Демина Елена Ивановна. Конспект занятия «Красавица русского леса»

Конспект занятия «Красавица русского леса»

Воспитателя I отделения социальной реабилитации здания № 3 Деминой Е.И. ГБУ СО СРЦ «Возвращение» г. Саратова

Коррекционная цель:

Уточнить представления о лиственных деревьях на примере берёзы.

Задачи:

  • Расширить знания детей о строении, условиях роста, размножении берёзы.
  • Совершенствовать речь детей, умение подбирать однокоренные слова к слову «берёза», выразительно читать стихи.
  • Развивать творческое воображение, умение «дорисовывать» картинки.
  • Воспитывать интерес к деревьям, желание приумножать богатства леса.

Форма проведения: групповая. Занятие комплексного вида.

Методы: игровые, наглядные, словесные, практические, метод «системного оператора», методы активизации мышления.

Приемы: поисковые вопросы, игровые упражнения, художественное слово, дидактические игры, ТСО, продуктивная деятельность (рисование), разнообразие и смена иллюстративного материала, экспериментирование.

 

Предшествующая работа: цикл наблюдений за берёзой на прогулке. Дид. игры: «Узнай по описанию», «Что лишнее?», «С какого дерева листок?». Заучивание стихов и пословиц о берёзе. Чтение рассказов: В.Л. Янин «Берестяная почта столетий», Ю. А. Крутогоров «Рассказы о деревьях», Я.А. Манголин «Где у растений дом?». Рисование различных деревьев. Рассматривание изделий из бересты: туеса, солонки, погремушки, короба, пояски и т.п..

Оборудование: Картинки с изображением частей берёзы, природных факторов, стадий её роста и развития. Листочки бумаги, на которых приклеены листья берёзы, для дорисовки, кисти. Фланелеграф, магнитофон, 2 горшка с песком и без, макеты деревьев (для опыта), конверт, посылочный ящик, «зашифрованные» пословицы, изделия из бересты.

Ход занятия:

Собираю детей около себя и сообщаю: «Сегодня утром к нам в центр принесли посылку и конверт. Интересно, что в конверте, давайте откроем!» (Открываю конверт)

- Здесь письмо и какая — то открытка, а в письме написано:

- «Дорогие ребята! Посылаю вам эту посылку и волшебные картинки, чтобы вы обо мне больше узнали и другим рассказали».

- Кто же это нам написал, и обратного адреса нет? А может быть открытка нам в этом поможет? Давайте «прочитаем» то, что здесь нарисовано, показываю картинку (символическую аналогию).

- Дети читают: «Стоит Алёна, платок зелёный, тонкий стан, белый сарафан». О чём эта загадка? (о берёзе).

- (Выставляю «систему» настоящее время)

- А вот и первая волшебная картинка, а на ней белоствольная красавица. Со времён глубокой старины вошла в нашу жизнь берёзка. Народ посвятил ей много песен, музыки, стихов, загадок. В честь берёзы были названы города, сёла, реки: река Березина, село Берёзово, город Березники. Давайте подберём к слову «берёза» похожие слова. (Берёзонька, берёзовый, березняк, береста, подберёзовик).

- Показываю ещё одну «зашифрованную» пословицу.

- Посмотрите внимательно, какая пословица здесь написана?

«Берёзоньки и девоньки в сарафанах беленьких».

- Ребята, а вы знаете стихи или загадки о берёзе? Прочитайте их.

Дети читают:

«Не заботясь о погоде, в сарафане белом ходит
А в один из тёплых дней май серёжки дарит ей».

«Люблю берёзку русскую,
То светлую, то грустную
В белом сарафанчике,
С платочками в карманчиках,

С красивыми застёжками,
С зелёными серёжками».
«Наряд её лёгкий чудесен,
Нет дерева сердцу милей,

И столько задумчивых песен
Поётся в народе о ней.
Он делит с ней радость и слёзы,
И так уж она хороша,

Что кажется — в шуме берёзы
Есть русская наша душа».
«По всем странам славится
Стройная красавица:

Белые застёжки, золото — серёжки,
С расплетенною косой,
Умывается росой.
Ветер пряди шевелит,
Заплетать их не велит».

- У нашей берёзы большая родня. Существует 120 видов берёзы. А какие виды вы знаете? (Жёлтая берёза, плакучая, карликовая, карельская, сахарная, железная, каменная).

(Выставляю экран — подсистему настоящее время)

- Из каких частей состоит берёза? (Корень, ствол, ветки, листья). Показываю картинки.

