадем?
Инстр. по физо: А давайте поищем кривую дорожку, может она нас и приведет в эту странную страну.
Дети находят скрюченную дорожку (поролоновые гимнастические коврики), выходят в коридор и отправляются в спортивный зал. Дети входят в зал: ходьба «змейкой», обходя елки, на носках, на пятках, подскоки, легкий бег. Дыхательное упражнение «Ежик». Воспитатель обращает внимание детей на кошку с искривленной перевязанной спиной, которая жалобно мяукает (берет ее на руки). (Фонограмма жалобного мяуканья кошки.)
Восп.: Ребята, кто же это плачет?
Дети: Кошечка.
Восп.: Как вы думаете, что с ней случилось?
Дети: У нее болит спина!
Восп.: Почему?
Дети: Она не делала зарядку, не занималась спортом, неровно сидела…
Инстр. по физо: Надо ей, ребята, помочь. Давайте расскажем, что нужно делать, чтобы наш позвоночник был здоров! (обращается к конкретным детям)
1-й ребёнок:
Утром ровно в семь часов
Я встаю с кроватки,
Для пробежки я готов,
А так же для зарядки.
2-й ребёнок:
Каждый день стою у стенки,
У меня болят коленки.
Но без устали стою
За осанкою смотрю.
3-й ребенок:
Ты осанку береги!
Правильно сиди, ходи,
Пей побольше молока-
Кальций нужен нам всегда!
Кошка (восп.):
За осанкой не слежу,
Скрюченной весь день хожу.
Что бы мне здоровой быть
Надо за спиной следить.
Вы ребята подскажите,
Упражненьям научите.
Инстр. по физо: Ну что же, ребята, здоровье заложим
И кошке осанку исправить поможем.
Кто же напомнит, как надо стоять?
Чтоб позвоночник нам не искривлять?
Дети:
- Всегда и при любых обстоятельствах “держите спину”. Спина должна быть прямая, и когда вы идете, и когда сидите. Достаточно несколько минут простоять, прижавшись к стенке затылком, икрами, ягодицами и всей плоскостью лопаток. Запомнив это положение, постарайтесь его сохранять и при ходьбе.
- Разверните плечи и опустите вниз лопатки.
- Не сгибайтесь в пояснице. “Старческой” осанке способствует сидячий образ жизни. Если вы попробуете привстать со стула, не изменяя наклона поясницы, то в зеркале как раз старушку и увидите.
- Походка должна быть легкой. “Грация гиппопотама” — что ни шаг, то небольшое землетрясение, — никуда не годится. Тяжелая, грузная походка отражается не только на суставах, но и на состоянии обуви. (Ходьба “по ниточке”)
- При движении плечи ровно плывут вперед. Будущим офицерам царской армии в училищах “ставили” выправку следующим образом: привязывали к спине длинную линейку и помещали в картонные подставки на погонах стаканчики с водой, которую нельзя было расплескать при ходьбе. В домашних условиях вместо стаканчиков можно походить с книжкой на голове. Это, кстати, укрепляет мышцы шеи, избавляет от второго подбородка и придает голове горделивую посадку.
- Не стесняться. Часто причина сутулости в том, что ходить королевой и смотреть людям прямо в глаза очень сложно психологически. Легче спрятаться, вжать в плечи голову и не привлекать к себе лишнего внимания.
- Походка зависит от настроения, обстановки, одежды и даже прически. Волосы, собранные в тяжелый узел на затылке, поневоле оттягивают голову немного назад, выпрямляя заодно и плечи и позвоночник.
- Не только выглядеть, но и быть королевой. С такими мыслями просто невозможно сутулиться, шаркать ногами и “вешать нос.
Инстр. по физо: Но не будем забывать и пользе физических упражнений. Становитесь врассыпную. ПЕРЕСТРОЕНИЕ (Инстр. раздает детям гимнастические палки). А вот вам и «палочки-выручалочки», помогающие правильно выполнять движения.
