Панченко Валентина Александровна. Консультация для воспитателей на тему: «Ознакомление дошкольников с природой летом»

Консультация для воспитателей на тему: «Ознакомление дошкольников с природой летом»

Воспитатель высшей квалификационной категории: Панченко В.А. г. Таганрог 2020 г. муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 32»

Какая притягательная сила заключается в том, что нас окружает с детства. Почему, даже, уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой и рассказывает с гордостью о красоте и богатстве родного края.

Родная природа- это могущественный источник, из которого человек черпает свои первые знания, впечатления. Она оставляет глубокий след в душе ребенка, воздействуя на его чувства своей яркостью, многообразием.

Ребенку кажется, что он первооткрыватель, что это он первый услышал стрекотание кузнечика, для него поет скворец. Дети рано начинают замечать и интересоваться окружающими их объектами неживой и особенно живой природы.

 

Для того, чтобы к малышу пришло понимание природы, мало дать конкретные знания о ней, необходимо научить слушать ее, сопереживать ей, радоваться ей, учить видеть прекрасное, когда идет снег или светит солнце, когда зеленеет трава или мерцают звезды, учить слушать пение птиц, звон капели, шум ветра. Именно эти навыки обогащают душу человека, его внутренний мир. Природа является великим воспитателем. В быстро меняющихся очертаниях облаков детская фантазия может увидеть и высокие горы, и огромного медведя, и снеговика. В причудливо изогнутом корне или ветке- сказочную птицу, красивого оленя, Змея –Горыныча. Важно только дать толчок детскому воображению, научить видеть окружающую красоту. Лесная скульптура, созданная самой природой, является одним из источников детской фантазии.

Удивительный мир природы… Он встречает ребенка морем звуков и запахов, тысячами разных загадок и тайн, заставляет остановиться, прислушаться, присмотреться, задуматься.

Знакомство с природой будит любознательность ребенка, учит его видеть прекрасное. Маленький ребенок смотрит в мир широко открытыми глазами и замечает все: крохотного паучка в густой траве, подвижного жучка на поверхности воды, трудолюбивого муравья.

Природа привлекает детей сезонными изменениями, яркость красок, запахами, звуками. Знакомясь с ней, они открывают для себя новый мир, они стараются потрогать его руками, понюхать, рассмотреть, если можно попробовать на вкус.

Давайте же попробуем вместе не просто заинтересовать дошкольника, но сделать его знакомство с миром природы источником радости.

Организуя наблюдения с детьми на прогулках и экскурсиях, педагог знакомит их с характерными отличительными признаками летнего сезона, воспитывает у них способность любоваться красотой родной природы. С приходом летних дней нужно рассказать о солнышке, выяснить "Как солнышко по небу прогуливается". Детей подвести к тому, в какое время года дни самые теплые и длинные. У солнышка в разное время года особый распорядок дневных прогулок. Летом солнце появляется очень рано, когда еще большинство людей спит, а заходит поздно. Для наблюдений выбрать открытое удобное место, воткнуть в землю палку и наблюдать за тенью, которую отбрасывает вертикально стоящая палка, освещенная солнцем. Дети замечают, что чем выше поднимается солнце, тем короче тень от палки. Самая короткая тень бывает днем, когда солнце находится в самой высокой точке своего пути. Это происходит в полдень. Трудится солнце с утра до вечера. Радует солнышко и птичек, и людей. Солнце утром раскрашивает небо в красные, желтые, розовые цвета. Просыпаются птички, цветы, бабочки. Солнце греет землю, помогает расти всему живому в природе. Вечером оно садится за тучу, закрывает глазки и становится вокруг темно. Вместе с солнцем все живое засыпает.

Частые грозы, ливневые дожди, росы, туманы, радуга. Многие дети боятся грома. Нужно доступно им объяснить это явление природы. В этом помогает стихотворение «Тучи» Орловой.

Туча тучу повстречала.
Туча туче прорычала:
- Что гуляешь на пути?
Прочь с дороги, дай пройти!

Отвечала туча туче:
-Ты меня не трогай лучше!
Я гуляю, где хочу,
Если тронешь — проучу!