- А зачем берёзе корень? Давайте проведём опыт: возьмём обыкновенный горшок и поставим туда модель дерева без корней. Сейчас вы будете ветром. Подуйте на него (проношу горшок мимо детей, они дуют…)

- Что случилось с деревом? Теперь возьмём другую модель, где дерево с корневой системой.

- Опять дуем на него. Что случилось? Какой вывод вы можете сделать? Для чего дереву корень? (Корень помогает дереву крепко держаться и не падать от ветра).

- Для чего ещё нужен дереву корень? (Чтобы впитывать воду и минеральные соли). Показываю настоящий ствол берёзы. Давайте рассмотрим ствол берёзы. Чем он покрыт? (Корой).

- Почему кора берёзы белого цвета? (В коре есть вещество, которое его окрашивает. Оно называется — бетулин).

- Для чего берёзе белый ствол? (Кора у берёзы тонкая, если бы ствол был тёмный, то кора не защитила бы дерево от солнечных ожогов. Белый же цвет отражает солнечные лучи и дерево не обжигается. А в морозы оно уже закалено, т.к. берёза даже летом холодная).

- На коре есть чёрточки, как они называются? (Поры — чечевички).

- Зачем они нужны? (Чтобы в летнюю пору дерево дышало, а зимой эти поры закупориваются).

- Мы сказали, что у берёзы есть ветки и листья. А почему на нашей берёзе почти нет листьев? (Осень). Почему деревья сбрасывают листву?

- А что происходит с деревом весной?

- Зачем берёзе листья? (Листья питают дерево, вырабатывают сахар и крахмал. Если рвать листья, то дерево будет голодать).

- Что такое серёжки? (Это цветы).

- Что человек научился делать из листьев берёзы? (Красители для тканей зелёного и жёлтого цвета).

- Какую ещё пользу приносят почки, листья и кора берёзы? (Их применяют для лечения простуды, ожогов, заживления ран. В листьях берёзы и почках содержится витамин С — очень нужный организмам — животным, человеку, птицам и т.д.).

- Как люди раньше применяли смолу? Чем она им служила? (Она была для людей зубной пастой).

(Открываю надсистему настоящее время) — Мы рассмотрели части берёзы, а частью чего является сама берёза? (Частью парка, леса).

- Как называется место, где растут одни берёзы? (Березняк).

- Хороша берёза в любое время года. Недаром её можно увидеть на картинах многих художников. Музыканты тоже воспевали берёзу. Послушайте музыку и скажите, как она называется? (Звучит музыка «Ах, ты, берёза»).

Физ. минутка: Танец под музыку.

(Открываю экран — систему прошедшее время).

- Что же это за листочки? (Всходы листьев берёзы). Из чего они появились? Как? (Ветер развеял семена).

- А откуда семена? (Из серёжек — шишечек).

(Открываю экран — подсистему прошедшее время).

- Сравните листья всходы и листья взрослой берёзы. Чем отличаются корни всходов и корень выросшей берёзы?

(Открываю экран — надсистему прошедшее время)

- Как можно назвать место со всходами? (Поросль). Быстро вырастают берёзы?

(Открываю экран — систему будущее время)

- Эта берёза молодая или старая? Как вы догадались? (Старая, сломанная, на ней есть гриб — тутовик, значит берёза старая и больная).

(Открываю экран — подсистему будущее время)

- Сравним корень, ветки, ствол старого и молодого дерева.

(Открываю экран — надсистему будущее время)

- показываю старые, погибшие деревья. Почему они погибли? Может ли берёза, уже погибшая, во что — нибудь превратиться? (Может. Из её коры (бересты) делали и делают по сей день всевозможные нужные вещи. (Показываю детям погремушку, солонку, лапти и т.д.) Что хранили в туесах? (Показываю туесок). (Молоко, квас, а также засаливали овощи).

- Почему это делали в берестяных туесах? (Береста не давала им прокисать и оставляла холодными).

- Как использовали бересту новгородцы? В древнем Новгороде расписной берестой украшали стены жилища. Новгородцы писали на бересте специальными костяными писалами, как бы выдавливая буквы на поверхности. А где ещё применяли берёсту? (В медицине, как пластырь при ожогах и ранах. Из бересты некоторых пород берёз делали лёгкие лодки). Есть такая поговорка: «Бела берёза, да дёготь чёрен!»

- Из чего делали дёготь и как использовали его? (В старину дёгтем чистили сапоги, смазывали колёса у телег, петли у дверей).