ОРУ С ПАЛКОЙ:
- «Потянуться» И.П. – основная стойка, руки опушены. 1-2- руки вверх, посмотреть на палку (потянуться), 3-4- И.П. (6 р.)
- «На плечи» И.П. – ноги на ширине стопы, палка внизу. 1- палка вверх, 2- опустить на лопатки, 3 – палка вверх, 4- И.П. (6р.)
- «Повороты» И.П. — Держим на уровне лопаток гимнастическую палку за ее концы: 1- поворот вправо, 2 – поворот влево; 3- наклон вправо, 4 – наклон влево (6 р.)
- «Приседание» И.П. –основная стойка, палка установлена вертикально, между коленями. 1-4 – Обхватывая поочередно руками палку опуститься вниз, колени раскрыть; 5-8 – вернуться в И.П. (8 р.)
- «Пружинка» И.П. – палка на полу, ноги на ширине стопы, расстояние между палкой и ногами в 1 шаг, 1 – наклон вперед 2-7 – легкие пружинящие покачивания корпусом, 8- И.П. (4р.)
- Прыжки «Звездочка». И.П. – основная стойка, руки внизу (8 р.), смена на упр. «Тряпичная кукла».
Восп.: Смотрите, мне кажется, наша Кошечка изменилась, какая она стала красивая и грациозная.
Кошка: Спасибо вам, я никогда не забуду вашей доброты, только вот,
Там за скрюченным мостом,
В скрюченном домишке
Живут летом и зимой
Скрюченные мышки,
Помогите им тоже, пожалуйста.
Инстр. по физо: Ну, тогда, ребята, в путь,
Кошке надо отдохнуть.
Ну а нам спешить пора,
Вон в том домике беда.
Чтоб в болото не попасть,
Нужно по траве ступать.
Дети прощаются с кошкой, проходят по травяным островкам, подходят к домику с мышкой. Вокруг домика разбросаны фантики от конфет, пачка чипсов, бутылка с газированной водой.
Мышка: Ой, спасите, помогите,
Что же тело так болит,
Кости ноют все, и ноют.
Мучает радикулит.
Инстр. по физо: Посмотрите — ка сюда,
Здесь разбросана еда,
Вот, что любят мышки — детки
Чипсы, фанту и конфетки.
Ребята, разве эта пища полезна для наших костей?
Обратите особое внимание —
Есть вредные и полезные продукты питания.
Кто даст правильный ответ,
Что полезно, а что нет?
Ребенок 1:
Детишкам для роста нужны витамины.
Собрали их много в коробки, корзины.
«Но это же фрукты», — скажете вы
И будете тем абсолютно правы.
Ребенок 2: День нужно с каши начинать!
Пшено и рис, овсянка, гречка
И каша манная, конечно, —
Вот что нам может сил придать!
Ребенок 3: Мясо, рыбу, птицу,
И горох, и чечевицу
Будем кушать день за днем,
Чтобы стать богатырем.
Ребенок 4: Чтобы кости сильными были,
О молоке мы не забыли.
Чтоб зубки, как жемчуг, блестели,
Мы творог свежий с ребятами ели.
Инстр. по физо: Чтобы долго оставаться крепкими и здоровыми, нашим костям нужно много питательных веществ. Давайте поможем нашей мышке сделать заготовку полезного зерна.
Упр. «Перенеси зерно» — дети переносят на спине на четвереньках под дугами мешочки с песком – зерна, складывают в корзину.
Инстр. по физо: Сладости все обожают,
Но скажу я вам, друзья,
Что конфет и шоколадок,
Печенья, мармеладок,
Пастилы, халвы, зефира
Много есть никак нельзя!
Мышка:
Вот спасибо, помогли.
Сколько зерен нанесли.
Мы в кладовой все их сложим.
И другим мышам поможем.
Будем правильно питаться,
Будем спортом заниматься.
А про Фанту мы забудем,
И конфеты есть не будем.
Сыр, зерно и молоко –
Станет спинам так легко.
Инстр. по физо: Мы прошли уж полпути.
А человечка не нашли.
Мышка:
С этим я вам помогу,
Где дорога – расскажу.
Палки скрюченные есть
Вот на той поляне.
У дороги, где конец
Они знают сами.
Вы по ним, когда пойдете,
Человечка вмиг найдете.
Инстр. по физо: «Мышки, дальше нам пора,
До свидания, пока».
Дети отходят от домика мышки, подходят к обручам — ходьба по обручу приставным шагом, обхватывая его края пальцами ног — по диагонали.
Инстр. по физо: Раз! Два!
Три! Четыре!
Эй, ребята, тверже шаг!
Нет, наверно, в целом мире!
Веселей, дружней ребят!
Инструктор идет первый, собирает обручи.
Восп: А вот и веселый Человечек — скрюченные ножки,
Целый день он ждал всех нас, сидя у окошка.
Здравствуй, добрый человечек, мы к тебе спешили,
Потому что от тебя письмо мы получили.
Инстр. по физо: Очень жалко, что у вас скрюченные ножки.
Очень трудно так ходить по скрюченной дорожке.
Посмотри, ведь у тебя ноги как у мишки,
Но исправить могут их вмиг простые шишки.
Ребята, скорее возьмите себе по шишке и покажите Человечку упражнения для ног.
Упражнения для профилактики плоскостопия.
- «Гусеница». Из положения сидя на стуле, широко расставив ноги, приближайте и отдаляйте от себя стопы по полу при помощи сгибания и разгибания пальцев ног, имитируя движения тела гусеницы.
- «Катание шишки» стопами ног (по очереди правой – левой)
- Сидя, между стопами зажата шишка. Сгибание и разгибание ног в коленях (6-8 раз).
- Из положения сидя на стуле, ноги вместе, ступни сомкнуты, следует развести колени в стороны и, оторвав пятки от пола, сомкнуть подошвы.
- «На носках» — сидя на стульчике, ноги слегка расставлены. Поочередное поднимание носков и пяток (6-8 раз).
Человечек: Очень рад я и доволен,
Что теперь никто не болен,
Каждый весел и здоров,
И со мной играть готов.
Давайте с вами поиграем в игру под названием «Пятнашки»
П.И. «Пятнашки»
Цель: Закреплять умение принимать правильное положение тела, следить за осанкой, учить выполнять правила игры.
Ход: Дети встают в свой дом у гимнастической стенки или у стены без плинтуса, соблюдая правильную осанку (касаясь стены затылком, спиной, плечами, ягодичными, икроножными мышцами), руки немного отведены в сторону. Из детей выбирается водящий – «пятнашка». По команде учителя дети начинают игру, бегая во всех направлениях, а водящий старается их запятнать. Играющие спасаются в своих домах, т.е. стараются встать у стены, соблюдая правильную осанку, – там их пятнать нельзя. Продолжительность игры – 5–8 мин. Если водящий не может никого запятнать в течение 2–3 мин., его следует заменить.
Дыхательное упр. «В лесу»
(Представьте, что вы заблудились в густом лесу. Сделав вдох, на выдохе произнесите "ау". Меняйте интонацию и громкость и поворачивайтесь то влево, то вправо.)
Инстр.: Все дети в сборе? Тогда пора отправляться обратно в детский сад.
Восп.: Ну что ж, друзья, прощаться будем,
Вас мы долго не забудем!
Мы будем новой встречи ждать.
А вам желаем не скучать!
Чтоб с болезнями… (дети хором) не знаться,
К докторам … не обращаться.
Чтобы сильным стать и …смелым,
Быстрым, ловким и …умелым,
Надо с детства … закаляться.
И зарядкой …заниматься.
Физкультуру всем … любить.
И со спортом …в дружбе быть.
Дети возвращаются обратно «змейкой», по кочкам, по скрюченным дорожкам...
|