Туча тучу — лбом, лбом,
А по небу — бом, бом!
Бой над городом грохочет,
Уступить никто не хочет.

Бились тучи целый час,
Искры сыпались из глаз.
Подрались они всерьёз -
Довели себя до слёз.

Во время прогулок все это дает большой простор для развития наблюдательности дошкольника. Во время грозы обратить внимание детей на яркие сполохи молнии, прислушаться вместе с ними к громовым раскатам. До того, как начнется гроза, можно увидеть ее приближение. Обратите внимание, как внезапно и очень быстро темнеет небо. Как ветер сгоняет тучи, несет пыль, листья, скручивая их столбом, поднимаясь от земли.

Во время дождя замечаем, что птички не поют, спрятались от дождя; прислушаемся, как шумит дождь, стучат по крыше его капли.

Загремел первый гром, многие дети втянули головы, приподнимая плечи, в глазах испуг. Нужно немедленно прореагировать на их состояние. Я прочитала детям строки из стихотворения Ф.И. Тютчева.

«Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний первый гром

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом…»

А когда на землю упали первые капли, подставила навстречу дождю руки. Настроение взрослого передалось и детям. Они обрадовались, подняли руки вверх. Ребята радовались грозе, читали стихи о грозе, о дожде. Рассказываю, почему радуются ему и ждут его деревья, кусты и цветы. Потом ребята отгадывали загадки.

  1. Посмотри в окошко идет тоненький Антошка. (Дождь)
  2. Бежал конь белобокий

Через Дунай глубокий,

Так упал – заржал

Весь свет задрожал. (Молния, гром)

3. Шел долговяз, в землю увяз. (Дождь)

Прошел дождь, перекинулся радужный мост, и дети увидели его. Предложить детям изобразить радугу. Но прежде отгадать загадку о радуге. «Разноцветное коромысло через реку повисло, уточнили цвета радуги, последовательность расположения дуг.

Летом, после теплых дождей, можно организовать наблюдения за дождевыми червями, поскольку именно они больше всего подвергаются преследованиям со стороны детей. Рассказать, что садовники считают червей своими помощниками. Предложить провести опыт с дождевыми червями, чтобы выяснить, чем это объяснить. Опыт заключается в следующем. В две стеклянные банки насыпать землю, взятую с одного участка. В одну поместить дождевых червей и посыпать землю сверху песком, а затем обе банки поставить в уголок природы и предложить детям понаблюдать за тем, что произойдет. Уже на следующий день дети увидели, что в банке с дождевыми червями почва «прорезана» нитками песка, а в песке проложены черные бороздки. В другой же банке почва осталась без изменений. Отвечая на вопрос «Чем объяснить изменения в первой банке?» Дети самостоятельно сделали вывод «Песок в разных слоях почвы – следы передвижения дождевых червей». Дополнить ответ: «Черви перемешивают разные слои почвы. Она становится более рыхлой, способной задерживать воду и поглощать, растворенные в ней питательные вещества».

Разноцветная клумба таит в себе немало интересного. Травянистые растения — основной объект летних наблюдений: ромашки, васильки, … Дети называют их признаки: форму, цвет, какой глазок. Васильки бывают не только синие, но и голубые, розоватые и даже совсем белые. Отличать одно растение от другого ребенок может по цветам, по листьям, стеблю.

«Это наши цветы» — сказала я. «Давайте посмотрим на них. Какие они красивые! Нравятся они вам? Я буду поливать их, а вы будете помогать мне. Цветы живые. Им нужна вода. Каждому цветку нужно дать напиться. Смотрите, я не пропустила ни один цветок». Во время полива, обращаю внимание детей на то, как уходит вода в землю. Носик лейки наклоняю так, чтобы вода медленно вытекала. Наливаю много, чтобы каждый цветок напился вдоволь. Все они живые, и без воды жить не могут.

Я старалась, чтобы дети были добровольными и заинтересованными участниками. Если ребенок не хочет помогать, мы его не принуждаем, надеемся, что когда-нибудь у него появится желание помогать. Чтобы пробудить у детей инициативу, самостоятельность, желание совершать хорошие поступки, проявлять осознанную заботу. Чтобы мои дети были чутки к красоте, я постоянно закрепляю представления об увиденном. Объясняю, что большой букет смотрится громоздко и, кроме того, мы губим много цветов.

Перед выходом на прогулку, с целью закрепления знаний детей о цветах и бережного отношения ко всему живому, ставлю перед детьми задачу: «На полянке вы встретите знакомые вам цветы и расскажите мне о них». Это настраивает ребят на творческий лад, заставляет думать.

Дети увидели ромашку. Желающих рассказать о ней было много. Ромашка похожа на нарядную девочку, даже на невесту. Стебель у нее высокий, листья будто сидят на нем, цветки похожи на веночек вокруг головки. На каждом стебельке один цветочек. Цветы хорошо пахнут. Катя захотела рассказать о васильке. А Настя вспомнила о темно-синем колокольчике. По возвращении в группу разговор о цветах продолжается.

Дошкольники испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить ее, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не может существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от разных болезней. Мы должны беречь и сохранять их, уметь правильно пользоваться их лечебными свойствами. Поэтому полезно познакомить дошкольников с некоторыми лекарственными растениями, рассказав, какое они имеют значение, об их полезных свойствах, о том, что летом происходит их массовый сбор. По-новому они смогут смотреть на привычный для них подорожник, пастушью сумку, зверобой, мать-и-мачеху, ромашку лекарственную.

Когда дошкольники узнают, как могут обыкновенные растения ближайшего окружения помочь здоровью человека, то начинают бережно к ним относиться.

В солнечный день можно показать детям, как работают «цветочные часы»: в 6 утра просыпаются одуванчики, через час- полевой осот, в 8- вьюнок, в 9- полевая гвоздика. Осот «засыпает в 9 утра, гвоздика- в час дня. В час одуванчики сжимают желтенькие цветы в зеленый «кулачок». В 2 дня закрываются маки, около 5 вечера- незабудки, в 6 часов опускаются под воду белые кувшинки. В пасмурную погоду ход «цветочных часов» нарушается. В дождь они совсем останавливаются.

Повседневная работа в огороде должна не просто увлекать перспективой вырастить вкусные овощи, но дети должны осознать необходимость систематического ухода за растениями (полив, рыхление почвы, прополка, прореживание, подкормка и др.). При этом ребята должны руководствоваться особенностями строения растений, периодом роста и развития и их потребностями. Дошкольники могут пропалывать грядки, чтобы сорняки не мешали росту культурных растений. Для этого детей необходимо научить их различать.

Детям следует давать задания, требующие внимательного наблюдения за состоянием растений. Я привлекаю детей к участию во всех видах работ по уходу за растениями, воспитываю самостоятельность. Это укрепляет у них уверенность в своих силах, формирует добросовестное отношение как к интересной, так и не очень интересной работе. Следует следить за тем, чтобы поставленная цель была посильна ребенку. Обогащению и закреплению знаний о растениях огорода и цветника, повышению интереса к их выращиванию дидактические игры "Вершки и корешки", "Во саду ли, в огороде", "Составь букет", "Что где растет?" и др. Из рисунков детей можно составить альбом "Наши цветы".

Ответы на многие вопросы можно найти летом. Стоит лишь остановиться и присмотреться.

Много радости принесут детям наблюдения за насекомыми. На какие цветы чаще всего садятся бабочки, а на какие шмели? Как охотятся кузнечики? Как отличить пчелу от осы? В цветнике можно заметить блестящую на солнце паутину. Кто здесь живет? Чуть потрогать паутину стебельком. Сразу же выбегает паучок. Он сделал паутину- сеть, ловит в нее мух, комаров, мошек. Мешать ему не стоит, лучше понаблюдать, как он будет еще плести паутину. Громче всего кузнечики стрекочут в июле- августе. Но не всегда. Погода сухая – концерт в полном разгаре. Затихли- погода испортиться: жди дождя. Помогите детям заметить, какие еще перемены происходят в жизни животных и растений незадолго до наступления ненастья. С увлечением наблюдают ребята за муравьями. Когда просыпаются муравьи? Когда на ночь закрывают «окна» и «двери» муравейника?

