автор: Фарафонова Татьяна Юрьевна, воспитатель МБДОУ "Детский сад № 32 г. Выборга"
Тип проекта: Краткосрочный исследовательский
Продолжительность: 4 недели
Участники: Воспитатель и воспитанники группы компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи
Цель работы: Узнать, что такое кристаллы, научиться выращивать кристаллы в домашних условиях.
Скачать конспект
Задачи исследования:
- изучить и систематизировать литературу по теме проекта;
- познакомиться со способами выращивания кристаллов;
- освоить методику выращивания кристаллических тел;
- провести наблюдения за процессом кристаллизации.
Гипотезы:
Кристалл – это лёд; похож на снежинку. Это камень. Он всегда есть в земле. Самим его сделать нельзя.
Методы исследования:
Наблюдение, эксперимент, бесед
Материалы для проведения экспериментов:
- халаты;
- баночки, колбочки;
- лупы;
- микроскопы;
- шерстяные нитки;
- ложки;
- свечка;
- вещества для исследования (соль, морская и цветная соль);
- вода (горячая и холодная);
- чашки;
- смесь для выращивания кристаллов (родители купили в магазине)
- разный природный не природный материал.
Этапы проекта:
1 этап. Подготовительный.
- Подбор и изучение воспитателем материала о кристаллах и соли: энциклопедии, Интернет-ресурсы, вопросы к взрослым, иллюстрации, медиа материалы.
- Опросы взрослых – «Что такое кристаллы?»; «Откуда они берутся?».
- этап. Опытно – экспериментальный.
Всегда ли мы внимательно смотрим под ноги? Не только для того, чтобы не споткнуться, не упасть. А для того еще, чтобы найти, поднять и рассмотреть чудеса окружающей нас природы. Во время организации утреннего приема в детском саду, дети спросили у воспитателя «Почему дворник посыпает снег солью? Почему он тает после этого». Мы уже знали, что соль имеет вкус, имеет цвет, не имеет запаха. Я сказала детям, что соль не топит снег, а разрушает кристаллы, из которых соль состоит. Эта информация очень заинтересовала детей. Дети стали задавать вопросы, что такое кристаллы, как они образуются, где находятся?
Так и родилась тема исследования: «Кристаллы соли»
Кристалл — это твердое состояние вещества. В природе существует множество кристаллов, некоторые бывают очень необычные и завораживающие. Восхищают своей формой и цветом (фотоальбом 1 «Кристальное чудо»).
Но не все кристаллы редки и красивы. Многие из самых обычных веществ вокруг нас представляют собой кристаллы. Обычная соль – это тоже кристаллы.
Опыт 1. «Соль и снег» (фото1, 1.1.)
Посыпали часть доски со снегом солью и через некоторое время увидели, что там, где снег посыпали солью, снег стал таять, если посмотреть на этот процесс под лупой, можно увидеть, что снег «рушится» — ломаются и исчезают снежинки.
Вывод: соль разрушает кристаллы снега, снег тает.
Опыт 2. «Соль на ощупь»
Мы взяли мелкую «Экстра», крупную «Поваренная», морскую соль и проверили на ощупь.
Вывод: соль на ощупь разная (мелкие и крупные кристаллы).
Опыт 3. «Растворимость соли» (фото 2.1, 2.2, 2.3)
Взяли стакан с теплой водой и стакан с холодной водой. Одну чайную ложку соли положили в стакан с теплой водой и размешали, другую – в стакан с холодной водой. Понаблюдали, в каком из стаканов кристаллы соли растворяться быстрее.
По столовой ложке соли положили в стаканы с теплой и холодной водой. Понаблюдали, в каком из стаканов кристаллы соли растворяются быстрее. Таким образом, дети сделали вывод:
- в теплой воде кристаллы соли растворяются быстрее, чем в холодной.
- кристаллы имеют свойство растворяться и получаются из этого
растворы.
Вывод: кристаллы растворяются по- разному. Например: В холодной воде кристаллы соли растворяются медленнее, а в горячей быстрее.
Опыт 4. «Выпаривание соли» (фото 3.1, 3.2)
Мы растворили поваренную соль и соль «Экстра» в воде. Налили соляной раствор в ложки. Поместили ложки над свечкой (делает воспитатель) и нагревали до тех пор, пока вся вода не испарилась, на дне ложек осталась сухая соль в виде кристаллов.
Вывод: при нагревании соляного раствора вода испаряется, а кристаллы соли остаются на дне и стенках ложки.
Опыт 5. «Рассматривание кристаллов соли через лупу и микроскоп» (фото 4.1, 4. 2)
Рассмотрев через лупу и микроскоп кристаллики поваренной соли, мы увидели, что у них ровные, будто срезанные грани. Кристаллы соли похожи на кирпичики. Цвет прозрачно-белый.
Вывод: Каждая крупинка соли — это правильный кубик, с гладкими гранями.
Опыт 6. «Выращивание кристаллов» (фото 5.1 – 5.6)
С помощью набора, который нам купили родители, мы смогли вырастить голубой и белый кристаллы.
Вывод: кристаллы можно вырастить самим из специального раствора.
Но вырастить кристаллы из специальных растворов можно только со взрослыми, т.к. растворы могут быть небезопасны. Если соль – это тоже кристаллы, можно ли из солевого раствора вырастить кристаллы нам самим?
Опыт 7. «Выращивание кристаллов из соленого раствора на разных предметах» (фото 6.1- 6.3)
Мы поместили разные предметы (камень, железное кольцо, пластмассовую ёлочку, пластмассовый обруч, кнопку) в соляной раствор и через две недели у нас выросли очень красивые кристаллы.
Выводы: при испарении солевого раствора на предметах остаются кристаллы соли. Они бывают разного размера и разной формы.
Опыт 8. «Солёное тесто» (фото 7.1-7. 4)
Лепка из соленого теста – увлекательное занятие, которое способно доставить массу удовольствия. Соленое тесто – превосходный податливый материал, из которого можно изготовить массу интересных поделок, в том числе целые картины, излучающие тепло рук мастера и домашний уют.
Для теста мы специально взяли крупную соль, чтобы были видны кристаллики соли. Мы с детьми пришли к выводу, что поделки из солёного теста не трескаются и хранятся долго., т.к. кристаллы соли помогают держать форму и делают изделие крепким;
Таким образом, мы узнали:
- Кристалл — это твердое состояние вещества. Он имеет определенную форму и определенное количество граней;
- Соль разрушает кристаллы снега, снег тает;
- Соль на ощупь разная (крупная, мелкая);
- При нагревании соляного раствора вода испаряется, а кристаллы соли остаются на дне нагреваемого предмета.
- Соль это тоже кристаллы;
- Кристаллы бывают разной формы и разного размера, разных цветов, в большинстве своём прозрачны;
- Кристаллы окружают нас повсюду;
- Кристаллы можно вырастить самим;
- Кристаллы растворяются по-разному (зависит от температуры жидкости).
- Поделки из солёного теста не трескаются и хранятся долго, т.к. кристаллы соли помогают держать форму и делают изделие крепким;
Взаимодействие с родителями
Наши родители тоже увлеклись проектом. Они помогали нам искать информацию и кристаллах и о соли. С их помощью мы создали три сборника:
- «Сказки о кристаллах»;
- «Такая разная соль»;
- «Волшебный мир кристаллов» (фото «Книги»).
И выпустили газету «Где используются кристаллы» (фото «Газета»)
|