Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребёнка — детский сад № 7 «Красный мак» г. Курганинска Краснодарского края
Составила: воспитатель подготовительной группы Чобанян Р.Ш. г. Курганинск 2015г.
Цель: Вызвать у детей устойчивый интерес к режиссерской игре как одному из способов становления и развития игровых навыков.
Скачать конспект
Обогащение содержания режиссерской игры; развитие эмоционального отношения и интереса к героям сказки.
Организация режиссерской игры по мотивам сказки «Теремок».
Развитие интереса к созданию игровой предметной среды.
Задачи:
- Закрепить в памяти детей сказки, учить узнавать их по цитатам, знать краткое содержание и главных героев.
- Совершенствовать диалогическую речь: учить, активно участвовать в беседе по литературным произведениям.
- Продолжать учить детей играть в подгруппе, выбирать ведущего (сказочника), распределять роли.
- Овладевать игровыми способами организации режиссерской игры (разыгрывание готового сюжета).
- Развивать умение детей поставить игровую проблему (разыгрывание продолжения сказки), а так же разворачивать самодеятельную режиссерскую игру (самостоятельное придумывание своей сказки).
- Воспитывать любовь к русским народным сказкам.
Оформление зала: зал убран в русском народном стиле; иллюстрации сказок «Теремок», «Репка»? «Колобок», надувные шары.
Оборудование:
- мультимедиапроектор
- ноутбук
- фотопрезентация: слайды героев сказок — коза из сказки «Волк и семеро козлят», Маша из сказки «Маша и медведь», лиса из сказки «Кот, петух и лиса», курочка из сказки «Курочка ряба», «Коза дереза»
Материал:
- корзинка с игрушками и картинками: котик, петушок, солнышко
- шапочки с масками животных и птиц: корова, утка, петушок
- сундук со сказочными предметами
-театр на палочке: пароход, лошадка, черепашка, молния, паровозик.
-ширма, куклы пальчиковый театр, фигурки животных, декорации деревьев.
- игровые персонажи к сказке «У страха глаза велики»: бабушка, внучка, курица, мышка, заяц
- игровые персонажи к сказке «Петушок и бобовое зёрнышко»: курочка, петушок, дровосеки, корова, кузнец
- аудиозапись
- игрушки: петушок, лиса, мелкие игрушки, предметы – заместители, накидки и колпачки сказочников, шапочка казака
- изготовление (конструирование) вместе с детьми макета «Теремок» из модулей
Предварительная работа. В течение года рассказывание детям сказок, беседы по их содержанию, рассматривание иллюстраций к ним, организация поэтапной работы по формированию режиссерской игры дошкольников.
Ход НОД.
Дети входят в группу под русскую народную мелодию.
Сказительница. Здравствуйте, гости дорогие! Как я рада вас видеть!
Зачем пожаловали к тётушке Сказительнице?
Ребята, а вы любите сказки? (Любим).
Как вы думаете, зачем люди сочиняют сказки? (разные ответы детей).
Правильно, чтобы рассказывать их своим детям, учить в жизни различать добро и зло. Недаром в сказках (почти всегда!), зло наказывается, а добро побеждает. Сказка учит мудрости и тому, что добро, в ответ рождает добро. Человек должен расплачиваться за свои ошибки, поступки, желания, и только доброта и любовь сделают жизнь счастливой.
А что будет, если у народа не будет сказок? (разные ответы детей).
Жизнь людей потускнеет, люди не смогут передать своим детям, внукам и правнукам свой жизненный опыт, предостеречь от ошибок; показать путь добра и света, по которому следует решительно идти, преодолевая трудности.
Дети: Мы хотим поиграть в сказки.
Сказительница: Вы хотите поиграть в сказки? А вы любите мои сказки?
Дети: Да, любим.
Сказительница: А какие виды русских народных сказок вы знаете?
Дети: Волшебные сказки, сказки про животных, сказки, бытовые сказки (про разные предметы).
Сказительница: Молодцы, ребята. Но чтобы сказки открыли вам свои двери и вы могли в них поиграть, вы должны их очень хорошо знать. И сейчас мы проверим, как вы знаете русские народные сказки.
Первое задание: отгадайте сказку, и вспомните песенки:
Я от дедушки ушел,
Я от бабушки ушел,
От тебя, зайца, не хитро уйти. ( «Колобок») Слайд №2
Козлятушки, ребятушки,
Отомкнитеся, отопритеся!
Ваша мать пришла.
Молочка принесла. ( «Волк и семеро Козлят») Слайд №3
Несет меня лиса,
За темные леса,
За высокие горы.
