Воспитателя I отделения социальной реабилитации здания № 3 Деминой Е.И. ГБУ СО СРЦ «Возвращение» г. Саратова
Коррекционная цель:
Уточнить представления о лиственных деревьях на примере берёзы.
Задачи:
- Расширить знания детей о строении, условиях роста, размножении берёзы.
- Совершенствовать речь детей, умение подбирать однокоренные слова к слову «берёза», выразительно читать стихи.
- Развивать творческое воображение, умение «дорисовывать» картинки.
- Воспитывать интерес к деревьям, желание приумножать богатства леса.
Форма проведения: групповая. Занятие комплексного вида.
Методы: игровые, наглядные, словесные, практические, метод «системного оператора», методы активизации мышления.
Приемы: поисковые вопросы, игровые упражнения, художественное слово, дидактические игры, ТСО, продуктивная деятельность (рисование), разнообразие и смена иллюстративного материала, экспериментирование.
Предшествующая работа: цикл наблюдений за берёзой на прогулке. Дид. игры: «Узнай по описанию», «Что лишнее?», «С какого дерева листок?». Заучивание стихов и пословиц о берёзе. Чтение рассказов: В.Л. Янин «Берестяная почта столетий», Ю. А. Крутогоров «Рассказы о деревьях», Я.А. Манголин «Где у растений дом?». Рисование различных деревьев. Рассматривание изделий из бересты: туеса, солонки, погремушки, короба, пояски и т.п..
Оборудование: Картинки с изображением частей берёзы, природных факторов, стадий её роста и развития. Листочки бумаги, на которых приклеены листья берёзы, для дорисовки, кисти. Фланелеграф, магнитофон, 2 горшка с песком и без, макеты деревьев (для опыта), конверт, посылочный ящик, «зашифрованные» пословицы, изделия из бересты.
Ход занятия:
Собираю детей около себя и сообщаю: «Сегодня утром к нам в центр принесли посылку и конверт. Интересно, что в конверте, давайте откроем!» (Открываю конверт)
- Здесь письмо и какая — то открытка, а в письме написано:
- «Дорогие ребята! Посылаю вам эту посылку и волшебные картинки, чтобы вы обо мне больше узнали и другим рассказали».
- Кто же это нам написал, и обратного адреса нет? А может быть открытка нам в этом поможет? Давайте «прочитаем» то, что здесь нарисовано, показываю картинку (символическую аналогию).
- Дети читают: «Стоит Алёна, платок зелёный, тонкий стан, белый сарафан». О чём эта загадка? (о берёзе).
- (Выставляю «систему» настоящее время)
- А вот и первая волшебная картинка, а на ней белоствольная красавица. Со времён глубокой старины вошла в нашу жизнь берёзка. Народ посвятил ей много песен, музыки, стихов, загадок. В честь берёзы были названы города, сёла, реки: река Березина, село Берёзово, город Березники. Давайте подберём к слову «берёза» похожие слова. (Берёзонька, берёзовый, березняк, береста, подберёзовик).
- Показываю ещё одну «зашифрованную» пословицу.
- Посмотрите внимательно, какая пословица здесь написана?
«Берёзоньки и девоньки в сарафанах беленьких».
- Ребята, а вы знаете стихи или загадки о берёзе? Прочитайте их.
Дети читают:
«Не заботясь о погоде, в сарафане белом ходит А в один из тёплых дней май серёжки дарит ей».
«Люблю берёзку русскую, То светлую, то грустную В белом сарафанчике, С платочками в карманчиках,
С красивыми застёжками, С зелёными серёжками». «Наряд её лёгкий чудесен, Нет дерева сердцу милей,
И столько задумчивых песен Поётся в народе о ней. Он делит с ней радость и слёзы, И так уж она хороша,
Что кажется — в шуме берёзы Есть русская наша душа». «По всем странам славится Стройная красавица:
Белые застёжки, золото — серёжки, С расплетенною косой, Умывается росой. Ветер пряди шевелит, Заплетать их не велит».
- У нашей берёзы большая родня. Существует 120 видов берёзы. А какие виды вы знаете? (Жёлтая берёза, плакучая, карликовая, карельская, сахарная, железная, каменная).
(Выставляю экран — подсистему настоящее время)
- Из каких частей состоит берёза? (Корень, ствол, ветки, листья). Показываю картинки.
- А зачем берёзе корень? Давайте проведём опыт: возьмём обыкновенный горшок и поставим туда модель дерева без корней. Сейчас вы будете ветром. Подуйте на него (проношу горшок мимо детей, они дуют…)
- Что случилось с деревом? Теперь возьмём другую модель, где дерево с корневой системой.
- Опять дуем на него. Что случилось? Какой вывод вы можете сделать? Для чего дереву корень? (Корень помогает дереву крепко держаться и не падать от ветра).
- Для чего ещё нужен дереву корень? (Чтобы впитывать воду и минеральные соли). Показываю настоящий ствол берёзы. Давайте рассмотрим ствол берёзы. Чем он покрыт? (Корой).
- Почему кора берёзы белого цвета? (В коре есть вещество, которое его окрашивает. Оно называется — бетулин).
- Для чего берёзе белый ствол? (Кора у берёзы тонкая, если бы ствол был тёмный, то кора не защитила бы дерево от солнечных ожогов. Белый же цвет отражает солнечные лучи и дерево не обжигается. А в морозы оно уже закалено, т.к. берёза даже летом холодная).
- На коре есть чёрточки, как они называются? (Поры — чечевички).
- Зачем они нужны? (Чтобы в летнюю пору дерево дышало, а зимой эти поры закупориваются).
- Мы сказали, что у берёзы есть ветки и листья. А почему на нашей берёзе почти нет листьев? (Осень). Почему деревья сбрасывают листву?
- А что происходит с деревом весной?
- Зачем берёзе листья? (Листья питают дерево, вырабатывают сахар и крахмал. Если рвать листья, то дерево будет голодать).
- Что такое серёжки? (Это цветы).
- Что человек научился делать из листьев берёзы? (Красители для тканей зелёного и жёлтого цвета).
- Какую ещё пользу приносят почки, листья и кора берёзы? (Их применяют для лечения простуды, ожогов, заживления ран. В листьях берёзы и почках содержится витамин С — очень нужный организмам — животным, человеку, птицам и т.д.).
- Как люди раньше применяли смолу? Чем она им служила? (Она была для людей зубной пастой).
(Открываю надсистему настоящее время) — Мы рассмотрели части берёзы, а частью чего является сама берёза? (Частью парка, леса).
- Как называется место, где растут одни берёзы? (Березняк).
- Хороша берёза в любое время года. Недаром её можно увидеть на картинах многих художников. Музыканты тоже воспевали берёзу. Послушайте музыку и скажите, как она называется? (Звучит музыка «Ах, ты, берёза»).
Физ. минутка: Танец под музыку.
(Открываю экран — систему прошедшее время).
- Что же это за листочки? (Всходы листьев берёзы). Из чего они появились? Как? (Ветер развеял семена).
- А откуда семена? (Из серёжек — шишечек).
(Открываю экран — подсистему прошедшее время).
- Сравните листья всходы и листья взрослой берёзы. Чем отличаются корни всходов и корень выросшей берёзы?
(Открываю экран — надсистему прошедшее время)
- Как можно назвать место со всходами? (Поросль). Быстро вырастают берёзы?
(Открываю экран — систему будущее время)
- Эта берёза молодая или старая? Как вы догадались? (Старая, сломанная, на ней есть гриб — тутовик, значит берёза старая и больная).
(Открываю экран — подсистему будущее время)
- Сравним корень, ветки, ствол старого и молодого дерева.
(Открываю экран — надсистему будущее время)
- показываю старые, погибшие деревья. Почему они погибли? Может ли берёза, уже погибшая, во что — нибудь превратиться? (Может. Из её коры (бересты) делали и делают по сей день всевозможные нужные вещи. (Показываю детям погремушку, солонку, лапти и т.д.) Что хранили в туесах? (Показываю туесок). (Молоко, квас, а также засаливали овощи).
- Почему это делали в берестяных туесах? (Береста не давала им прокисать и оставляла холодными).
- Как использовали бересту новгородцы? В древнем Новгороде расписной берестой украшали стены жилища. Новгородцы писали на бересте специальными костяными писалами, как бы выдавливая буквы на поверхности. А где ещё применяли берёсту? (В медицине, как пластырь при ожогах и ранах. Из бересты некоторых пород берёз делали лёгкие лодки). Есть такая поговорка: «Бела берёза, да дёготь чёрен!»
- Из чего делали дёготь и как использовали его? (В старину дёгтем чистили сапоги, смазывали колёса у телег, петли у дверей).
- Ребята, о чём мы сегодня говорили на занятии? Что нового вы узнали?
- Берёза вам приготовила картинки.
(Раздаю детям листочки, на которых приклеены листья берёзы так, что если их дорисовать, получится какой — то зверь. Дети дорисовывают. Вместе рассматриваем работы. Даю оценку их деятельности.
Список использованной литературы:
1. В.И. Цепенникова Чудеса которые рядом, или «волшебный телевизор»: Системный оператор открывает окружающий мир (ТРИЗ). – Пермь: ПОИПКРО, 1994
|