«Маленькое путешествие по сказкам»
Конспект НОД в старшей группе ОНР с использованием логических блоков Дьенеша.
Цель: развивать логическое мышление, память, сообразительность.
Задачи: учить выделять и абстрагировать цвет, форму, размер, толщину, сравнивать предметы по заданным свойствам. Развивать умение кодировать информацию о свойствах с помощью знаков-символов и декодировать ее.
Ориентироваться на листе бумаги.
Материал: Логические блоки Дьенеша, логические фигуры, карточки с изображением знаков, плоскостная фигурка «лягушка», бумажные квадраты на всех детей, слайды (иллюстрации сказок «Три поросенка», «Красная Шапочка», «Царевна-лягушка»)
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Воспитатель: - Ребята, сегодня мы с вами отправимся в маленькое путешествие по сказкам.
В мире много сказок,
Грустных и смешных.
И прожить на свете
Нам нельзя без них.
А что нужно сделать, чтобы попасть в сказку? (ответы детей)
Да, конечно, надо произнести волшебные слова. Повторяйте за мной:
- Трам-трам-тарарам,
В страну сказок надо нам!
Закройте глазки, повернитесь вокруг себя, откройте глазки. (На экране слайд «Три поросенка»)
- Ребята, какая это сказка? (ответы детей)
- Как зовут поросят? (ответы детей)
2. Игра «Дорожки для трех поросят»
( По кругу расположены три домика, карточки-символы разложены на три стопки для трех команд)
- Ребята, поросята, очень огорчаются, потому что у них нет дорожек между домиками. Давайте построим дорожки из блоков-плиток, чтобы им было удобнее ходить в гости друг к другу. Но дорожки надо строить по правилам. Для этого разделимся на три команды, каждая будет выкладывать одну дорожку.
(Дети выкладывают «плитки» по заданным четырем свойствам на карточке. У каждой дорожки свой цвет. Когда дорожки будут выложены, дети рассказывают, кто какой блок положил?)
А теперь закрыли глазки, повернулись кругом, открыли глазки.
3. Игра «Платочки для Красной Шапочки» (На экране слайд «Красная Шапочка», на столах бумажные квадраты-платочки, комплекты плоскостных логических фигур )
- Угадали сказку?
-Правильно, это «Красная Шапочка», и у главной героини тоже есть желание,
Красная Шапочка очень хотела бы красивые платочки, поможете украсить для нее платочки? (ответы детей)
Тогда садимся за столы.
Задания:
- В верхний левый угол платочка положить фигуру треугольную, красную, большую.
- В верхний правый угол – круглую, желтую, маленькую.
- В нижний левый угол – круглую, желтую, большую.
- В нижний правый угол – квадратную, красную, большую.
- В середину – прямоугольную, синюю, маленькую.
Вопросы по заданиям. (Ответы детей)
4. Физкультминутка
-Давайте, ребята, разомнемся:
Мы летим под облаками,
А земля плывет под нами:
Роща, поле, сад и речка,
И дома и человечки.
Дети выполняют взмахи руками, словно крыльями.
Мы лететь устали что-то,
Приземлились на болото.
Несколько глубоких приседаний.
5. Игра «Найди лягушку» (На экране слайд «Царевна-лягушка», на полу «болото» с кочками-блоками – под одной из них спрятана «лягушка», карточка с четырьмя свойствами в конверте.)
- В какую мы сказку мы попали? (ответы детей)
- А где же лягушка? Нам поможет найти ее вот это закодированное письмо (показать карточку, дети называют свойства, находят «лягушку»)
- Молодцы, ребята, а теперь поиграем по-другому: Кому я дам другую закодированную карточку, тот прячет «лягушку» под «кочку», остальные дети закрывают глаза, не подглядывают. Будет искать «лягушку» тот, кого я назову. (Играем 3 раза)
6. Итог занятия
Вопросы: Где мы сегодня путешествовали?
Как назывались сказки?
Чем мы помогли героям?
Молодцы, ребята, в следующий раз мы с вами побываем в других сказках .
Используемая литература:
- Математика до школы: Пособие для воспитателей детских садов и родителей. – Смоленцева А.А., Пустовойт О.В. – СПб.; «Детство-пресс»,2000.
- Логика и математика для дошкольников. – Е.А.Носова, Р.Л.Непомнящая - Санкт-Петербург «Детство-пресс», 2000.
- Ознакомление с окружающим миром. – Г.В.Морозова. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2010.
- Давайте вместе поиграем. Методические советы по использованию дидактических игр с блоками Дьенеша и логическими фигурами. – Лелявина Н.О, Финкельштейн Б.Б.
|