(для детей младшей группы)
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад № 19 «Светлячок» Московская область, Коломенский район, п.Проводник
Воспитатель: Антонова Наталья Викторовна высшая квалификационная категория п. Проводник 2014г.
Развитие речи:
Образовательная область: Коммуникация, Познание, Здоровье, Социализация.
Виды деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, познавательно – исследовательская.
Цель: Уточнить представления детей о домашних и диких животных, их детенышах, образе жизни, среде обитания, их поведении.
Программные задачи:
Развивающие:
- развивать умение находить отличие и сходство одних животных с другими
- расширять представления детей о домашних и диких животных, их образе жизни, среде обитания, их поведении, взаимодействии с детенышами
- Развивать звуковую культуру речи (активное звукоподражание).
Воспитательные:
- воспитывать любовь к животным, бережное отношение к ним
- воспитывать желание участвовать в игре, проявлять активность.
Обучающие:
- закреплять знания детей о диких и домашних животных и их детенышах
- уточнить и активизировать словарь (обобщить).
Место проведения: групповая комната.
Оборудование: раздаточный материал — картинки с изображением домашних и диких животных и их детенышей; 2 панно – 1 – с изображением лесной полянки, 2 – с изображением домика; мяч.
Предварительная работа: рассматривание картинок и иллюстраций с изображением диких и домашних животных и их детенышей, наблюдение за животными на прогулке, имитация во время подвижных игр повадок и голосов животных, дидактические игры для речевого дыхания, силы голоса, звукоподражаний в разных режимных моментах.
Словарная работа: домашние и дикие животные, волк – волчонок, заяц – зайчонок, корова – теленок и т.д.
Ход организованной образовательной деятельности
1. Вводная часть.
Организационный момент.
Воспитатель. – Дети, какое сейчас время года? На улице тепло или холодно? Какую одежду одевают люди в холодную (теплую) погоду? Людям зимой тепло, потому что они одеты в теплую одежду. А животным зимой тепло? Что их согревает? (Шкура, шерсть и т.д.)
2. Основная часть.
Воспитатель. — Дети, вы знаете, что на Земле живет много разных животных. Каких животных вы знаете?
Дети: собака, кошка, лиса, волк, корова и т.д.
Воспитатель. – А где они живут?
Дети: одни животные живут дома – у хозяина; другие в лесу.
Воспитатель. – Да, дети, животных, которые живут дома и за ними ухаживает хозяин – называют – домашними, а тех животных, которые живут в лесу и сами добывают себе корм – называют дикими животными. Давайте мы с вами превратимся в медведей.
Физкультминутка «Мишка»
Мишка вылез из берлоги (повороты туловища вправо-влево) Огляделся на пороге. Потянулся он со сна. (потягивание, руки вверх) К нам опять пришла весна.
Чтоб скорей набраться сил, (вращение головы по часовой стрелке) Головой медведь крутил. Наклонился взад – вперед, (наклоны туловища вперед- назад) Вот он по лесу идет..
Ищет мишка корешки И трухлявые пеньки.
В них съедобные личинки — (наклоны: правой рукой коснуться
Для медведя — витаминки. левой ступни, потом наоборот)
Наконец медведь наелся
И на бревнышко уселся. (дети садятся на стульчики)
Воспитатель. — У каждого животного, как и у человека, где бы он не жил, есть мама.
- Кто мама у котенка? (Кошка)
- А у теленка? (Корова)
- У лисенка? (Лиса)
- У зайчонка? (Зайчиха)
Молодцы, дети.
Дидактическая игра «Помоги маме найти своего детеныша»
А сейчас мы с вами поиграем в игру. Возьмите себе по одной картинке с изображением взрослого животного или детеныша животного.
(Часть детей берет себе картинки с изображением взрослых животных, часть детей – с изображением детенышей).
Ход игры: воспитатель предлагает детям, у которых на картинках изображены детеныши животных, выполнять имитацию движений тех животных, которые изображены у них на картинках, дети, у которых на картинках изображения взрослых животных в это время сидят на стульчиках – отдыхают.
Воспитатель. – Дети бегали, резвились. Всем было очень весело, но к вечеру пришли мамы и не смогли найти своих детей. Помогите им. Детеныши подойдите к своим мамам и возьмите их за руку. Затем дети меняются карточками.
Игра проводится 2 раза.
Воспитатель. — Мамы нашли своих детенышей, пора им возвращаться домой. Куда пойдут медведица со своим медвежонком?
Дети. – В лес.
Воспитатель. — Кто еще живет в лесу, какие животные?
Дети. – Волк, заяц, лиса и т.д.
Воспитатель. – А где живут корова с теленком?
Дети. – Дома, в сарае, у хозяина.
Дидактическая игра «Найди свой домик».
Воспитатель. — Вот полянка, за ней лес. (Показывает картинку с изображением полянки и леса).
В лесу живут дикие животные. У кого в руках картинки с изображением диких животных, подойдите к этой картинке, а те, у кого картинки с изображением домашних животных, пусть подойдут к картинке с изображением домика. Здесь живут домашние животные, о них заботится хозяин. (Дети рассматривают свои карточки и подходят к картинкам).
Пальчиковая гимнастика.
Есть у каждого свой дом (дети сжимают кулачки) У лисы в лесу глухом (загибают пальчики по очереди) Есть нора – надежный дом. Не страшны зимой метели
Белочке в дупле на ели. Под кустами еж колючий Нагребает листья в кучу. Из ветвей, корней, коры
Хатки делают бобры. Спит в берлоге косолапый, До весны сосет он лапу. Есть у каждого свой дом (хлопки в ладоши)
Всем тепло, уютно в нем.
Подвижная игра «Поймай мяч»
Ход игры:
Воспитатель. – Сейчас мы с вами поиграем в интересную игру. Дети образуют полукруг. Воспитатель с мячом встает перед ними.
– Я буду называть животное и бросать мяч кому-либо из вас. Вы должны поймать мяч и издать звук этого животного. Если это собака, то вы должны громко пролаять, если корова – промычать и т.д. (В игре должны принять участие все дети).
3. Рефлексия.
Спасибо вам. Вы познакомили меня с дикими и домашними животными. Теперь я знаю, что домашние животные это те, которые живут у хозяина, в сарае, и он за ними ухаживает, они не могут себе сами добывать корм, а дикие животные живут в лесу. Они заботятся о себе сами.
В качестве поощрения подарить детям улыбающееся солнышко.
Планируемые результаты:
- отвечают на вопросы воспитателя, участвуют в разговорах о животных, отгадывает загадки о животных, принимает участие в играх.
Литература:
- В.В, Гербова Конспекты занятий по развитию речи в младшей разновозрастной группе. 2-4 года Москва Владос 2003г.
- Авторы составители О.С, Ушакова, Е.М. Струнина Развитие речи детей 3-4 лет. Москва Издательский центр «Вентана – Граф» 2009.
- М.А. Поваляева Развитие речи при ознакомлении с природой. Ростов –на –Дону «Феникс» 2002г.
- Т.А. Шорыгина Какие звери в лесу?! Путешествие в мир природы и развитие речи. Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. Москва 2005.
- Автор составитель П.Г. Федосеева Игровая деятельность на занятиях по экологии Младшая группа Волгоград.
- Т.А. Шорыгина Домашние животные. Какие они? Москва Издательство Книга для ГНОМ и Д.
- Г.Я. Затулина Развитие речи дошкольников Первая младшая группа Методическое пособие «Центр педагогического образования» Москва 2013.
|