Автор: Шакирова Елена Валерьевна Старший воспитатель МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 155» г. Иваново
Тип занятия: изучение нового материала.
Возраст: подготовительная к школе группа, 6 — 7 лет.
Номер занятия: №4
Цель: расширение знаний детей о снеге как одном из состояний воды через организацию исследовательской деятельности.
Задачи:
Воспитательные:
- воспитывать интерес к профессии ученого;
- создавать условия для понимания детьми, почему нельзя есть снег;
- воспитывать интерес к изучению неживой природы.
Образовательные:
- развивать у детей способность делать выводы;
- продолжать знакомить со свойствами воды на примере снега;
- знакомить со способами добывания знаний (диспут, опыт, наблюдение);
- создавать условия для детской исследовательской деятельности и экспериментирования.
Развивающие:
- развивать умение самостоятельно применять полученные знания;
- развивать познавательный интерес детей посредством привлечения их к самостоятельной поисково-исследовательской деятельности и экспериментированию;
- развивать умение коллективно мыслить;
- развивать логическое мышление через знаковую систематизацию основных выводов;
- развивать у детей внимание и умение сравнивать.
Используемые методы и приемы: создание и решение проблемной ситуации, динамические паузы, организация самостоятельной поисково-исследовательской деятельности детей, экспериментирование, элементы сюжетно-ролевой игры, организация диспута.
Развитие познавательной активности детей является необходимым условием для успешной подготовки к школе. В соответствии с требованиями ФГОС познавательное развитие ребенка осуществляется в специфических для детей данной возрастной группы формах, а именно в форме экспериментирования и игровой и исследовательской деятельности.
Педагог и дети являются сотрудниками и вместе совершают открытия, фиксируя их в виде схем и знаковых обозначений, что способствует развитию логического мышления ребенка в игровой форме. Воспитатель создает условия для того, чтобы дети сами совершали открытия и формулировали выводы, выполняя простые опыты и задания. Таким образом, осуществляется поддержка инициативы детей в различных видах деятельности (игра, наблюдение, экспериментирование).
Дети при помощи элементов костюмированной игры (белые халаты) превращаются в ученых. Такой прием позволяет организовать детей и настроить их на совместную деятельность. Важную роль играет здесь развивающая среда, которая сама показывает ребенку направление деятельности (на столе колбочки и научное оборудование – значит, мы в лаборатории и будем ставить опыты).
Тема науки и экспериментирования интересна детям старшего дошкольного возраста и соответствует их возрастным познавательным потребностям. Дети с удовольствием примеряют на себя роль ученых и погружаются в процесс исследования проблемы «Почему нельзя есть снег». При правильной организации самостоятельной экспериментальной деятельности детей происходит «присваивание» ребенком полученных знаний. Таким образом, дети сами делают вывод, и решение о невозможности поедания снега является их собственным и осознанным.
Такой подход к созданию установок для сохранения здоровья детей является оптимальным, так как не педагог внушает ребенку правила, а ребенок сам добывает их опытным путем, работая в группе сверстников.
Именно так воспитатель создает условия для активизации зоны ближайшего развития ребенка, его позитивной социализации и успешной подготовке к школе.
Оборудование:
- Колбочки;
- Научные книги (учебники);
- Белые халаты для детей и воспитателя;
- Мольберт с нарисованными четырьмя снежинками;
- Искусственная снежинка;
- Магниты для мольберта;
- Аудозапись мелодии «Увертюра из к/ф «Осенний марафон», композитор А. Петров
- Магнитофон или музыкальный центр;
- Картинка со схематичным изображением носа;
- Маркер для доски;
- Лейка с холодной водой;
- Чайник с горячей водой;
- Ведро.
Раздаточные материалы:
- Снег в пластиковых стаканчиках (по числу детей);
- Набор картинок со снежинками правильной и неправильной формы (разным количеством лучей);
- Набор карточек с цифрами;
- Ножницы (по числу детей);
- Кусочки полиэтиленовой пленки;
- Квадраты со стороной 10 см из бумаги разных цветов (5 шт.);
- Квадрат со стороной 10 см из прозрачной пленки;
- Чашки (по числу детей).
Ход НОД:
|