Цели: Формировать представление о связи сообщества птиц с жизнью человека.
Задачи:
Образовательные: расширить знания о значении перелетных птиц в жизни леса и человека, формировать навыки правильного поведения в лесу.
Развивающие: развивать интерес к наблюдению за птицами, потребность проявлять заботу и участие в жизни леса, птиц.
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к птицам, чувство любви к родной природе.
Речевые: активизировать словарь путём введения слов: перелётные, гусеницы, жуки, вредители, чистый воздух, спасают.
Ход занятия
Воспитатель обращает внимание детей на чьи-то «следы», затем вместе с детьми подходят к ширме, достает макет птицы синички.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Угадали, кто я? (Синичка). Правильно! Я птичка-синичка.
Воспитатель: А знаете, откуда я к вам прилетела? – из леса. Стало пригревать солнышко, растаял снег, на деревьях появились листочки – наступила весна, и из тёплых стран прилетели птицы.
Ребята, а как называются эти птицы? — перелётные (дети рассматривают картинки с перелетными птицами, а воспитатель называет их).
Ребята, а вы знаете, чем питаются перелетные птицы? – ответы детей.
Давайте с вами поиграем в игру
Дидактическая игра «Накорми птиц»
Накормите-ка своих птиц.
Подходят к столу, среди картинок выбирают корм для перелетных птиц.
Воспитатель: Молодцы, ребята, птицы поедают вредных гусениц и жуков. А ведь жуки и гусеницы нападают на деревья и поедают их листочки, веточки. Когда птички едят гусениц, дереву становится легче, оно перестает болеть, а каждое дерево дает нам чистый воздух.
Ребята, а вы знаете, что самый чистый воздух в лесу? — А что произойдет, если не будет деревьев? — воздух станет грязным. Давайте наберем в носик воздух и скажем, мы с вами хотим дышать чистым воздухом или грязным? – чистым.
Значит нужно беречь деревья? – да.
Синичка: Но ко мне в лес пришли люди, стали кричать и шуметь, заглядывать в гнезда к птицам — птицы испугались и разлетелись. А когда птиц не стало, на моем дереве поселились вредные гусеницы и жуки, и стали есть все листочки, веточки и кору и мое дерево погибает. Ребята, а как нам спасти дерево? — надо вернуть птиц обратно в лес.
Не шуметь и не кричать в лесу.
Ребята, а вы бережете природу? Не пугаете птиц? – нет.
Раздаётся щебет птиц.
Воспитатель: ребята, вы слышите голоса птиц? – это они вернулись в наш лес.
Давайте не будем больше их пугать, а будем помогать им и оберегать. Потому что наши пернатые друзья помогают деревьям.
А теперь отгадайте загадки про птиц:
Дети отгадывают загадки, вывешивают на доску картинки – отгадки.
1. Он в своей лесной палате Носит пёстренький халатик, Он деревья лечит, Постучит — и легче (дятел)
Ребята, а почему дереву стало легче? – дятел склевал вредных жуков.
2. Среди сосен и осин
Слышу песню: -Синь — синь-синь Это что же то за птица? Ну, конечно же …Синица
Не ворона, не синица Как зовется эта птица? 3. Примостилась на суку- Раздалось в лесу «ку-ку»
(кукушка).
4. Он прилетает каждый год Туда, где домик ждет. Чужие песни петь умеет, А всё же голос свой имеет.
Ответ: Скворец
5. Кто без нот и без свирели Лучше всех наводит трели, Голосистее, нежней? Кто же это? (соловей)
Воспитатель: Молодцы, загадки отгадали. Ой, посмотрите.
Идите скорее сюда! Я обнаружила что-то. Что это? (Гнездо). Да тут ещё и яички лежат. А скажите мне, ребята, можно брать в руки гнездо? А трогать яйца? – нет.
Воспитатель: Если вы, ребята, пришли в лес на прогулку, мы будем шуметь, заглядывать в гнезда, трогать яйца руками? — нет. Правильно, не трогайте яйца и птенцов руками. Вы можете вспугнуть птиц, и они бросят свой дом. И никогда в гнезде не появятся птенцы. А ещё мне очень хочется, чтобы вы помогали птицам, оберегали их.
Вы внимательно смотрели, а чтобы ваши глазки не устали, давайте сделаем гимнастику.
Воспитатель берет палочку с птичкой на леске и проводит зрительную гимнастику:
Летела птичка собой невеличка. Как она летела, все люди глядели, Как она садились, все люди дивились. Ребята, а вы видели у себя на огороде гусениц? –да,
Они поселяются на капусте, картошке, а птицы спасают наш урожай, поедают гусениц и жуков. Птицы – наши друзья. Нужно беречь птиц и помогать им? — да.
Давайте расскажем стихотворение о наших пернатых друзьях.
Ребёнок:
Мы должны помнить: Что птиц не надо ловить, Надо птиц всегда любить. Птичьих гнезд не разорять
Зимою птицам помогать, Их жалеть, оберегать.
Итог:
Упражнение на установку связей жизни птиц с условиями среды:
- Весной птицы строят гнезда, потому что… (дети повторяют фразу и договаривают ее до конца) они выводят в них птенцов.
- Перелетные птицы прилетают весной, потому что… они питаются насекомыми.
- Гусеницы не могут испортить урожай, потому что… птицы их уничтожают.
- Птиц нужно любить и охранять, потому что… они приносят большую пользу (спасают деревья и урожай от вредных насекомых)
Воспитатель: Какие вы молодцы! Всё знаете, хорошо сегодня занимались. Скажите, а зимой вы помогаете птицам? –да. А что вы делаете для птиц? – кормушки, крошим хлеб, семечки, пшено.
Вам понравилось вам наше занятие?
Я от вас тоже улетаю в лес и расскажу своим братьям, что вы любите и бережете птиц. До свидания!
Итог: ребята, теперь вы знаете, почему птиц называют пернатыми друзьями? – ответы детей.
Как себя вести в лесу? Почему нельзя шуметь в лесу?
Молодцы, вы все хорошо позанимались сегодня.
|