по образовательной области «Речевое развитие»
Автор: Калашникова Ольга Вячеславовна- воспитатель МБДОУ «Детский сад № 202 «Город Чудес» г. Чебоксары
Цель:
- обеспечивать овладение детьми речью, как средством общения и культуры.
Задачи:
1. Речевое развитие:
- связная речь: учить составлять с помощью воспитателя короткие рассказы;
- словарь и грамматика: учить образовывать уменьшительно-ласкательные названия детёнышей животных, а также соотносить их в единственном и множественном числе;
- звуковая культура речи: уточнить и закрепить правильное произношение звука [ы], учить правильно произносить звук [ы] в словах, чётко и достаточно громко произносить чистоговорку с этим звуком.
2. Социально-коммуникативное развитие:
- формировать доброжелательное отношение друг к другу.
3. Познавательное развитие:
- помогать обследовать предметы, выделяя их цвет, величину, форму, побуждать включать движения рук по предмету в процессе обследования с ним (обводить руками части предмета, гладить их и т.д.).
4. Художественно-эстетическое развитие:
- развивать эстетическое восприятие, обращать внимание детей на красоту окружающих предметов (игрушки), вызывать чувство радости.
5. Физическое развитие:
- воспитывать умение соблюдать элементарные правила, согласовывать движения, ориентироваться в пространстве.
Демонстрационный материал:
- оборудование для проекции изображения: дом с трубой, из трубы идёт дым
- игрушки: мышка, котёнок (3 шт.)
- маска «Кошка»
- бумажные перчатки из цветной бумаги для каждого ребёнка
- бумага для рисования (с нарисованным квадратом), краски, карандаши
- пирог.
Индивидуальная работа:
- подготовить Варю М. к чтению русской народной песенки «Котинька-коток».
Предварительная работа:
- заучивание чистоговорок
- беседы с детьми о домашних и диких животных
- дидактические игры: «Кто к нам пришёл?»
- знакомство с английской песенкой «Перчатки» и её инсценирование.
Методические приемы:
1. Вводная часть:
а) Встреча с мышкой;
б) Вопрос: Что есть у домика?
в) Звуковая культура речи со звуком [ы];
г) Произношение чистоговорки: бы-бы-бы-идёт дым из трубы;
2. Основная часть:
д) Встреча с котиком;
е) Индивидуальное чтение русской народной песенки «Котинька-коток»;
ж) Составление рассказа о котике;
з) Физкультминутка;
и) Составление рассказа о двух котятах;
к) Инсценирование английской песенки «Перчатки»;
3. Заключительная часть:
л) Возвращение мышки.
ПОДГОТОВКА ВОСПИТАТЕЛЯ:
Подготовить листы бумаги с нарисованными квадратами для рисования домика; перчатки бумажные из цветной бумаги на каждого ребёнка, краски и карандаши.
Ход непосредственно – образовательной деятельности
- Ребята, вы знаете, кто нас приглашает в гости? (нет).
- А я знаю – это мышка. Хотите узнать, что она любит делать? (да).
Она приглашает нас в музыкальный зал, где сидят гости.
- Здравствуйте, дорогие гости! Вы здесь мышку не видели? Она здесь случайно не пробегала? (нет). Спасибо!
Предлагает сесть на стулья.
- Давайте мы её подождём и сядем на стулья.
- Посмотрите, что лежит на столе (перечисляет).
- По этим предметам, мы может догадаться, что мышка любит делать (рисовать).
- Кто же она? (художница).
- Её сейчас нет. Наверное, она ушла по своим делам. Но… кажется, она возвращается.
Появляется мышка (достаёт игрушку):
- Пи-пи-пи! Я вас давно жду. Вы догадались, что я люблю делать? (рисовать).
- Хотите узнать, что я сегодня нарисовала? Тогда посмотрите на экран (на экране – изображение дома)
- Что мышка нарисовала? (дом).
- Это дом, в котором живёт маленький мышонок.
- Что же есть у домика? Кто нам ответит? (окошко, дверь, труба).
-Что идёт из трубы? (дым). Откуда идёт дым? (из трубы).
- Послушайте слова: мы-ы-шка, ды-ы-м, ды-ы-мок. В этих словах есть звук [ы]: мы-ы-шка, ды-ы-м, ды-ы-мок.
- Давайте скажем эти слова все вместе!
Дети произносят слова.
- Кто хочет повторить эти слова?
Мышонок знает маленькие стихи про дым и трубу. Послушайте:
- Бы-бы-бы-идёт дым из трубы.
- Какую вы слышите знакомую песенку [ы]. Какую песенку я тяну в этих словах?
- Давайте все вместе произнесём эту скороговорку, сначала тихо, шёпотом, а потом громко.
- Кто хочет повторить эту чистоговорку.
- Погромче говори, а то мышонок тебя не услышит.
- Настя, мышка и тебя хочет послышать.
- Ой, молодцы детки!
- Слышите?
- Мяу-мяу!
- Ой-ой! Кажется сюда идёт котик! Я боюсь! Я убегу!
- Мяу-мяу!
- Пи-пи-пи!
- Извините меня, пожалуйста, я вас на время оставлю.
- Мышонок убежал. А кто пришёл к нам в гости? (котик).
Убирает карандаши.
- Какой ты хороший!
- А про тебя Ваня прочитает русскую народную песенку «Котинька-коток» Выходи, Ваня, пожалуйста!
Ах, ты Котинька-Коток! Котя — серенький лобок! Ты приди к нам ночевать. Нашу деточку качать!
Ух, как я тебе Коту За работу заплачу, Дам кусок пирога И кувшин молока.
Ты же ешь, не кроши, Больше, Котик, не проси!
- Про кого эта песенка? (про кота).
- А ты как думаешь?
- Как ласково называют котика? (котинька-коток, котик, котя).
- Ребята, какой красивый котик к нам пришёл! Кто хочет рассказать?
Ребёнок отвечает, воспитатель подсказывает.
- Это … (котёнок).
- Какой он? (маленький, пушистый).
- Ласково его зовут … (котёночек).
- Котёнок любит… (молоко).
- Мур-мур! Спасибо!
- Про тебя нам ещё расскажет Даша.
- Это котёнок. Он беленький. Шубка у него мягкая, пушистая. Он любит молоко, рыбку. Он может вставать на задние лапки и играть. Я его очень люблю.
- Мур-мур! Спасибо!
- Про тебя нам ещё расскажет Маша.
- Котик маленький, пушистый. У него голубые глаза. Розовые ушки и красивый бантик. Он любит вилять хвостиком. Вот так. Я его тоже люблю.
Физкультминутка.
- Представьте, что вы котятки (котята побежали).
- Глазками ищем, где же мышка. Мышку не увидели.
- Покажите, как царапаются котятки коготками!
- Хозяюшка угостила котят молоком. Покажите, как котята лакают молоко.
- Котята напились молока и умываются лапкой.
- Слышите?
- Мяу-мяу!
- Кто спешит к нам? (котята)
- К нам пришли ещё два котёнка
- Кто это? (котята).
- Сколько их? (два).
- Как их называют ласково? (котята).
- Какие котята? (маленькие, пушистые).
- Вам понравились эти котята? Кто хочет рассказать про этих котят?
- Это котёнок маленький, серенький и пушистый. Он весёлый, он любит играть.
- Как бы ты ухаживала за котёнком? Как бы ты играла с котятами? (уложила спать, завязала бантик, накормила молочком, поиграла с бумажным бантиком на ниточке).
- Ты очень хорошо рассказала!
- Настя, а ты про какого котёнка хочешь нам рассказать? Возьми его в руки.
- Этот котёнок маленький, рыжий, пушистый. У него есть даже усы!
- Как ты думаешь, это котёнок весёлый или грустный? Почему он печальный? Может кто-то с ним не хочет играть?
- Как его можно развеселить?
-Я сейчас тебя пожалею. Не грусти! Может быть, тебя к доктору отвести?
- Ой, какие молодцы! Как вы хорошо рассказали!
- Мы приготовили для вас сюрприз. А сейчас наши ребятки превратятся в таких же маленьких котят, как вы, и покажут инсценировку английской песенки «Перчатки»
Евдокия у нас будет мамой-кошкой.
Я всем котятам раздала перчатки.
- Ну, что же? У всех котят есть перчатки?
- У тебя перчатки какого цвета? (2-3 ребёнка отвечают).
- Ну, что же? Побежали котятки…
Потеряли котятки На дороге перчатки И в слезах прибежали домой: * Мама-мама, прости
Мы не можем найти, Мы не можем найти, Перчатки! Потеряли перчатки?
Вот дурные котятки! Я вам нынче не дам пирога. Мяу-мяу, не дам, Мяу-мяу, не дам,
Я вам нынче не дам пирога! Побежали котятки, Отыскали перчатки И, смеясь, прибежали домой.
* Мама, мама, не злись Потому что нашлись, Потому что нашлись Перчатки!
- Отыскали перчатки! Кошка собирает перчатки в корзину. Вот смешные котятки Я за это вам дам пирога!
Мур-мур-мур, пирога!
Мур-мур-мур, пирога! Я за это вам дам пирога!
После игры дети садятся.
- Ой, опять мышка пищит! Что же она опять возвращается к нам?
Мышка:
- Пи-пи-пи! Ребята, я пришла, чтобы попросить вас нарисовать домики для моих друзей – маленьких мышат. Я уже нарисовала квадрат. А вы этот квадрат превратите в домик. Что не хватает для домика? (крыши, трубы, окошек).
- Спасибо, Мышонок! Мы обязательно поможем твоим друзьям – нарисуем домики, поиграем с мышатами. Попрощаемся и пожелаем всем доброго здоровья!
Литература:
- «От рождения до школы» Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: «МОЗАИКА – СИНТЕЗ», 2014.
- Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2016.
- Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома: 3-4 лет
|