Кутищева Татьяна Владимировна. Ознакомление дошкольника с природой

Ознакомление дошкольника с природой

Кутищева Татьяна Владимировна Воспитатель МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №138» Г.Воронеж

Любая деятельность воспитателя в детском саду направлена, в первую очередь, на расширение кругозора дошкольников, ознакомление с новыми для них явлениями и понятиями и разъяснение различных понятий окружающей действительности. В связи с этим важным является ознакомление детей с природой.

Уже в дошкольном возрасте дети должны учиться чувствовать природу, познавать ее ценность и красоту. Существование природы – это основа жизни на земле. Именно поэтому детей необходимо учить с любовью и бережностью относиться к флоре и фауне, ландшафту и другим проявлениям природы.

Так как с объектами природы ребенок вступает в непосредственный контакт, то задача воспитателя учить дошкольников правилам общения с флорой и фауной и бережному отношению к экологии. При этом ребенок только тогда осознает свою ответственность за окружающий мир, когда научиться любить природу.

 

Обязательной частью ознакомления с природой в дошкольном возрасте является изучение сезонных явлений природы. Воспитатель должен научить детей наблюдать за этими изменениями, расширяя и усложняя знания с каждой возрастной группой. Обязательно нужно обращать внимание детей на то, что происходит с растениями и животными, птицами в разные времена года. Глобальной задачей ознакомления с природой является формирование бережного отношения к окружающему миру. Лучший способ для достижения данной цели – привлечение детей к поддержанию окружающей природы, например, изготовление кормушек для птиц в зимний период, полив растений на клумбах весной и летом и др. При этом воспитатель может наглядно демонстрировать взаимосвязь погодных явлений и их последствий.

Ознакомление с природой может быть организовано в различных формах. Например, можно проводить специальные занятия или экскурсии (это фронтальная форма работы). А вот знакомство с трудовой экологической деятельностью и проведение наблюдений лучше организовывать с небольшой группой или индивидуально.

Среди методов ознакомления с природой используются наглядные, практические и словесные.

Самый частотный из наглядных методов – наблюдения. Их можно проводить практически в любое время как в группе, так и на прогулках. Дополнить наблюдения можно рассматриванием картин, в старшем дошкольном возрасте можно сравнивать несвойственную нашей стране природу и то, что дети видят непосредственно за окном. Дополнить эти два метода могут показы кинофильмов. Сейчас можно подобрать фильмы на любую тематику и доступные пониманию детей любого дошкольного возраста.

Использование практических методов позволяет уточнять представления детей, углублять их путем установления связей и отношений между отдельными предметами и явлениями природы. Самые частотные из них игры и опыты.

Словесные методы – рассказы воспитателя и детей, чтение художественных произведений о природе, беседы – используются для расширения знаний детей о природе, систематизации и обобщения их. Они помогают формировать у детей эмоционально положительное отношение к природе.

Приведу примеры пары простых опытов.

Дети очень любят возиться с водой, и такие опыты им очень интересны.

Первый опыт на форму воды. Итогом его должен быть вывод (воспитатель должен подвести детей к нему), что вода принимает форму той емкости, в которую ее наливают, то есть любую форму. Для опыта необходимо взять несколько емкостей (лучше прозрачных и различных по форме) и предложить ребенку налить в них воду (лучше, если объем наливаемой воды будет одинаковый, например, стакан). Прозрачные сосуды позволят наблюдать, какую форму принимает вода. Этот опыт можно усложнить и разнообразить, добавив цвета в воду. Тогда помимо формы можно изучить и способность воды окрашиваться в те цвета, которые в нее добавляют. Также можно разлить немного воды на столе и понаблюдать вместе с детьми, как она растекается. Во время опыта необходимо проговаривать, что происходит при переливании воды.

Еще одним интересным опытом является окрашивание песка. Для него можно использовать измельченные цветные мелки. Детям будет интересно проследить, как изменяется цвет песка при добавлении в него раскрошенных мелков. Этот опыт позволяет еще и развивать творческую фантазию детей.

Свойство песка также можно изучать с использованием воды. Вначале нужно рассмотреть песок, сделав акцент на его сыпучести, потом добавить воду и проследить вместе с детьми, что изменилось в свойствах песка. Способность песка пропускать через себя и впитывать воду наглядно можно показать, используя прозрачную емкость, положив на дно гальку, сверху насыпав песок. Вначале нужно показать детям, что галька под песком сухая, а полив песок из лейки, можно легко увидеть, как намокает и нижний слой.

Все наблюдения в ходе опытов должны обязательно проговариваться и обобщаться. По возможности воспитатель наводящими вопросами должен подводить детей к выводам.

Словесные игры, например, «Кто больше» по заданной теме ( «Снежинка», «Весна», «Зима» и др.) помогут расширить экологический словарь дошкольников.

Сезонные изменения можно наблюдать в любое время года с сентября по август. В зимний период интересным является наблюдение за снегом и его свойствами. Интересным будет рассматривание снежинок через лупу, лучше наблюдать их в разную погоду, чтобы продемонстрировать, что снег бывает разным.

Результаты наблюдений воспитатель должен отмечать совместно с детьми в разных видах деятельности (играх, рисовании, аппликации), а также привлекать к ознакомлению с природой другие средства, например, предложить послушать фрагменты музыкальных композиций, схожих с пением птиц, шумом дождя и т.д.

В ознакомлении с природой не нужно останавливаться только на каких-то одних методах и формах, нужно грамотно сочетать их друг с другом.

Литература

  • Вербицкий А. А. Основы концепции развития непрерывного экологического образования / А. А. Вербицкий // Педагогика. – 2011. – № 6. – С. 31-36.
  • Веретенникова С. А. Ознакомление дошкольников с природой / С. А. Веретенникова. – М.: Просвещение, 2012. – 272 с.
  • Виноградова Н. В. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой / Н. В. Виноградова. – М.: Просвещение, 2010. – 103 с.
  • Наблюдение и труд детей в природе / Сост. А. Ф. Мазурина. – М.: Просвещение, 2011. – 206 с.
  • Саморукова Г. Г. Как знакомить дошкольников с природой / Г. Г. Саморукова. – М.: Просвещение, 2011. – 207 с.
Просмотров: 190
Категория: По направлениям » Для детского сада » Экологическое воспитание




Другие новости по теме:

  • Медведева Светлана Викторовна. Формы и методы ознакомления детей с природой
  • Рыбина Ирина Геннадьевна. Ознакомление детей с природой родного края через проектную деятельность
  • Редактор. Вот несколько игр, которые можно организовать с детьми.
  • Шабалтай Ирина Петровна. Ознакомление дошкольников с природой через проектную деятельность по теме «Рыбки»
  • Щеглова Татьяна Михайловна Язикова Ирина Александровна. Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой ближайшего окружения
  • Приходько Ольга Сергеевна. Умственное развитие дошкольников в процессе ознакомления с природой
  • Мелентьева Наталья Александровна. Воспитание у дошкольников любви к Родине через ознакомление с природой родного края.
  • Приказчикова Наталия Валентиновна. Проект в рамках экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста «Чтобы ёлку не рубить, ёлку можно смастерить».
  • Боровкова Ирина Сергеевна. Система работы «Развитие словаря детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления их с природой родного края».
  • Морозова Ирина Викторовна. Организация поисково — исследовательской деятельности детей дошкольного возраста как формы ознакомления с природой в условиях реализации ФГОС ДО.
  • Боева Наталья Владимировна. «Ознакомление детей с природой родного края — как средство нравственно-патриотического воспитания»
  • Кудашова Нина Викторовна. Экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой.
  • Панченко Валентина Александровна. Консультация для воспитателей на тему: «Ознакомление дошкольников с природой летом»
  • Ольга Витальевна Лушникова. Перспективное планирование по развитию речи детей 2-3 лет в процессе ознакомления с природой
  • Молодых Оксана Владимировна. «Можно» и «Нельзя» или Дисциплина для дошкольников: за и против
  • Дурасова Елена Николаевна. Консультация для воспитателей на тему: «Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста на основе ознакомления с природой родного края»
  • Жукова Татьяна Борисовна. Сценарий праздника посвященного Дню Космонавтики в подготовительной к школе группе на тему: «Если очень захотеть, можно в космос полететь!»
  • Цвигун Ирина Анатольевна. Конспект итоговой НОД по ОО ООП «Ознакомление с природой» в подготовительной к школе группе для детей с нарушением зрения «Мой Крым»
  • Яценко Татьяна Станиславовна. Конспект занятия на тему: «Опыты в системе познавательных занятий по ознакомлению детей с неживой природой».
  • Сухова Наталья Александровна. Брошюра для родителей «Советы, что можно сделать или сказать, когда ребенок кричит и не хочет идти в детский сад»
  • Галина Шаповал. Семинар – практикум для родителей по теме: «Развитие речи младших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром и природой»
  • Соколова М. А.. Консультация для педагогов «Развитие речи дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром и природой, игровой деятельности» в рамках РМО»
  • Заблоцкая Нина Геннадьевна. Ознакомление с природой родного края через экологическую тропу в детском саду.
  • Гелюся Джавдатовна Шайхулова. Консультация для родителей на тему: «Какие игры можно использовать в домашних условиях при подготовке ребенка к школе»
  • Главный Редактор. Можно ли самим научить ребенка английскому?
  • Елена Головина. Занятие по ознакомлению с природой в старшей группе. Тема: «Мы – Друзья природы».
  • Абзалова Наталья Леонидовна. Конспект беседы с родителями на тему: «Можно ли наказывать ребенка»
  • Минчакова Наталья Николаевна. Комплексное занятие по ФКЦМ в подготовительной к школе группе в рамках Круглого стола для учителей начальных классов «Если очень захотеть, можно в космос полететь»
  • Менщикова Марина Александровна. Конспект НОД в средней группе «Кого можно назвать другом».
  • Акимова Наталья Петровна. Каталог опытов знакомящих детей с природой. Старший дошкольный возраст



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь