Кутищева Татьяна Владимировна Воспитатель МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №138» Г.Воронеж
Любая деятельность воспитателя в детском саду направлена, в первую очередь, на расширение кругозора дошкольников, ознакомление с новыми для них явлениями и понятиями и разъяснение различных понятий окружающей действительности. В связи с этим важным является ознакомление детей с природой.
Уже в дошкольном возрасте дети должны учиться чувствовать природу, познавать ее ценность и красоту. Существование природы – это основа жизни на земле. Именно поэтому детей необходимо учить с любовью и бережностью относиться к флоре и фауне, ландшафту и другим проявлениям природы.
Так как с объектами природы ребенок вступает в непосредственный контакт, то задача воспитателя учить дошкольников правилам общения с флорой и фауной и бережному отношению к экологии. При этом ребенок только тогда осознает свою ответственность за окружающий мир, когда научиться любить природу.
Обязательной частью ознакомления с природой в дошкольном возрасте является изучение сезонных явлений природы. Воспитатель должен научить детей наблюдать за этими изменениями, расширяя и усложняя знания с каждой возрастной группой. Обязательно нужно обращать внимание детей на то, что происходит с растениями и животными, птицами в разные времена года. Глобальной задачей ознакомления с природой является формирование бережного отношения к окружающему миру. Лучший способ для достижения данной цели – привлечение детей к поддержанию окружающей природы, например, изготовление кормушек для птиц в зимний период, полив растений на клумбах весной и летом и др. При этом воспитатель может наглядно демонстрировать взаимосвязь погодных явлений и их последствий.
Ознакомление с природой может быть организовано в различных формах. Например, можно проводить специальные занятия или экскурсии (это фронтальная форма работы). А вот знакомство с трудовой экологической деятельностью и проведение наблюдений лучше организовывать с небольшой группой или индивидуально.
Среди методов ознакомления с природой используются наглядные, практические и словесные.
Самый частотный из наглядных методов – наблюдения. Их можно проводить практически в любое время как в группе, так и на прогулках. Дополнить наблюдения можно рассматриванием картин, в старшем дошкольном возрасте можно сравнивать несвойственную нашей стране природу и то, что дети видят непосредственно за окном. Дополнить эти два метода могут показы кинофильмов. Сейчас можно подобрать фильмы на любую тематику и доступные пониманию детей любого дошкольного возраста.
Использование практических методов позволяет уточнять представления детей, углублять их путем установления связей и отношений между отдельными предметами и явлениями природы. Самые частотные из них игры и опыты.
Словесные методы – рассказы воспитателя и детей, чтение художественных произведений о природе, беседы – используются для расширения знаний детей о природе, систематизации и обобщения их. Они помогают формировать у детей эмоционально положительное отношение к природе.
Приведу примеры пары простых опытов.
Дети очень любят возиться с водой, и такие опыты им очень интересны.
Первый опыт на форму воды. Итогом его должен быть вывод (воспитатель должен подвести детей к нему), что вода принимает форму той емкости, в которую ее наливают, то есть любую форму. Для опыта необходимо взять несколько емкостей (лучше прозрачных и различных по форме) и предложить ребенку налить в них воду (лучше, если объем наливаемой воды будет одинаковый, например, стакан). Прозрачные сосуды позволят наблюдать, какую форму принимает вода. Этот опыт можно усложнить и разнообразить, добавив цвета в воду. Тогда помимо формы можно изучить и способность воды окрашиваться в те цвета, которые в нее добавляют. Также можно разлить немного воды на столе и понаблюдать вместе с детьми, как она растекается. Во время опыта необходимо проговаривать, что происходит при переливании воды.
Еще одним интересным опытом является окрашивание песка. Для него можно использовать измельченные цветные мелки. Детям будет интересно проследить, как изменяется цвет песка при добавлении в него раскрошенных мелков. Этот опыт позволяет еще и развивать творческую фантазию детей.
Свойство песка также можно изучать с использованием воды. Вначале нужно рассмотреть песок, сделав акцент на его сыпучести, потом добавить воду и проследить вместе с детьми, что изменилось в свойствах песка. Способность песка пропускать через себя и впитывать воду наглядно можно показать, используя прозрачную емкость, положив на дно гальку, сверху насыпав песок. Вначале нужно показать детям, что галька под песком сухая, а полив песок из лейки, можно легко увидеть, как намокает и нижний слой.
Все наблюдения в ходе опытов должны обязательно проговариваться и обобщаться. По возможности воспитатель наводящими вопросами должен подводить детей к выводам.
Словесные игры, например, «Кто больше» по заданной теме ( «Снежинка», «Весна», «Зима» и др.) помогут расширить экологический словарь дошкольников.
Сезонные изменения можно наблюдать в любое время года с сентября по август. В зимний период интересным является наблюдение за снегом и его свойствами. Интересным будет рассматривание снежинок через лупу, лучше наблюдать их в разную погоду, чтобы продемонстрировать, что снег бывает разным.
Результаты наблюдений воспитатель должен отмечать совместно с детьми в разных видах деятельности (играх, рисовании, аппликации), а также привлекать к ознакомлению с природой другие средства, например, предложить послушать фрагменты музыкальных композиций, схожих с пением птиц, шумом дождя и т.д.
В ознакомлении с природой не нужно останавливаться только на каких-то одних методах и формах, нужно грамотно сочетать их друг с другом.
Литература
- Вербицкий А. А. Основы концепции развития непрерывного экологического образования / А. А. Вербицкий // Педагогика. – 2011. – № 6. – С. 31-36.
- Веретенникова С. А. Ознакомление дошкольников с природой / С. А. Веретенникова. – М.: Просвещение, 2012. – 272 с.
- Виноградова Н. В. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой / Н. В. Виноградова. – М.: Просвещение, 2010. – 103 с.
- Наблюдение и труд детей в природе / Сост. А. Ф. Мазурина. – М.: Просвещение, 2011. – 206 с.
- Саморукова Г. Г. Как знакомить дошкольников с природой / Г. Г. Саморукова. – М.: Просвещение, 2011. – 207 с.
|