Цель: создание условий для расширения знаний детей о свойствах и значении воды на Земле
Задачи по образовательным областям:
- продолжать учить использовать в речи средства интонационной выразительности; регулировать громкость голоса; темп речи, интонацию;
- учить правильно, использовать случаи грамматики;
- расширять и активизировать словарь детей
- формировать навыки экологически грамотного поведения в природе, понимание необходимости бережного отношения к водоемам;
- развивать познавательно-исследовательскую и продуктивную дея-тельности;
- развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать;
- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу
Предварительная работа:
- Рассматривание иллюстраций на тему «Вода»;
- Экспериментирование с водой;
- Беседы о воде;
- Заготовка игрушек из бросового материала
Оборудование и материалы
- Воздушные шары
- Маркеры синего, красного, черного цветов
- Аудио запись Эннио Морриконе «Дождь»; тревожная музыка, «песня реки», космическая музыка, кваканье лягушки,
- Картинки с изображением ручки, зеленого луга, леса дремучего, пустыни, горы снежной, Африки, Земли, космоса, шара голубого
- Плоскостное изображение Земли
- Резиновый лягушонок
- Плоскостные человечки из белой бумаги
- Таз с грязной водой
- Фрагмент мультфильма «Крокодил Гена»
- Ноутбук
- Карточки с изображением того, где есть вода; тому, кому нужна вода; чем можно загрязнить воду
- Карточки с изображением: солнца, планеты, воды, снега, горы, тучи, человека, растения, дерева, животного, птицы, рыбы
- Резиновые игрушки: собака, белый и бурые медведи, рыба, лиса, кошка, птица
- Строительный деревянный конструктор
- Домики для животных, сделанные руками родителей
- Картинка водоема, разрезанная на части
- Карточки, определяющие свойства воды
- Стаканчики, ложки для экспериментирования, лед, акварельная краска, песок
- Два таза с водой, мусор
- Сочки, перчатки
- Коробочки от соков, фломастеры, ширма
1. Введение в ситуацию
У воспитателя в руках воздушные шары, в одном из которых картинки с изображением луны и земли по количеству детей.
Воспитатель:
-Что же можно сделать с шариком? (ответы детей)
Как давно мы с вами не рисовали на шарах, а давайте что-нибудь нарисуем. А что? (ответы детей)
А давайте нарисуем звезды? (детям раздаются синие, красные и черные маркеры)
В то время, когда дети будут рисовать звезды, воспитатель говорит:
Вы, знаете, каким цветом бывают звезды? (ответы детей)
Звезды бывают синие, желтые, красные — это самые холодные звезды и бе-лые — это самые теплые, и самые яркие звезды.
Какие замечательные звезды у нас получились. (Дети подбрасывают шары, любуются ими. Воспитатель лопает один из шаров и из него сыплются звезды).
Давайте присядем и повнимательнее рассмотрим звезды. У кого на звезде нарисована Луна? Найдите дом, где живут эти звезды. (Инструктор по физической культуре приглашает детей полететь на луну).
А мы останемся на нашей планете. Здесь столько много проблем и нужна ваша помощь. Поможем?
2.
Звучит запись Эннио Морриконе «Дождь».
На мольбертах выставлены картинки с изображением речки, зеленого луга, леса дремучего, пустыни, горы снежной, Африки, Земли, космоса, шара голубого.
Воспитатель читает стихотворение:
Наш дом родной, наш общий дом-
Земля, где мы с тобой живем!
Ты только посмотри вокруг:
Тут — речка, там- зеленый луг.
В лесу дремучем не пройдешь,
Воды в пустыне не найдешь!
А где-то снег лежит горой,
А где-то жарко и зимой…
Чудес нам всех не перечесть,
Одно у них названье есть:
Леса, и горы, и моря-
Все называется земля!
А если в космос ты взлетишь,
Ты из окна ракеты
Увидишь шар наш голубой,
Любимую планету!
Вы узнаете, нашу планету?
-Как выглядит наша планета Земля с космоса?
- А почему наша планета Земля голубая?
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде. А где (ответы детей)
Звучит тревожная музыка. Земля становится серой
Взглянуть на Землю страшно!
Вода мутнеет с каждым днем!
Когда-то чистой ты была и голубой,
Теперь ты стала грязной и больной!
Погибнуть может все живое!
Земля, что сделали с тобою?
-Как вы думаете, что сделали с Землей? (ответы детей)
3.
Звучит запись «Кваканье лягушки»
-Кто это просит нас о помощи?
Встречается грязный лягушонок (резиновая игрушка).
-Ребята, посмотрите, что с лягушонком? Почему он такой грязный? Ведь он только искупался в реке?
-Давайте проверим, река ли во всем виновата? (дети опускают в таз бумаж-ные игрушки – Чебурашку и детей, они становятся грязными).
-Почему река такая грязная?
- Хотите узнать, почему? Сейчас мы с вами посмотрим фрагмент из мультфильма «Крокодил Гена». (Мультимедиа)
-Ребята, теперь вы поняли, почему река стала такой грязной? (потому, что люди построили много фабрик и заводов. Отходы заводов сливаются в реки, моря и загрязняют их).
- Кто страдает от загрязнения воды? Как страдают? (от загрязнения воды гибнут животные, растения, гибнут рыбы и болеют люди. Гибнет природа.)
4.
Сейчас заиграет музыка, и вы под нее попробуете представить себя космо-навтами, которые полетели в космос, каждый на свою планету, как только музыка закончится вы должны быстро вернутся на Землю, взять 1 карточку и определиться к какой группе вы относитесь.
У первой команды карточки, с изображением того, где есть вода:
У второй команде карточки, с изображением того, кому нужна вода:
У третьей команде карточки, с изображением того, чем можно загрязнить воду.
Первое задание: собрать картинку из частей (водоем)
Второе задание «Кто, где живет»
(резиновые игрушки — собака, белый и бурый медведи, рыба, лиса, кошка, птица).
-Ребята, вам нужно заселить животных в их домики. Но, один из этих жи-вотных остался без домика, давайте поможем ему? А как? (построим из строительного материала – для кошки)
- А кто делал эти домики? (Домики для животных делали родители из бросового материала).
Дети называют, кто, где живет.
В дополнение можно предложить ответить на вопрос чей это дом? (лисий, медвежий, рыбий, лисий, кошачий).
А животным нужна вода? Зачем?
После того, как закончили работу в группах дети проверяют, правильно ли выполнены задания. По каждому этапу делают выводы.
Третье задание: игра «Живая и неживая природа»
Вам нужно вспомнить, что относится к живой и неживой природе, а карточки вам помогут. (Неживая природа — солнце, планета, вода, снег, гора, туча с дождем; Живая природа — человек, растения, деревья, животные, птицы, рыбы)
Работа происходит на магнитной доске.
Посмотрите на картинки, где-нибудь, живет вода?
А как можно доказать, что есть вода?
А для этого у нас есть лаборатория, где можно поэкспериментировать.
5.
Ребята, а какие вы знаете свойства воды?
- Вода прозрачная.
- У воды нет вкуса.
- Уводы нет запаха
Находим подходящую карточку.
4. Лёд – твёрдая вода.
Взять кубики льда. Поместить в стаканчик. Взять снег и поместить его на тарелочку. Дети должны следить за состоянием кубиков льда в тёплом по-мещении. Обратить их внимание на то, как постепенно уменьшается кубик льда.
Как вы думаете лед и снег – это тоже вода?
А как нам узнать?
Что с ним происходит? (тает и превращается в воду). Кто хочет попробовать эту воду? А почему никто не хочет?
Вывод: лёд, снег – это тоже вода. Находим подходящую карточку.
5. Вода жидкая, может течь.
Дать детям два стаканчика – один с водой, другой – пустой.
Что мы можем сделать?
Льётся вода? Почему? (Потому, что она жидкая.)
Если бы вода не была жидкой, она смогла течь в реках и ручейках, текла бы из крана?
Вывод: вода жидкая. Находим подходящую карточку.
6. В воде некоторые вещества растворяются, а некоторые – не растворяются
Ребята, давайте разольем воду в два стакана. В каком больше воды? Как узнать?
В один стаканчик положить обычный песок и попробовать размешать его ложкой. Что получается? Растворился песок или нет? Взять другой стаканчик и насыпать в него ложечку сахарного песка, размешать его. Что теперь произошло? В каком из стаканчиков песок растворился?
Предложить детям размешать акварельную краску в стаканчике со сладкой водой водой. Почему вода стала цветной? (Краска в ней растворилась).
Вывод: в воде некоторые вещества растворяются, а некоторые – не растворяются. Находим подходящую карточку.
7. Лёд легче воды
Спросить детей: что будет с кубиком льда, если его поместить в стаканчик с водой? Он утонет, будет плавать, сразу растворится? (Выслушать ответы детей), а затем провести опыт:
Давайте возьмём стаканчик с водой, где мы добавляли речной песок и опустим кубик льда.
Что происходит со льдом? (Лёд плавает в воде).
Он легче воды, поэтому и не тонет.
Посмотрите на стаканчик, а что тяжелее воды? Как вы узнали?
6.
Звучат звуки журчания воды.
Что это за звуки мы слышим?
Значит, где то здесь водоем.
На нашем пути появилось озеро, да не одна, сколько их? (два).
Посмотрите, какая в них вода?
Их загрязнили заводы и фабрики? (нет). А кто?
Во что могут превратиться озера, если мы им не поможем?
А как мы им поможем?
Для этого у нас есть сочки и перчатки. Куда денем мусор? (в пакет, когда пойдем гулять вынесем его).
-Очистили реку? Молодцы! Посмотрите, что происходит с нашей планетой? (она становится прежней — голубой)
А почему еще остался серый цвет?
Посмотрите, что я нашла в воде. Что это? (коробочки от сока).
А что можно с ними сделать?
Мы могли бы выбросить коробочки, но мы что сделали? (Игрушки)
Мы успели их доделать? А, что мы не успели?
Как вы думаете, сегодня мы помогли нашей планете? А чем? Значит, какие лица будут у наших игрушек? (дети фломастерами дорисовывают лица животным)
Дорисовали? Давайте споем нашим новым игрушкам песню «Что зовем мы Родиной».
Возьмите игрушки и покажите свою группу. Может им понравится, и они останутся с нами жить.
Конспект совместной деятельности
«Наш дом — Земля»
Подготовила:
Валивецкая
Наталья Николаевна
Г. Братск
|