Конспект ННОД Экспериментальная деятельность "Почему земля кормит" Цель: познакомить детей с почвой. Задачи: Познакомить детей с видами почвы как почва образуется. Закреплять умения сравнивать сухую и влажную почву. В ходе экспериментов выделить свойства почвы: наличие воздуха и воды. Выяснить, что в почве есть для жизни живых организмов. Развивать мышление, речь, внимание. Воспитывать интерес к неживой природе, аккуратность в работе, чувство товарищества. Пополнить словарный запас детей. Материал: Комочки сухой почвы. Колба с водой. Белый лист бумаги, палочки, лупы. Свечка, стеклышко, ложка. Таблица “Почва”.
Семена растений, ёмкости для посадки, лейка, палочки, плёнка. Ход деятельности -Ребята, отгадайте загадку, и вы узнаете, о чём мы сегодня будем говорить. Меня бьют, колотят, Ворочают, режут - Я все терплю И всем добром плачу. -Что это? (Земля) - О чём же мы будем сегодня говорить? (О земле, о почве) - Послушайте сказку о волшебной кладовой и скажите, почему землю называют кормилицей? « Расскажу вам сказку о волшебной кладовой. Положишь в неё горстку зерна – получишь взамен сто горстей. Спрячешь картофелину – вытащишь много. Она у нас под ногами. И зовётся она – земля. Да, только тогда она добра и щедра, когда люди к ней добры, и, когда они умело землю обрабатывают: пашут, удобряют, поливают. И правильно. Как это так: всё у земли брать, а взамен ничего не давать? Да тут мигом опустеет любая кладовая. Так и с волшебной кладовой. Издавна кормит людей земля-матушка. Но не всегда люди догадывались, какое богатство она в себе таит. Во времена, когда люди ещё не умели пахать и сеять, они брали только то, что земля для них сама припасала: ягоды, грибы, сочные стебельки. Потом люди смекнули, что можно специально приносить с собой из полей зёрна и сажать возле жилья. Выросли первые колоски хлеба. Сперва ячменя, потом пшеницы, ржи. Вот так и стала земля доброй и щедрой, даря людям богатые урожаи». -Так почему же землю называют кормилицей? (Земля кормит людей, на ней растут растения, которые человек употребляет в пищу.) -А кого ещё кормит наша земля? (Насекомых птиц, зверей) - Чем радует нас земля? (Зелёной травой, душистыми цветами, вкусной ягодой) -Ребята, знаете ли вы, как по-другому называется земля? Где растут растения? (Почва)А что такое почва? – Верхний слой земли, который питает и кормит растения, называется почвой. Почва везде разная. В одном месте в ней много песка. Такую почву называют песчаной. В другом месте больше глины. -Как называется такая почва? ( Глинистая.) - Мы живём с вами на Черноземье. Почему? (У нас почва богата перегноем, её называют чернозёмом. Она чёрного цвета.) -Давайте рассмотрим таблицу “Почва в разрезе”. -Сколько слоёв почвы вы видите на таблице ? (Четыре) - Какого цвета верхний слой земли? (Тёмного.) - Это плодородный слой земли. А какого второй слой? (Жёлтого) - Как вы думаете, что это? (Песок) А что на таблице изображено голубым цветом? (Вода) Верно, это изображение подземных вод. - Потом идет слой глины. Каким цветом изображена глина?(Оранжевым, рыжим) - А что ещё вы видите на таблице? (Там еще изображены те, кто в земле живут: червяки, кроты, жуки.) -А сейчас мы отправимся в путешествие в подземное царство. Физкультминутка. Вырос красивый цветок на поляне, Утром весенним раскрыл лепестки. Всем лепесткам красоту и сиянье Дружно дают под землей корешки.
А теперь будем червячками.
Под землей червяк ползет,
Делает он узкий ход,
Чтоб в подземном царстве
Лучше всем жилось,
Чтоб в подземном царстве
Лучше всем рослось.
(Слова стихотворения сопровождаются движениями.)
- Жители поземного царства прислали нам очень ценный подарок – мешочек с сюрпризом. Как вы думаете, что в этом мешочке? (Почва,земля). Я дам каждому из вас немножко этой земли. Мы поближе познакомимся с землей – матушкой.
Воспитатель дает каждому ребенку по два комочка земли, раскладывая ее на белые листы.
Опыт №1. Что спрятано в комочке?
-Один комочек пусть лежит не тронутым. Другой комочек осторожно потрогайте.
- Какая земля в комочке? (Сухая, чёрная)
- Давайте посмотрим на комочек через увеличительное стекло. Скажите, что вы увидели? (В комочке есть трещинки.)
- Осторожно раскрошите комочек земли. Посмотрите через лупу, что спряталось в вашем комочке? (Корешки, камешки, палочки)
-А вы знаете, как образуется почва?
Читаю сказку Натальи Александровны Рыжовой “Как Медведь пень потерял”.