- Ребята, о чём мы сегодня говорили на занятии? Что нового вы узнали?

- Берёза вам приготовила картинки.

(Раздаю детям листочки, на которых приклеены листья берёзы так, что если их дорисовать, получится какой — то зверь. Дети дорисовывают. Вместе рассматриваем работы. Даю оценку их деятельности.

Список использованной литературы:

1. В.И. Цепенникова Чудеса которые рядом, или «волшебный телевизор»: Системный оператор открывает окружающий мир (ТРИЗ). – Пермь: ПОИПКРО, 1994

Просмотров: 408
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развитие интереса к познанию окружающего мира




Другие новости по теме:

  • Берёза Елена Сергеевна. Русская народная культура, как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста
  • Былкова Татьяна Юрьевна. Что такое хатха-йога и для чего она нужна дошкольнику?
  • Демина Елена Ивановна. «Берёза»
  • Волоскова Н.В., Комарова И.В.. Проект «Как хорошо, что есть семья»
  • Ирина Викторовна Пермякова. Как хорошо, что есть театр!
  • Мамаева Ольга Александровна. Конспект НОД нетрадиционное рисование углем «Белая берёза».
  • Зыбцева Елена Александровна. Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать?
  • Мария Дорошенко. Конспект занятия кружка театральной деятельности для старшего возраста «Что такое хорошо, что такое плохо»
  • Москалёва Ольга Михайловна. Деловая игра по экспериментированию «Что? Как? Почему?» организация опытно-исследовательской деятельности в ДОУ
  • Кирсутина Людмила Валерьевна. КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО — ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ПО ТЕМЕ «ЧТО НАМ ДЕЛАТЬ, КАК ЖЕ БЫТЬ»
  • Митягина Наталья Леонидовна. Проект 'Что такое День Победы? Это значит - нет войны!'
  • Маврина Людмила Юрьевна. Что такое нейрогимнастика и чем она полезна?
  • Плуталова Татьяна Владимировна. Конспект НОД по экологическому образованию для детей 3-4 лет «Почему листья осенью желтеют»
  • Архипова Оксана Михайловна. Консультация для родителей «Как объяснить ребенку что такое осень для детей раннего возраста?»
  • Падерина Любовь Михайловна. Мнемотаблицы для заучивания стихов — что это такое?
  • Анастасия Владимировна Миллер. Раннее развитие: что лучше для Вашего малыша или Как развить ребенка и не навредить
  • Мурнаева Ирина Сергеевна. Конспект комплексного занятия по нравственному воспитанию по теме: «Что такое хорошо и что такое плохо?»
  • Старцева Любовь Анатольевна Нестерова Ольга Александровна. Рекомендации для родителей «Как объяснить детям, что такое личное пространство человека»
  • Погодаева Елена Васильевна. Дидактическая игра для дошкольников в средней и старшей группе на тему «Что для природы хорошо и от чего ей плохо»
  • Дубровина Алефтина Викторовна. Познавательно-развлекательная игра «Что? Где? Когда?» (для детей подготовительной группы) Тема: «Деревья и кустарники»
  • Алевтина Тарасова. Совместное мероприятие с родителями в подготовительной группе 'Спасибо вам, мамы, за то, что мы есть!'
  • Заикина Тамара Михайловна. Итоговое занятие по речевому развитию в первой младшей группе № 1. Тема: ' Что мы знаем - вам покажем Как сумеем вам расскажем'
  • Зеленова Ирина Александровна. Круглый стол для детей и родителей «Что может быть семьи дороже?!»
  • Азарова Наталья Александровна. Исследовательская работа «Почему так говорят «Ваше время истекло»
  • Киштеева Ирина Николаевна. Конспект интегрированной непосредственно-образовательной деятельности Тема: «Что такое хорошо и что такое плохо»
  • Агишева Оксана Владимировна. Открытое занятие по теме: «Что такое хорошо и что такое плохо»
  • Мусиячина Марина Владимировна. КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОЙ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ «Что такое хорошо и что такое плохо?».
  • Брусенцева Галина Викторовна. Конспект ООД по речевому развитию на тему: «Как растут каши и из чего они сделаны».
  • Иванова Нина Николаевна. РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: «ПОЧЕМУ ОПАДАЮТ И ШУРШАТ ЛИСТЬЯ?»
  • Инна Фоменко. Что такое «фонематический слух», как и когда он формируется у детей?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь