Конспект НОД по познавательному развитию с применением ИКТ в подготовительной к школе группе «Старость — не радость»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида№5
Воспитатель: Шпыг Т.Н. Ст. Крыловская
Цель: Закрепить понятие семья.
Задачи: Учить детей понимать, кто такие «близкие люди». Формировать умение сопоставлять вербальное описание эмоций с ее схематическим изображением. Учить самостоятельно определять и изображать эмоции. Развивать память, логическое мышление, речь. Формировать положительное отношение к пожилым людям. Воспитывать любовь и уважение к близким и родным людям.
Оборудование: набор картинок с изображением инструментов и хозяйственного инвентаря, незаконченные схематичные изображения лиц, фломастеры, пиктограммы (грусть, радость, удивление, гордость).
Скачать конспект
Ход НОД:
Воспитатель: (стоят на ковре)
- Добрый день! – Вам всем сказали - Добрый день! – ответили Вы. Как две ниточки связали – Теплоты и доброты!
Ребята посмотрите сколько у нас гостей. Давайте с ними поздороваемся и улыбнемся. Гости улыбаются нам в ответ. От улыбок в группе стало светлее.
Сегодня мы с вами поговорим о семье. Как вы понимаете слово «семья»?
Полные ответы детей: «Семья – это…»
Дети: Это близкие нам люди: мама, папа, бабушка, дедушка, сестренка, которые рядом с нами, живут в одном доме, заботятся друг о друге, оказывают внимание.
Воспитатель: Молодцы, правильно. Семья – это родные люди, мама и папа, бабушка и дедушка, сестры и братья. Это родственники, мы их любим и дорожим ими. Семья нужна каждому человеку. Замечательно, если семья большая. Становитесь в кружок поиграем.
Игра «Какая моя семья?».
(игра проводится с мячом)
Педагог бросает мяч ребенку и задает вопрос: Какая моя семья?
Полные ответы «Моя семья…»
Дети: Большая; дружная; заботливая; хорошая; добрая; веселая; спортивная; крепкая.
Воспитатель: Ребята, когда Вы были совсем маленькие, вместе с мамой вы на пальчиках показывали свою семью. Давайте вспомним.
Пальчиковая игра «Семья».
(Поднять руку ладонью к себе и в соответствии с текстом стиха в определенной последовательности пригибать пальцы, начиная с безымянного, затем мизинец, указательный палец, средний и большой).
Знаю я, что у меня Дома дружная семья: Это – мама, Это – я,
Это – бабушка моя, Это – папа, Это – дед. И у нас разлада нет.
Молодцы!
(Дети садятся за столы).
Воспитатель:
В семейном кругу мы с вами растем Основа основ – родительский дом. В семейном кругу все корни твои, И в жизнь ты входишь из семьи.
В семейном кругу мы жизнь создаем, Основа основ – родительский дом.
Дома нас окружают родные, близкие нам люди, а прежде всего это наши бабушки и дедушки, они всегда помогают нам принять правильное решение, помогают нам советом, заботятся о нас, любят и берегут.
Ребята, бабушка – это кто?
Дети: Бабушка – это мама моей мамы или папы.
Воспитатель: А дедушка?
Дети: Дедушка это папа мамы или папы.
Воспитатель: Да, правильно, бабушки и дедушки – это папы и мамы ваших родителей, пап и мам. С годами они стали старенькими. Вот, как это случается. (Г. Сапгир «Семья)
(Показ слайдов)
Воспитатель: Очень – очень – очень – очень
Маленький мальчонка
Встретил очень-очень-очень – очень
Бойкую девчонку.
Когда они выросли и поженились,
Они нисколько не изменились:
Очень – очень – очень – очень
Симпатичный папа.
И очень – очень – очень – очень
Озорная мама.
Шли годы: осень на смену весне.
И у них появились
Морщины,
Седины,
Очки.
И теперь уже они
Не юноша и девушка,
А очень – очень – очень – очень
Бабушка и дедушка.
И рассказывают сказки,
В креслах сидя рядом,
Очень – очень – очень – очень
Маленьким внучатам.
Воспитатель: Вот, видите, ребята, все дедушки и бабушки были когда – то молодыми и сильными!
Скажите, пожалуйста, почему стариков называют мудрыми и всегда спрашивают у них совета?
Дети: Старики долго живут и многое знают.
Воспитатель: Молодцы! Правильно. Старики прожили долгую жизнь, накопили большой опыт, многое знают и умеют. Карина нам сейчас расскажет о своей бабушке.
Карина: У моей бабули самый добрый взгляд.
Если все уснули, ее глаза не спят.
Шьет она и вяжет, пироги печет,
Сказку мне расскажет, песенку споет.
Воспитатель: Спасибо, Карина. Рябята, а почему дедушки и бабушки не ходят на работу?
Дети: Дедушки и бабушки не работают, потому что они на пенсии.
Воспитатель: Да, верно. Бабушки и дедушки не работают и получают пенсию, потому что когда приходит определенный возраст, люди уходят на заслуженный отдых и наше государство выплачивает им пенсию.
Скажите, а как нужно относиться к людям старшего возраста?
Дети: Людей старшего возраста нужно уважать, беречь, помогать им.
Воспитатель: Все верно, молодцы. Теперь немного отдохнем. Встаньте из – за столов.
Физминутка «Друзья».
Я иду, и ты идешь — раз, два, три.
(шаг на месте)
Я пою, и ты поешь — раз, два, три.
(стоя, дирижируем 2-мя руками)
Мы идем и мы поем —
раз, два, три (шаг на месте).
Очень дружно мы живем —
раз, два, три (хлопаем руками).
Воспитатель: Молодцы, как хорошо когда все дружат и поддерживают друг друга.
Присаживайтесь. Ребята, послушайте внимательно рассказ, который называется «Старость – не радость». Будьте очень внимательны, для того, чтобы ответить на вопрос – почему же старость – не радость.
(Воспитатель читает рассказ «Старость – не радость»).
Светило ласковое летнее солнце. Теплый ветерок нежно перебирал листочки на деревьях. Девочка Катюша вприпрыжку скакала по аллее. «Как хорошо жить на свете! – думала девочка. – Все так красиво. И люди вокруг замечательные, у них такие добрые улыбки! Хорошо, когда все счастливы!» Но тут взгляд Катюши остановился на старушке, которая сидела на скамейке в тени старого клена. Старушка совсем не выглядела счастливой. Низко опущенные плечи, склоненная голова, сжатые руки делали ее похожей на обиженного воробушка. Казалось, даже клен своими ветвями хочет спрятать ее от всех. Катюша подошла к старушке и села рядом.
-Бабушка, Вы себя плохо чувствуете?
Старушка перевела на девочку грустный взгляд и горько вздохнула.
-Ничего, деточка, старость – не радость.
-Почему не радость? – поинтересовалась Катюша.
-Трудно мне, милая, и в доме убирать, и в магазин ходить.
-Наверное, у Вас нет внуков, которые помогали бы Вам?
-есть у меня два внука: Петя и Антоша. Хорошие мальчики. Петя еще маленький, а Антоша очень внимательный, друзей у него много, всех навестить надо. А еще он и артист, и спортсмен! В школе хорошо учится. Молодец, Антоша!
Лицо старушки засияло от гордости за внука.
-Какой же он молодец, если своей бабушке не помогает? – возмутилась Катюша.
-Когда же ему помогать, если весь день у него занят: то уроки, то спортивные соревнования, то занятия в кружке. Ему и отдохнуть некогда! Вот сейчас пойду в магазин, куплю ему яблочек, пусть витаминов поест.
Старушка осторожно поднялась со скамейки и медленно побрела по аллее. Катюша смотрела ей вслед и думала, почему же старость – не радость и можно ли это исправить.
Вопросы к тексту и работа с пиктограммами эмоций.
- Чему радовалась Катюша? Покажите пиктограмму радости Катюши.
(Дети показываю пиктограмму – радость)
-Почему бабушка была грустная? Покажите пиктограмму грусти.
(Дети показываю пиктограмму – грусть).
-Кто мог бы помочь старушке? Каким образом?
-Что старушка говорит о своем внуке Антоше?
-Как выглядела бабушка когда говорила о своем внуке? Покажите пиктограмму. (Дети показываю пиктограмму – гордость)
-Согласна ли с ней Катюша? Покажите возмущение Катюши. (Дети показываю пиктограмму – возмущение)
-Почему бабушка сказала, что старость не радость?
-Как сделать так, чтобы старость не была горькой?
Дети: Помогать, навещать, заботиться, проявлять внимание к старикам – позвонить, сходить в гости, поздравить с праздником, днем рождения, угостить чем – то вкусненьким, сделать подарок своими руками.
Воспитатель: Правильно, молодцы Старость будет в радость если мы будем проявлять внимание, заботиться и помогать нашим близким пожилым людям.
Дидактическая игра «Помощники».
Детям предлагается набор предметных картинок с изображением инструментов и хозяйственного инвентаря. Каждый выбирает картинку и поясняет функциональное назначение изображенного предмета ( «Это веник. Я подмету им пол»; «Это лопата. Я помогу вскопать грядки» и т.д.).
Упражнение «Нарисуй эмоцию».
Детям предлагается три незаконченный схематичных изображения лица. Воспитатель просит дорисовать необходимые элементы (брови, рот и т.д.) так, чтобы они соответствовали зачитанным предложениям.
Воспитатель: Ребята, на столах у вас лежат незаконченные изображения лиц, дорисуйте, пожалуйста, их так чтобы они соответствовали следующим предложениям:
-Бабушка пришла из магазина усталая и грустная.
-Она увидела, что Антоша пропылесосил ковер и очень удивилась.
-В вазе на столе стояли цветы. Бабушка обрадовалась.
Посмотрите на экран, сравните свои рисунки. Так ли у вас получилось изобразить эмоции – грусть, удивление, радость.
Воспитатель: А теперь немного поиграем.
Хлопните в ладоши те, кто всегда приходит на помощь;
Те кто — заботится о своих близких и родных;
Хлопните те кто – равнодушен и безразличен к окружающим;
Те кто — всегда со всему делится;
Хлопните в ладоши те кто – грубит маме и бабушке;
Хлопните те кто- всегда веселый и радостный.
Воспитатель: Какие вы молодцы!
Ребята, 1 октября в нашей стране отмечали «День пожилых людей», а 28 октября россияне отметили «День бабушек и дедушек». Конец октября не случайно был выбран для праздника, ведь согласно славянской традиции в это время проводились ритуалы почитания семьи и предков. В эти особенные дни мы можем еще раз поблагодарить своих близких за заботу и порадовать их подарком, который напомнит о тех временах, когда они заботились о вас маленьких.
После нашего занятия мы с вами сходим в парк и соберем букеты из осенних листьев в подарок своим любимым бабушкам и дедушкам!
Спасибо, вам за занятие, все вы молодцы!
|