“Шел по лесу медведь. Долго шел, приморился, смотрит – пень перед ним появился. Свеженький такой, ровненький. Видать, кто-то недавно дерево срубил. Обрадовался Медведь, решил маленько на пеньке посидеть. Сидит Медведь, Машеньку вспоминает, которая не разрешала ему на пенек садиться, все твердила: “Не садись на пенек, не ешь пирожок”. Отдохнул Мишка, поохал, да и отправился домой. А пень так и остался стоять, даже медведю тяжелому не под силу его развалить.
Медведю-то не под силу, а вот жукам – древоточцам под силу такое дело оказалось. Прослышали про пень жуки разные.
- Кто, кто в пенечке живет?
Никто не отвечает.
Наползли они отовсюду. И начали пень крошить, квартиры строить.
И стал пень в труху превращаться. А тут еще прослышали про пень гусеницы да улитки. И те туда же – к пеньку приползли. На пеньке живут, пень жуют. А тут еще на пеньке дружная семейка опят выросла. Грибы для пня погибель, ведь они тоже пень разрушают. А дырочек-то, дырочек то сколько! И из каждой кто-нибудь нет- нет да и выглянет.
Совсем не похож пень на красавца, который Мишке креслом служил. Вроде был он пень вчера, а сегодня нет его. Исчез пень. Кусочки его жуки растащили, съели, в почву превратили. Мало что от пня осталось.
Медведь к тому времени поседел, постарел. Реже гулять стал, чаще отдыхать присаживаться. Забрел он как-то в знакомые места, о пенечке вспомнил. Пришел на полянку.
“Как же так? – думает Медведь, - точно помню, был здесь пень, прочный такой, удобный. И куда он подевался? Да, стар я, видно, стал, место перепутал. Пойду еще где-нибудь пенек поищу”.
Старый Медведь, мудрый, но так ничего и не понял. А вы поняли?”
- Объясните Медведю, куда пропал пень? (Насекомые превращают пни в почву)
Опыт № 2. В земле есть воздух.
- Как вы думаете, воздух в земле есть или нет?
- Проверим ваши ответы экспериментально. Возьмите в руки комочек земли, так чтобы он не рассыпался, и осторожно опустите его в баночку с водой. Что вы увидели? (Из комочка выделяются маленькие пузырьки. Это воздух поднимается из воды.)
-Так есть в почве воздух? (Есть, он внутри почвы).
-Да, воздух был внутри комочка, между песчинками. Вода вытеснила его. Воздух всплыл, так как он легче воды и смешался с окружающим нас воздухом.
Опыт № 3. Есть ли в почве вода?
- Только что мы убедились, что в почве есть воздух. А вода в почве есть или нет?
-Предлагаю и эти ваши ответы проверить с помощью опыта.
- В чистую сухую ложку я положила кусочек почвы. Я зажгу свечку, и буду держать ложку с почвой на огне. Что происходит с почвой? (Она согревается.)
-Теперь накрою ложку чистым сухим стеклышком.
(Через некоторое время показываю стеклышко детям.)
- Что произошло со стеклышком? (На стекле появились капельки воды)
- Сделайте вывод – есть вода в почве или нет? (В почве есть вода.)
Фото 5
- Вот какие чудеса таит в себе почва.
-А для чего нам нужна почва? Что растёт на ней?
Физкультминутка.
В огород пойдем,
(Маршировать на месте)
Урожай соберем.
(Идти по кругу, взявшись за руки)
Мы морковки натаскаем
И картошки накопаем.
Срежем мы кочан капусты
(Имитировать, как срезают, таскают, копают)
Круглый, сочный, очень вкусный.
(Показать руками)
Щавеля нарвем немножко
("Рвут")
И вернемся по дорожке.
(Идти по кругу, взявшись за руки)
-А вы хотите посадить наш огород в группе? (Перед детьми торфяные горшочки, семена редиса, василька, салата, перца, цветной капусты, базилика, моркови, лейка с водой, палочки для посадки)
-А что нужно растениям, чтобы они росли?
-Скажите, а в какую землю нужно сажать семена? (Во влажную) Почему?
- Верно, нам необходимо поливать землю, если она сухая, когда будем сажать растения. Во влажную землю сажать легче.
(Деятельность педагога с детьми по посадке растений)
-Ребята, а хотите ещё один эксперимент? Как вы думаете, если мы накроем семена плёнкой они быстрее взойдут или нет?
-Хорошо, это мы и проверим.
Фото 11
Итог деятельности
-Что узнали о почве?
-Какие свойства почвы знаете?
-Почему её называют кормилицей?
-Как образуется почва?
-Что понравилось?
В дальнейшем, вместе с детьми, мы наблюдали за всходами, измеряли их, записывали свои наблюдения и измерения в таблицу. Ребята убедились, что семена под плёнкой взошли быстрее. Выращенную рассаду перца, цветной капусты, мы пересадили в грунт, на участок, а василёк радовал нас своими цветами на уличной клумбе всё лето.
Экспериментальная деятельность даёт почувствовать дошкольникам себя настоящими учёными-исследователями, которые сами могут добывать знания, что является ценным для будущих школьников.
|