УДК 796: 373. 2
Авторы:
- Грибова Елена Викторовна ст. преподаватель КИТвО МИОО
- Переверзева Ирина Сергеевна инструктор по физической культуре ГБОУ «Школа № 1454 «Тимирязевская»
«… забота о здоровье – важнейшая работа воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.» В.А. Сухомлинский
Нагрузка по развитию физических навыков детей ложится, безусловно, на соответствующие занятия как на основополагающую форму систематического обучения, воспитания и их физического развития. Однако в поисках новых форм и методов работы, инструкторы по физической культуре отходят от традиционной системы занятий с дошкольниками и сосредотачивают свое внимание на поиске альтернативных, отвечающих требованиям современности, новых форм и методов нетрадиционного направления работы по физическому воспитанию в детском саду. Подобное разнообразие и разноплановость физкультурно-спортивных занятий помогают педагогам ДОУ культивировать в детях интерес, повышать двигательную активность и моторную плотность соответствующих занятий.
Скачать конспект
Альтернативная физическая культура в ДОУ, являясь частью системы физкультурно-оздоровительного комплекса, отличается использованием новых способов организации детей, формой построения самого занятия, нестандартностью привлекаемого оборудования. Среди вариантов проведения альтернативных физкультурных занятий можно перечислить:
- интегрированные занятия (направленные, прежде всего, на раскрытие единой целостности темы посредством различных видов детской деятельности);
- тренировочные занятия (где традиционная структура нарушается за счет нивелирования общеразвивающих упражнений и увеличения времени на работу над основными движениями, элементами спортивных игр);
- круговая тренировка (где вводная и заключительная части проводятся в традиционной форме, а время, отведённое для общеразвивающих упражнений и основных движений, посвящено круговой тренировке);
- занятия на спортивных комплексах, тренажерах (помогают достичь нужного оздоровительного эффекта за сравнительно небольшой период времени, частично или полностью решают проблему дефицита пространства);
- сюжетно-игровые занятия (на основе подвижных игр, квесты, др.);
- занятия на основе музыкально-ритмических навыков;
- занятия с раздаваемыми после общеразвивающих упражнений карточками с пиктограммами;
- занятия на двигательные проявления детского творчества;
- спортивно-интеллектуальные эстафеты и соревнования;
- туристические походы-занятия, в т.ч. длительная спортивная ходьба по заданному маршруту, спортивное ориентирование, эстафеты;
- занятия по интересам (позволяют выявить склонность детей к отдельным видам спорта с учетом их пристрастий, возможностей, пр.);
- коррекционные занятия (направлены на восстановление индивидуального здоровья детей, есть комплекс мероприятий медицинского и психофизиологического характера);
- др.
Удовлетворение потребности ребенка дошкольного возраста в движениях — есть важнейшее условие его жизнедеятельности и нормального развития как физического, так и интеллектуального. В свою очередь двигательная деятельность способствует формированию потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями, в здоровом образе жизни. При этом на каждом занятии, вне зависимости от выбранного педагогом варианта его проведения, должны реализовываться задачи обучения, воспитания и развития дошкольников; присутствовать поэтапное обучение основным движениям и физическим упражнениям; содержание должно соответствовать достижению тренирующего эффекта; само занятие обладать достаточной общей и моторной плотностью.
Остановимся подробнее на первых двух вариантах проведения альтернативных физкультурных занятий. Среди ключевых требований к структуре интегрированных занятий стоит перечислить:
- четкость, компактность и лаконичность преподносимого материала;
- продуманность, логичность и последовательность разделов программы на каждом из занятий;
- взаимообусловленность, взаимосвязанность и структурированность материала интегрируемых видов деятельности на каждом этапе занятия;
- большая информативная емкость и упорядоченность движений;
- систематичность выполнения физических упражнений;
- соблюдение техники безопасности и временных рамок занятия.
В процессе образовательной деятельности по физическому развитию следует обращать внимание на единовременное решение задач других образовательных областей, как то (таблица 1).
Таким образом, носящие интегрированный характер занятия способствуют формированию у дошкольников целостной картины мира, т.к. объект, процесс или явление рассматриваются с теоретической и прикладной точек зрения одновременно. Переключение с одного вида детской деятельности на другой способствует вовлечению каждого в активный процесс, повышению эффективности и результативности занятий. При такой организации между детьми, их родителями, педагогами и иными специалистами ДОУ возникают более тесные отношения сотрудничества, налаживается коллективное взаимодействие.