-Как влияет погода на жизнь этих насекомых? Много ли дорожек вокруг муравейника?

-Куда ползут муравьи? Что несут?

Наблюдение за ними показывают, что один тащит соломинку, другой — крошку, помогают друг другу… Своей работой муравьи приносят пользу растениям: землю рыхлят, удобряют ее. Нельзя их обижать, про таких говорят: «Мал, да удал!».

Мы захватили с собой кусочек сахара. Смочив его водой, положили возле муравейника. Скоро сюда протянулся живой ручеек. Детям радость, муравьям — вкусный корм.

Мы воспитываем гуманное отношение к животным. Но, к каким? К кошкам, к птицам, лягушкам, змеям. Это замечательно. Ну, а к паукам? К насекомым? В какой -то мере и к ним, тоже. Но совершенно ясно, что мы не доводим пока воспитание до логического конца, до воспитания бережного отношения к любым проявлениям жизни. К любым. К травинке, совсем молодой, подросшей сегодня утром на целый сантиметр. К разноцветному клопу, похожему на пластмассовую игрушку на этой травинке. К неповоротливой гусенице, грызущей с таким аппетитом крапивный лист. Мы и сами не до конца прочувствовали, что в природе не только горные вершины и тысячелетние дубы красивы и уникальны. Красота и уникальность в каждом листе, в каждой травинке, в любом, даже не очень примечательном на первый взгляд живом существе.

Что рассказать ребятам о комарах? Вредны они или полезны? Вредны, потому что сосут кровь, мешают отдыхать, некоторые даже переносят малярию. Полезны потому, что комариные личинки служат ценным кормом для рыб. Бывает, что уничтожение комаров в прудах, приводит к массовой гибели мальков. Полезны они и потому, что опыляют цветки, причем кое- где в тайге являются единственными опылителями, а значит совершенно необходимыми там для существования растений.

А что рассказать детям о мухах? Прежде всего, что мухи бывают разные. Например, цветочные мухи или журчалки. Их личинки уничтожают тлю. А личинки падальных мух, а также серых мясных развиваются в трупах животных. Еще Карл Линней говорил, что три мухи могут съесть погибшую лошадь быстрее, чем лев. Поэтому не надо убивать ни синих, отливающих металлом, ни зеленых, как изумруд, ни большущих серых с шашечным рисунком на брюшке, если они залетят в комнату. Это насекомые – санитары. Их нужно осторожно выпустить на улицу через дверь или форточку.

Наблюдая за детьми, убеждаешься, что радость общения с природой делает их жизнь эмоционально богаче. Чтобы дети в дальнейшем, во взрослой жизни могли черпать в природе вдохновение и силу, любовь и мудрость, нужно учить их бережно и чутко относиться к растениям и животным, заботиться о них.

Постоянно нужно включать разнообразные трудовые действия в природе. Привлекая детей к тесному общению с природой, к познанию мира растений и животным, мы, взрослые способствуем активному развитию у детей таких качеств, как доброта, терпение, трудолюбие и милосердие.

Природа оказывает огромное влияние на формирование личности, ее умственное, нравственное и эстетическое воспитание.

В.И. Сухомлинский обращал внимание на то, что, открывая вокруг себя красивое, вторгаясь и изумляясь красивому, ребенок, как бы смотрит в зеркало и видит свою собственную человеческую красоту. Чем раньше он ее почувствует и чем тоньше изумится ею, тем выше его чувство собственного достоинства.

Прививать детям любовь к природе надо с самого раннего возраста. Малыши восторгаются при виде цветка, бабочки и в то же время могут бездумно раздавить бегущего по тропинке муравья. Как же приучить их беречь и охранять природу, все живое, окружающее нас?

