Конспект прогулки в старшей группе «Волшебница Осень»
Задачи: Показать детям многообразие красок осени. Раскрыть понятие листопад. Расширять представление о признаках осени, названий деревьев, определять цвет осенних листьев. Способствовать развитию познавательного интереса. Развитие мелкой моторики рук, тренировка и закрепление двигательных навыков. Использование технологии ТРИЗ. Прививать любовь к природе и родному краю.
Структурные компоненты прогулки:
- Наблюдения;
- Дидактические упражнения;
- Труд;
- Игровая деятельность детей.
- Подвижная игра «Листопад»
Ход прогулки:
1. Организационный момент.
В. Ребята, сегодня я хочу пригласить вас на прогулку, а какую, вы сможете узнать если внимательно послушаете и отгадаете загадку
Прошла по лугам,
По лесам, по полям,
Припасы она приготовила нам
Упрятала их в погреба, в закрома
Сказала: «За мною нагрянет зима».
Догадались, про какое время года эта загадка? (Осень.)
Правильно ребята, я приглашаю вас на осеннюю прогулку. Но сначала давайте вспомним, как надо вести себя на прогулке:
- Нельзя ломать ветки, рвать растения.
- Нельзя брать и кидать палки, камни.
- Нельзя подбирать и брать в рот посторонние предметы.
- Нельзя лазить по деревьям и заборам.
- Играть на виду у воспитателя.
Молодцы ребята. Мы вспомнили правила безопасного поведения и теперь можем начать нашу осеннюю прогулку.
Поиск «Свойства дерева»
-Давайте рассмотрим деревья.
-А как вы думаете, что было бы, если на Земле не было деревьев?
-Чем же полезно дерево?
- Качества всех деревьев одинаковые или отличаются?
- Чем могут отличаться деревья?
- Какие предметы из дерева можно назвать?
Ответы детей.
Ребята наступила осень, а как мы узнали, что она наступила? (По признакам.)
Какие признаки осени вы знаете?
- Стало холодно; — Люди одели тёплую одежду; — Птицы улетели на юг
- В полях убрали урожай; — В садах поспели яблоки; — Листья на деревьях пожелтели.
Правильно ребята, по всем этим признакам мы узнали, что наступила осень.
Беседа «Спор Солнца и ветра»
Посмотрите, солнце светит еще ярко, но уже дует холодный ветер. Мне кажется, они о чем –то спорят между собой.
Как вы думаете, о чем спорит ветер с солнцем?
Давайте оживим ветер: Какое у него настроение?
С кем он встретился по пути к нам?
А что же хочет рассказать ему солнце?
О чем их спор?
Как вы думаете, каков будет результат их спора?
А теперь давайте немного пройдёмся и посмотрим какого – же цвета осень? Посмотрите налево и скажите, какого цвета листья на этом дереве? – Они ещё зелёные.
Теперь посмотрите направо и скажите, какого цвета листья на этом дереве? (Жёлтые, золотые.) За счёт жёлтых, золотых листьев на берёзе осень называют «золотой». Давайте все вместе скажем: «Золотая осень».
Ребята, какое дерево растёт прямо перед нами? (Рябина.)
Какого цвета листья на этом дереве? (Красного.)
Какая красивая, разноцветная осень! Всю землю покрыли жёлтые, зелёные и красные листья, побродим по ним и послушаем.
Что вы слышите? Они сухие и лёгкие, шуршат под ногами.
А теперь посмотрим все наверх и понаблюдаем, может нам посчастливиться увидеть, как жёлтый листочек отрывается и, кружась в воздухе, медленно летит на землю. А если подует ветер посильнее, то много- много листьев с шуршанием полетит на землю. Послушайте, какое красивое стихотворение написал поэт М. Ивенсен:
Падают, падают листья,
В нашем саду листопад,
Жёлтые, красные листья,
По ветру вьются, летят.
Время, когда с деревьев падают листья, называется «ЛИСТОПАД». Само слово говорит за себя, листья падают.
Исследовательская деятельность.
Листья лёгкие, вот поэтому они летят на землю медленно, летят и кружатся в воздухе. Давайте проверим так ли это? Найдите себе по красивому листочку. (Каждый ребёнок называет цвет и величину своего листочка.) Сейчас мы положим листочки на ладошку и по моей команде подуем на них. Сначала посмотрите, как сделаю это я. Листочек должен находиться на уровне губ. (Следить, чтобы дети не поднимали плечи на вдохе, не надували щёки на выдохе.)
ВЫВОД: Лист летит, он лёгкий.
Сюрпризный момент.
Нам осень прислала посылку, но открыть её мы сможем, если отгадаем загадки, иначе всё что там лежит, исчезнет.
1. Пришла без красок
И без кисти
И разукрасила все листья. (Осень)
2. Падают с ветки золотые монетки. (Листья)
3. Растут — зеленеют
Упадут – пожелтеют
Полежат — почернеют. (Листья)
Мы отгадали загадки осени и теперь смело можем открыть и посмотреть, что лежит в посылке. Ой, какие красивые листочки нам осень прислала, интересно с какого они дерева?
Дидактическая игра «Узнай дерево по листочку».
Цель – закрепить названия деревьев.
Давайте посмотрим, что ещё нам прислала осень?
Бусы красные висят,
Из кустов на нас глядят.
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи. (Рябина)
Какие ягодки у рябины по цвету, форме, величине?
После прогулки мы нанижем ягодки рябины на нить, и у нас получатся очень красивые рябиновые бусы.
Ой, тут что – то ещё есть! Да тут конфеты, да не простые, а с загадками. Это ваше домашнее задание от осени. Съесть конфету и отгадать загадку.
Ребята, вам приятно было получить посылку от осени?
Давайте мы тоже сделаем что-нибудь хорошее, приятное. Я предлагаю украсить нашу песочницу осенними листьями. Но сначала нам нужно приготовить наши пальчики к работе.
Пальчиковая гимнастика «Осенние листья».
Раз, два, три, четыре, пять. (Загибают пальчики, начиная с большого.)
Будем листья собирать. (Сжимают и разжимают кулачки.)
Листья берёзы,
Листья рябины,
Листики клёна,
Листья осины,
Листики дуба мы соберём,
Маме осенний букет отнесём. ( «Шагают» пальчиками.)
Н. Нищева
Трудовая деятельность.
Сбор листьев. Уточнить с какого дерева, и какого цвета листья собрали дети.
Упражнение «Составь узор».
Дети украшают бордюр песочницы листьями, чередуя их по цвету.
Подвижная игра «Листопад».
Ход игры:
Дети выбирают себе листочек и называют, какой лист они выбрали по величине и по цвету.
Дети бегают, взмахивают руками:
Листопад! Листопад!
Листья по ветру летят!
Кружатся красивые жёлтые листочки. (Действия выполняют дети с жёлтыми листочками.)
Кружатся красивые красные листочки.
Покружились и уселись все на землю. Сели! Уселись и замерли.
Прилетел лёгкий ветерок, подул (дуют).
Поднялись листья и разлетелись в разные стороны (дети разбежались по площадке).
Закружились, закружились!
Листопад! Листопад!
Листья по ветру летят.
А теперь все листочки бегите ко мне.
Ребята, наша прогулка подошла к концу. Теперь вы знаете, почему осень называют жёлтой, золотой? (Ответы детей.)
- Что такое листопад?
- Что понравилось и что запомнилось вам на нашей прогулке?
Молодцы ребята, вы все сегодня хорошо отвечали, работали. В память о нашей осенней прогулке давайте сфотографируемся.
|