Одним из вариантов тренировочного занятия является занятие с одним пособием, которое позволяет педагогу продемонстрировать весь спектр возможностей работы с выбранным спортивным предметом и многообразие способов его использования в различных видах деятельности (бег, равновесие, лазание и ползание, ходьба, прыжки, метание, др.). Необходимо подбирать разнообразные упражнения для обеспечения развития физических качеств и двигательных умений, поддержания положительного тонуса различных видов мышц, развития творческого воображения и фантазии по практическому использованию спортивного инвентаря (предметов) того или иного вида, но в зависимости от ситуации.
Так, общей целью подобных занятия является формирование полезной привычки к активным движениям; организация целенаправленной работы по укреплению и сохранению здоровья детей; обеспечение высокого проявления качеств в различных видах двигательной деятельности и физической активности дошкольников. Понадобится минимум спортивных предметов: только веревочки или только обручи, гимнастические коврики. Задачи:
- образовательные:
- совершенствовать навыки самостоятельного построения и перестроения в круг, в пары, в колонну, в шеренгу, используя звуковые и/или зрительные сигналы
- закреплять умение выполнять танцевальные движения в дополнение к иным упражнениям
- формировать умение творчески использовать свой двигательный опыт в специально созданных условиях и ситуациях
- совершенствовать навыки правильного выполнения упражнений
- обучать ещё более выразительно, согласованно и ритмично выполнять упражнения
- культивировать и развивать физические качества детей (быстроту, выносливость, гибкость, подвижность, ловкость)
- воздействовать на эмоциональную сферу ребёнка, дарить чувство удовлетворения от правильно выполненных упражнений и заданий
- совершенствовать навыки повторения и общего понимания действий взрослого
- развивающие:
- развивать глазомер и координацию движений
- развивать физические качества (ловкость, гибкость, быстроту, равновесие, силу, выносливость, др.)
- содействовать развитию двигательной активности в сочетании с музыкальным сопровождением различного плана
- содействовать развитию двигательных проявлений детского творчества и разрешению двигательных парадоксов
- воспитательные:
- воспитывать культуру движения, культуру совместно выполняемых двигательных упражнений
- воспитывать потребность и любовь к систематическим занятиям физической культурой и спортом
- воспитывать такие позитивные качества характера, как смелость, находчивость, силу воли, целеустремлённость, умение работать в команде и пр.
- воспитывать самостоятельность, решительность и ответственность
- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, навыки сотрудничества и взаимопомощи
- воспитывать умение внимательно слушать воспитателя и сверстников, повторять увиденные движения, копировать позы
- речевые:
- закреплять название спортивного инвентаря и физических упражнений
- налаживать умение вести диалог со взрослым (воспитателем/инструктором по физической культуре): слушать и понимать, выполнять движения
- координировать речь с выполнением определенных движений
- формирующие:
- формировать навык ориентировки в пространстве (например, быстрой сменой положения тела и направления, вращениями, остановками, др.)
- продолжать формировать умение управлять своим телом в движении, сохраняя равновесие, положение, дыхание
- валеологические:
- знать о способах сохранения и укрепления своего здоровья
- вырабатывать потребность ведения здорового образа жизни
- воспитывать осознанное включение в процесс самооздоровления
- содействовать формированию представления о строении тела человека, об организме в целом и его физических возможностях
- оздоровительные (здоровьеформирующие и здоровьесберегающие):
- способствовать формированию правильной осанки, предупреждению плоскостопия, оказывать тренирующий эффекты на сердечно-сосудистую и дыхательную системы
- укреплять мышцы и суставы, сберегать прочность костей
- создавать атмосферу комфорта для повышенной работоспособности
- проводить профилактику заболеваний опорно-двигательного аппарата и др.
Ниже (таблица 2) представлено примерное содержательное наполнение подобных занятий по работе с одним спортивным предметом: с веревочкой и с обручами.
Таким образом, содержание организации физкультурно-оздоровительной работы в дошкольных образовательных учреждениях продолжает активно обновляться. По-прежнему велика роль и значимость детского сада во всестороннем гармоничном развитии личности ребенка, пользуются спросом дополнительные развивающие занятия физкультурно-спортивной направленности (аэробика, ритмика, спортивные танцы, др.), растет число вариантов проведения альтернативных и интегрированных занятий в ДОУ. Правильная координация обогащает двигательный опыт воспитанников, необходимый им в дальнейшей жизни, а также регулирует деятельность физиологических процессов организма. Развитие как двигательной, так и познавательной активности способствует всестороннему развитию ребенка и определяет его готовность к систематической учебе в школе, закладывает основу мотивации учебной деятельности: умение не только смотреть, но и видеть, выделять главное; не только слушать, но и слышать обращение педагога и следовать его рекомендациям; навык управлять своими движениями. Произвольность и осмысление движений позволяют детям впоследствии успешно овладевать учебными навыками.
|