Котик – братик, выручи меня! ( «Кот, петух и лиса») Слайд №4
Топу, топу, ногами,
Заколю тебя рогами,
Ножками затопчу,
Хвостиком замету. ( «Коза-дереза») Слайд №5
Сяду на пенек,
Съем пирожок. ( «Маша и медведь») Слайд №6
Битый небитого везет,
Битый небитого везет. ( «Лисичка — сестричка и серый волк»). Слайд №7
Пусти меня заюшка,
Хоть на дворик к себе!
Нет, лиска, не пущу:
Зачем дразнилась? ( «Заюшкина избушка») Слайд №8
Сказительница: Забывчива, я стала, записала я названия сказок, может, где ошиблась.
Исправьте ошибки в названиях сказок, пожалуйста.
«Петушок и гороховое зернышко», «Лисичка с палочкой», «Коза-стрекоза», «Волк и семеро поросят», «Заюшкина ватрушка», «У страха уши велики» (Дети исправляют названия сказок).
Сказительница: В моем волшебном лукошке живут сказки, их очень много у меня. Однажды я уронила лукошко и в сказках все события перепутались, перемешались. Помогите мне, пожалуйста, восстановить последовательность сказок, определить названия сказок, найти, что было сначала, а что потом. Садитесь за столы и выложите картинки (дети выполняют задание, звучит тихая музыка, проверяют в парах выполнение задания).
Сказительница: Как вы понимаете смысл пословицы «Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок».
Дети: Каждая сказка учит нас чему-то хорошему, верности, добру, честности, щедрости, взаимопомощи, трудолюбию.
Сказительница: Ой, в моем лукошке кто-то шевелится. Кто это? (Лиса).
Лиса — самая знаменита героиня сказок. Скажите, какая по характеру лиса в этих сказках?
Дети: Злая, хитрая, обманщица, плутовка.
Сказительница: Назовите сказки, в которых встречается лиса?
Дети: «Лисичка со скалочкой», «Кот, петух и лиса», «Заюшкина избушка», «Теремок», «Колобок», «Лисичка-сестричка и серый волк».
Сказительница: А это кто к нам пожаловал?
Дети: Петушок-золотой гребешок.
Сказительница: В каких сказках он живёт?
Дети: «Коза-дереза», «Петушок и бобовое зёрнышко», «Заюшкина избушка», «Кот, петух и лиса».
Сказительница: Что о нём можно сказать, какой характер у Пети-петушка?
Дети: В разных сказках он разный: смелый, доверчивый, заботливый, непослушный.
Сказительница: Петя приглашает вас поиграть в игру: «Сон казака».
Из играющих выбирается «Казак» который становится в середину круга. «Казак закрывает глаза». Дети двигаются по кругу со словами:
Кто с утра чертей гоняет,
Песни звонкие спивает
Спать мешает казаку
И кричит «Ку-ка-ре-ку»?
Казак, открыв глаза, старается угадать, кто кричал. Если ему это удаётся, — забирает кричащего в середину круга.
Все коровы во дворе
Размычались на заре.
Не понятно никому,
Почему «Му-му-му-му»?
Вот казак заснул опять,
Но недолго ему спать.
Утка уточек не зря
Учит крякать «Кря-кря-кря».
Надоело казаку
«Кря-кря-кря» с «Ку-ка-ре-ку»
Я не лягу больше спать,
Вас я буду догонять!
По окончании слов дети, образующие хоровод, поднимают руки – «воротики», а «казак» догоняет тех детей, которых он забирал в круг.
Сказительница: Молодцы, ребята. Вижу я, что хорошо вы знаете русские народные сказки, петь и плясать умеете. (Звучит русская народная мелодия).
Начинаются наши сказки,
Заплетаются наши сказки,
На море-океане,
На острове Буяне.
Сказки старинные,
Не короткие, не длинные:
Про кошку, про ложку,
Про лису и про быка,
Про кривого петуха…
Про гусей-лебедей,
Про смышлёных зверей…
Это присказка, а сказки? Сказки дальше пойдут. Но сначала нам нужно выбрать сказочника для каждого стола. Сказочник будет руководить сказкой, помогать, подсказывать всем участникам игры. А остальные дети будут помогать ему в этом.
Мы поиграем в игру «Волшебный сундучок». Чью вещь мы достанем, тот и будет сказочником. (Сказочникам одевают колпак и накидку).
Давайте посмотрим мультфильм: «Петушок и бобовое зёрнышко».
(просмотр аудио мультфильма на интерактивной доске «Петушок и бобовое зёрнышко»)
Беседа по сказке.
- Как называется сказка?
- О ком говорится в сказке?
- Какие слова говорит курочка петушку, когда просит его, не торопится? (Пятя не торопись, Петя не торопись.)