В. А. Сухомлинский считал необходимым вводить малыша в окружающий мир природы так, чтобы каждый день открывал в нем для себя что-то новое, чтобы рос исследователем, чтобы каждый его шаг был путешествием к истокам чудес в природе, облагораживал сердце и закалял волю. Есть свои секреты и у поля, и у луга, и у тихой лесной речушки, и у крошечной лужицы, оставшейся на глинистой дороге в перелеске после сильного дождя. Знакомство с природой (экскурсии и прогулки) будит любознательность ребенка. Оно помогает понять многие явления, приучает видеть интересное там, где еще вчера, а для иного человека и до самого конца жизни не было и не будет ничего достойного внимания.

Просмотров: 236
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Сухова Наталья Александровна. Брошюра для родителей «Советы, что можно сделать или сказать, когда ребенок кричит и не хочет идти в детский сад»
  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями
  • Старцева Любовь Анатольевна Нестерова Ольга Александровна. Рекомендации для родителей «Как объяснить детям, что такое личное пространство человека»
  • Инна Фоменко. Что такое «фонематический слух», как и когда он формируется у детей?
  • Майорова Ольга. Формула здоровья «Здоровье – это то, что нужно беречь».
  • Анастасия Владимировна Миллер. Раннее развитие: что лучше для Вашего малыша или Как развить ребенка и не навредить
  • Архипова Оксана Михайловна. Консультация для родителей «Как объяснить ребенку что такое осень для детей раннего возраста?»
  • Дубровина Алефтина Викторовна. Познавательно-развлекательная игра «Что? Где? Когда?» (для детей подготовительной группы) Тема: «Деревья и кустарники»
  • Атабаева Мадина Тимуровна. ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК. ЧТО МОГУТ СДЕЛАТЬ ДЛЯ НЕГО РОДИТЕЛИ?
  • Глотова Раиса Владимировна. Семинар-практикум в паре «родитель-ребенок» Тема: «Наши дети – какие они?»
  • Главный Редактор. Весь мир к его ногам. Что подарить мужчине?
  • Багрова Татьяна Анатольевна. Родительское собрание «Чтобы избежать пожаров, нужно много детям знать»
  • Милованова Людмила Николаевна. Консультация для родителей «Во что играют наши дети?!»
  • Бексаева Лариса Александровна. Методическая разработка 'Знать должны и взрослые и дети, о правах, что защищают всех на свете'
  • Елена Васильевна Савельева. Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе для детей с ОНР, ФФНР. Игра «Что? Где? Когда» по теме «Весна».
  • Назарова Татьяна. Викторина «Что? Где? Когда?»
  • Уткина Ирина Александровна. Викторина «Что, где, когда?»
  • Русакова Екатерина Владимировна. Открытое итоговое занятие: «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?»
  • Онучина Любовь Галимзяновна. Сценарий интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?» по теме «Безопасность на дорогах»
  • Пискарева Елена Аркадьевна.. КОНСПЕКТ НОД С ДЕТЬМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?»
  • Харина Наталья Григорьевна. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА ТЕМА: «Что, где, когда?»
  • Музыкантова Татьяна Васильевна. Блок развивающих игр: «Что? Где? Когда?
  • Власова Анна Сергеевна. «Здоровый образ жизни — это то, что обеспечивает здоровье и доставляет радость».
  • Земцова А.А., Шабанова Л.И.. Информационно-творческий проект «Рыбы. Что нужно им для жизни» для старшей группы
  • Мария Дорошенко. Конспект занятия кружка театральной деятельности для старшего возраста «Что такое хорошо, что такое плохо»
  • Падерина Любовь Михайловна. Мнемотаблицы для заучивания стихов — что это такое?
  • Демидова Нина Васильевна. КОНСПЕКТ НОД по ФКЦМ Тема «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?»
  • Полякова Марина Владимировна. Конспект игры-занятия по экологии в старшей группе «Что? Где? Когда?»
  • Наумова Наталия Александровна. Сообщение к педсовету 'Красота-это то, что создаёт человек'
  • Колегова Елена Михайловна. Конспект развлечения «Что? Где? Когда?» Тема развлечения «Клуб знатоков здорового образа жизни»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь