воспитатель I категории Долгий Лилия Михайловна, МБДОУ «Детский сад комбинированного вида "Золотой ключик", Ямало-Ненецкий автономный округ, Пуровский район, г. Тарко-Сале
Слайд 1
«Экспериментальная деятельность, как активный метод обучения
дошкольников»
Слайд 2
Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию свою авторскую идею развитие познавательной активности ребенка, интеллектуально-творческого потенциала личности, путем совершенствования его исследовательских способностей
Скачать конспект
Слайд 3
В дошкольном возрасте дети должны получать только положительные эмоции, удовлетворение и чувство самоуважения от достигнутых результатов. Следовательно, нужен особый подход в развитии детей.
Это – исследовательское обучение, так как оно направлено на развитие у ребенка умений и навыков научного поиска.
Слайд 4
Педагогу важно поддержать любознательность, научить малыша с удовольствием исследовать окружающий мир, самостоятельно добывать новые знания, мыслить логически и творчески — помочь стать ему настоящим маленьким исследователем. Слайд 5
Достижению поставленной цели помогает решение трех основных задач.
В рамках реализации, которых я отмечаю важное условие активизации познавательной деятельности дошкольника — познание начинается с удивления.
Слайд 6,7
Практика показала, что дети с удовольствием “превращаются” в ученых и проводят разнообразные исследования. Проведение опытов, наблюдений помогает развить у дошкольников познавательный интерес, активизирует мышление, способствует формированию основ научного мировоззрения, практикуемых в установлении причинно-следственных, пространственных и временных связей между предметами и явлениями.
Слайд 8
Экспериментируя с объектами разнообразной предметно-развивающей среды у ребенка происходит развитие сферы эмоций, творчества, самостоятельный поиск новых решений, проявляется свобода выбора деятельности, смелость детского мышления.
Слайд 9
Помещение группы разделено на мобильные центры активности, в каждом из которых содержится традиционный и нестандартный дидактический материал, бросовый материал и оборудование по основным направлениям, что позволяет детям проявлять умения свободно и с интересом обсуждать разные вопросы, оказывать друг другу помощь, налаживать деловые отношения.
Слайд 10
Весь материал в центрах условно делится на несколько видов (по Н.А. Короткова).
Слайд 11
Все исследователи экспериментирования выделяют основную особенность познавательной деятельности детей: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, тем самым выполняя познавательную, исследовательскую функцию. Именно поэтому за основу своей работы взяты методы и приемы исследовательского обучения, предлагаемые А.И. Савенковым «Методика исследовательского обучения».
Слайд 12
Модель предусматривает создание условий для познавательно–речевого развития и реализации детского исследовательского поиска – это оборудование центров научной деятельности и исследовательской активности детей.
Согласно модели проектно–исследовательский поиск вплетается во все виды деятельности.
Слайд 13
Для меня важно, что данная деятельность не задаётся мною заранее в виде той или иной схемы, а строится самими детьми по мере получения ими новых сведений об объекте. Опыт работы показывает, что познавательно-исследовательская деятельность в дошкольном учреждении позволяет поддерживать интерес к исследовательскому поиску, что является залогом успешного обучения в дальнейшем.
Слайд 14
Вышеперечисленные направления разработаны в соответствии с содержанием основной общеобразовательной программы дошкольного учреждения и рекомендациями по методике исследовательского обучения дошкольников
А.И. Савенкова.
Слайд 15
Данная модель подразумевает создание групповых и индивидуальных детских исследовательских проектов, которые, прежде всего, направлены на развитие познавательных потребностей и способностей детей, самостоятельно решать исследовательские задачи, экспериментировать, развивать коммуникативные навыки.
Слайд 16
Знакомство дошкольников со спецификой исследовательского поиска осуществляется как в процессе организованной образовательной деятельности совместно с педагогом, так и во время самостоятельного исследования в группе.
Слайд 17
В своей концепции развития исследовательских способностей А.И. Савенков определил знания, умения, навыки, необходимые в исследовательском поиске.
Слайд 18
Модель предполагает проектно–исследовательскую деятельность детей от 4 до 7 лет, с учётом специфики задач для каждого возраста. Чем меньше ребенок, тем проще проект.
Слайд 19
В среднем возрасте ребёнок сначала наблюдает за деятельностью взрослых, затем эпизодически участвует и осваивает роль партнера; в старшем – переходит к сотрудничеству и самостоятельному исследовательскому поиску.
Слайд 20
В старшем дошкольном возрасте с детьми проводятся «тренировочные занятия», на которых дети знакомятся с этапами исследовательской деятельности, учатся выделять проблему, вырабатывать гипотезу, составлять план исследования, искать возможные варианты решения, при помощи пиктографических рисунков, дети учатся собирать и обобщать материал, готовить защиту исследования.
Слайд 21
Затем дети приобщаются к самостоятельной исследовательской практике, при помощи индивидуальных «Папок исследователя», в которые дети собирают и систематизируют накопленный материал, и разрабатывают индивидуальные или коллективные исследовательские проекты.
Слайд 22
В итоге дети представляют результаты собственных исследований, аргументируют собственные суждения, умозаключения и выводы.
Слайд 23
Благодаря партнерскому взаимодействию с воспитанниками, учету индивидуальных особенностей детей, использованию современных технологий образовательный процесс здорово сберегающий.
Слайд 24
Исключительно большая роль в проведении такой огромной работы отводится родителям. Они являются важным и неотъемлемым звеном данного проекта. Их задачей является всемерное, безотказное содействие своим детям в поиске информации, иллюстраций по изучаемым темам. А также чрезвычайно важно проведение еженедельных акций «Вместе с ребенком», которые предполагают тесный контакт родителей с детьми, ориентируют их на эмоционально-познавательное общение. Следовательно, такое взаимодействие с родителями благотворно влияет на психологическое развитие ребенка и повышает уровень его познавательных способностей.
Слайд 25
А результат образования детей – это сформированные показатели психического развития и личностные качества. У детей наблюдается устойчивый познавательный интерес.
Слайд 26
Любознательные дети растут рядом с любознательными взрослыми.
|