Проект «Откуда свет к нам в дом пришел?» для старшего дошкольного возраста
Руководители проекта педагоги группы «Пчёлки»:
- Карнаева Е.А
- Зайцева И.Ю
- Старовойтова Е.А
Вырица 2018 г. МБДОУ «Детский сад № 50 комбинированного вида»
Тип и вид проекта: познавательно-исследовательский, творческий, групповой.
Продолжительность: краткосрочный.
Скачать конспект
Сроки реализации: две недели.
Участники проекта: воспитанники старшего дошкольного возраста, педагоги, родители.
Актуальность.
Самые ценные и прочные знания добываются человеком самостоятельно. Мы часто недооцениваем значимость исследовательской деятельности ребенка. Обучая детей навыкам, взрослые часто лишают их возможности сделать собственное открытие. От современного образования в контексте ФГОС требуется целенаправленная работа по развитию исследовательских способностей, специально организованное обучение воспитанников умениям и навыкам исследовательского поиска, подготовка к исследовательской деятельности.
Цель проекта: узнать, что такое электричество, как с ним обращаться и экономно использовать.
Задачи:
- расширить знания воспитанников об электричестве, электроприборах, о пользе и опасности электричества; о правилах пользования им; об истории возникновения осветительных приборов.
- обогащать, уточнять и активизировать словарный запас по теме; развивать грамматический строй языка; работать над слоговой структурой слов; формировать связную речь.
- способствовать развитию интереса воспитанников к исследованиям и экспериментам.
- развивать мыслительную деятельность, внимание, воображение, память, мелкую моторику (аппликация, рисование, конструирование).
- воспитывать элементарные навыки безопасного поведения в быту при обращении с электроприборами.
Этапы реализации проекта.
Подготовительный.
- Выбор темы проекта.
- Подбор иллюстраций, наглядных пособий и оборудования, материала для памяток по энергосбережению.
- Изучение методической и познавательной литературы для подготовки к совместной деятельности (подвижные, дидактические игры, беседы).
- Беседы с родителями о проведении проекта.
Основной этап.
Познавательное и социально-коммуникативное развитие.
Беседы: «Как люди раньше освещали свои жилища?», «Откуда к нам приходит электричество?», «Электричество опасно!», беседа с электриком детского сада
Экскурсии: в электрощитовую, в прачечную (наблюдение за работой сотрудника прачечной, какие электроприборы использует в работе)
Показ электроинструментов и рассказ об их использовании (рабочий д/с Cтепанов А.В.)
Просмотр презентаций и обучающих мультфильмов: «История возникновения электричества», «Волшебное электричество», «Бытовые электроприборы», «Электрический ток», «Как включается свет?» (приключение Искорки и её друзей), «Хотим всё знать» (24 серия. Электричество).
Дидактические игры: «Как к нам лампа в дом пришла», «Можно –нельзя»,
«Собери картинку», «Будь внимателен», «Чего не стало?».
Экспериментирование (с использованием детской цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии»): «Есть ли электрический ток в овощах и фруктах?», «Создаём электричество с помощью динамо-машины».
Сюжетно – ролевые игры: «Магазин электроприборов» (фонари и лампы), «Мы-электрики», «Магазин бытовой техники» (оборудование: карточки с изображением бытовой техники).
Речевое развитие.
Разучиваниеи составление загадок об электроприборах.
Беседы: «Электроприборы- наши помощники»; «Что такое электричество?».
Речевые игры: «Один – много», «Назови ласково», «что изменилось?», «Закончи предложение», «Скажи со словом "нет"», «Посчитай», «Какое слово отличается от других?», «Что лишнее?», «Скажи наоборот», «Кухонные помощники», «Незнайкины ошибки», «Если не работает…?».
Составление описательного рассказа с опорой на мнемотаблицу «Расскажи об электроприборе».
Художественно-эстетическое развитие.
Чтение: И. Ревю «Электричество -мой друг», «Уроки безопасности», стихотворения О. Емельянова «Что включается в розетку?», А. Валевский «Электричество».
Аппликация «Лампа накаливания, лампа энергосберегающая».
Рисование: «Фонари в городском парке», «Лампа на столе», «Электроприборы- наши помощники».
Конструирование «Фонарики».
Физическое развитие.
Подвижные игры: «Электрический ток- мощный поток», «Электрическая цепь».
Физкультминутка: «Ток бежит по проводам».
Работа с родителями.
- Оформление памяток для родителей об экономном использовании электроэнергии.
- Раздача родителям памяток «Давайте будем экономными».
- Информация для родителей «Безопасное обращение с электричеством взрослых и детей».
- Творческое задание: знакомство с электроприборами дома, фотографии с ними и составление описательного рассказа.
Заключительный этап
- Развлечение «Волшебное электричество».
- Организация выставки «От лучины до лампочки».
- Выпуск стенгазеты.
Анализ результатов проекта.
В ходе реализации проекта:
- воспитанники были увлечены различными видами деятельности по теме, развивали свои творческие способности;
- усовершенствовали умения осуществлять экспериментальную деятельность, устанавливать причинно-следственные связи в окружающем мире;
- расширился и активизировался словарный запас;
Проводимая работа объединяла детей, родителей и педагогов.
Использованная литература.
- Голицина Н.С., Люзина С.В., Бухарова Е.Е. ОБЖ для старших дошкольников. Система работы. М.: Скрипторий, 2013.
- Дыбина О.Б. Что было до…Игры-путешествия в прошлое предметов. М.: Сфера, 2010.
- Журавлева В.Н. Проектная деятельность старших дошкольников. М.: Учитель, 2011.
- Нуждина Т.Д. Мир вещей. Энциклопедия для малышей. Чудо — всюду. Ярославль: Академия развития, 1998.
- Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ. Конспекты занятий в разных возрастных группах. Составитель Нищева Н.В. СПб.: Детство – Пресс, 2017.
- Тугушева Г. П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность среднего и старшего дошкольного возраста. СПб.: Детство – Пресс, 2008.
- Шутяева Е. А. Наураша в стране Наурандии. Цифровая лаборатория для дошкольников и младших школьников. М.: Ювента, 2016.
|