- К кому курочка обращалась за помощью?
- О чем курочка просила коровушку? Как она просила?
(Коровушка, голубушка, дай скорее молока.) Скажите так же.
- О чем просила курочка дровосеков?
- Как просила кузнеца курочка, что бы он дал ей топор?
Смогла ли курочка вылечить петушка?
Кто-нибудь отказал курочке в ее просьбе? (Все, как могли, помогали курочке достать маслица.)
А почему смогла? (Потому что ей, помогали, и курочка знала, чем помочь петушку.)
- Покажи, какое было лицо у курочки, когда петушок подавился.
- Какое лицо было, когда вылечила петушка.
Понравилась ли вам сказка?
Придумайте продолжение этой сказки.
Дети, взяв игрушки, обыгрывают героев.
Ребята, скажите, о чём говорит нам эта сказка.
Дети: а эта сказка говорит нам о том, что не надо торопится во время еды. Нужно кушать по не многу и пережевывать еду хорошо, что бы ни подавиться.
Проходите к столам. Выберете, где вы будете играть. Раскладывайте необходимые игрушки, предметы-заместители.
Сказительница спрашивает, в какую сказку будет играть каждая подгруппа.
Предполагаемые сказки: «У страха глаза велики» (задание детям: придумать продолжение сказки); «Петушок и бобовое зёрнышко» (в сказку добавляется новый персонаж-лошадка);
«Королевство» (самостоятельно придуманный сюжет игры).
Вот перед вами разные театры: пальчиковый, настольный, маски разных животных, игрушки; декорации, ширма.
Хорошо подумайте, и придумайте сказку, распределите роли и обыграйте её. И покажите её остальным ребятам.
В процессе игр воспитатель оказывает необходимую помощь, проводит индивидуальную работу.
Дети, взяв игрушки, разделяются на подгруппы и обыгрывают героев.
Детям предлагается поиграть с героями так, как хочется.
Далее инсценировка сказки «Теремок».
(в сказку добавляется новый персонаж кошка). Дети развивают сюжет игры.
Мышка: пи-пи-пи, не ешь меня
Посмотри, как я тоща,
Не насытишься ты мной
Можно я уйду домой.
Кошка: молчи, и над ухом не пищи
Я напился молока, была кружка велика;
Так что можешь не дрожать
Будем вместе проживать.
По окончании сказки воспитанник Назар предлагает дополнить сказку ещё одним сюжетом.
Звери построили новый теремок, стали в нём жить. Но у них не было самовара. Надо сходить на ярмарку и купить самовар.
Игра самовар.
Играющие делятся на две равные команды. Одна команда становится «самоварами», и садится в кружок. Другая команда — «хозяева».
Они становятся за горшками.
Один из играющих — водящий – изображает покупателя. Он подходит к одному из хозяев и спрашивает:
- Почём самовар
Хозяин отвечает:
- По денежке.
Он не с трещиной?
Попробуй.
Покупатель легко ударяет по горшку пальцем и говорит:
- Крепкий, давай сговор!
Хозяин и покупатель протягивают друг другу руки, напевая:
Чичары, чичары, собирайтесь гончары.
По кусту, по насту, по лебедю горазду!
Вон!
Со словами «Вон» хозяин и покупатель бегут в разные стороны вокруг «самоваров». Кто первым прибежит к купленному самовару, тот хозяин, а опоздавший — водящий.
Сказительница. Хорошо, самовар у нас есть, можно зверюшкам пить чай.
Ребята, понравилась вам сказка или нет? А игра?
- Мне очень понравилась, Назар, хорошо пофантазировал!
Следующий сюжет игры (инсценировка самостоятельно придуманной сказки «Королевство»).
Позвал играть детей Андрей.
В некотором царстве, в некотором государстве жил-был король. У него была дочка – Принцесса.
В королевстве был праздник. Все радовались, веселились.
Но тут принцесса говорит: Ох, а мне что-то грустно стало. Пойду к своему любимому фонтану схожу.
Король: Иди, доченька, сходи, посмотри на него, послушай, как он журчит.
(Король с Принцессой прощаются).
Король: Пойду, вздремну (ложится на кровать и начинает храпеть)
В королевстве жил дракон. Он был добрый. Ему захотелось полетать. Он полетел к фонтану, чтобы испить водицы и увидел принцессу.
Принцесса, испугавшись, сказала: Ой, вы кто?
Я дракон. Не бойся меня! Очень добрый. Мне пить хочется. Можно из вашего фонтана попить?
Принцесса. Пейте, пожалуйста.
Дракон. Спасибо тебе принцесса. За доброту твою я могу исполнить 3 твоих желания.
Принцесса. Надо подумать. Вдруг она падает. Оля объясняет, что палец колючкой уколола.
Дракон: Ой-ой-ой. Что же делать? Я лечу к королю.
Дракон прилетел к королю: Смотрите, что произошло. Она уколола свой палец и упала.
Король, плача: что мне делать?
Дракон: Есть в королевстве волшебник. Он может помочь.
Король: А как его позвать?
Дракон: хлопнуть в ладони 3 раза.
Они хлопают.
Появляется волшебник, говорит: Кто меня звал?
Король: это мы, дочка моя любимая умерла.
Волшебник (подошел и наклонился к принцессе): да нет, она жива, дышит. Просто уснула, а разбудить ее сможет только принц. Он знает волшебные слова, которые помогут принцессе.
Король: (хлопает три раза в ладоши) и говорит: Позвать принца сюда!
Появляется принц, произносит на ушко принцессе волшебные слова, и принцесса оживает.
Волшебник: Посмотрите, дочка проснулась.
Принцесса: Как же долго я спала!
Снова в королевстве наступил праздник. Все радовались, веселились.
- Ребята, понравилась вам сказка или нет?
- Мне очень понравилась, Андрей, хорошо пофантазировал!
(самостоятельно придуманный сюжет игры Вероника рассказывает сказку и обыгрывает её).
«Сказка про Тучку — Бучку».
В небе жила маленькая тучка.
Звали её Бучка. Была Бучка капризной тучкой-девочкой. Любила плакать и не слушала маму с папой. Зато была выдумщицей. То в лошадку превратиться, то в черепашку.
Когда мама звала тучку спать, Бучка начинала плакать, и на землю лил дождь. Бучка не хотела плакать, но и спать она тоже не хотела. Поэтому начинала плакать, чтобы мама снова отпустила её играть с подружками.
Туча папа сердился и говорил: — Все маленькие тучки должны спать, а иначе они не вырастут. Папа хмурил брови, и тогда сверкали молнии. Папа был большим и добрым и очень любил Бучку. Но терпение у него иногда лопалось, поэтому получались молнии.
Маленькая Бучка лежала в кровати. Плакать она уже не хотела, потому что ночью уже все спали, и плакать было не для кого, её никто не слушал: мама с папой спали, подружки тоже, и поэтому Бучка лежала в кроватке надув свои щеки, и говорила.
- Я уже такая большая, могу превращаться даже в паровозик, а со мной обращаются как с маленькой. Вот превращусь в паровозик и уеду на землю путешествовать. Пусть тогда знают. Тучка уже так и решила сделать, но потом поняла, что маму с папой она так любит, что путешествовать без них не сможет. Да и папа, как узнает, что она ушла без разрешения, рассердится и будет пускать вниз молнии. Хотя люди не виноваты, а виновата будет маленькая тучка.
Бучка решила, что так будет несправедливо, и осталась дома.
На утро, надо было опять идти в небесный садик, но тучке хотелось лежать в кровати и превращаться в разных сказочных зверей и птиц. А в садик ну ни как не хотелось идти. Но тут мама сказала, что пора уже идти, и Бучка опять заплакала. Мама подошла к Бучке, вытерла слёзы и сказала:
- Ах, Бучка, Бучка, ты такая большая, а плачешь как маленькая.
Бучка улыбнулась и перестала плакать. По небу плыли тучки, а одна была похожа на пароход. Это мама вела Бучку в садик.
Бучка не была плохой девочкой, она была доброй и послушной. Просто она была маленькой. А маленькие тучки всегда плачут, чуть-чуть, даже когда они большие.
Сказительница. Ну что ж, детушки, делу время — потехе час. Пора моим сказкам отдыхать, а мне – встречать других ребят. До свидания!
После ухода сказительницы дети, по желанию, продолжают играть.
Детям предлагается поиграть с героями так, как хочется.
Рефлексия.
Давайте вспомним, чем мы с вами сегодня занимались.
- Беседовали о сказках.
- Как вы думаете, чем сказка отличается от рассказа?
(В рассказе все действия происходят на самом деле, по настоящему, а в сказке могут быть разные приключения, и даже растения и животные могут разговаривать).
- Придумали продолжение к сказке «Петушок и бобовое зёрнышко»?
- Придумали сказку «Королевство».
-Добавили нового персонажа в сказку «Теремок».
О чём говорит нам эта сказка.
Как вы понимаете смысл пословицы «Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок».
Дети отгадывают названия сказок и вспоминают песенки.
Беседа о просмотренном мультфильме «Петушок и бобовое зёрнышко».
В моем волшебном лукошке живут сказки, их очень много у меня.
|