Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Абакана «Детский сад «Варенька»
Возрастная группа: подготовительная к школе группа общеразвивающей направленности
Ф.И. О., должность автора: Воронович Юлия Викторовна, воспитатель первой квалификационной категории МБДОУ «Д/с «Варенька»
Цель: создание социальной ситуации развития детей в процессе опытно-экспериментальной деятельности «Такое разное электричество».
Задачи:
- Создать условия для развития представлений об электричестве, причине возникновения и проявления статического электричества (познавательное развитие);
- Создать условия для развития у детей любознательности, умения рассуждать, сравнивать, устанавливать причинно – следственные связи (познавательное развитие)
- Создать условия для пополнения словаря детей (природное электричество, статическое электричество)
- Создать условия для побуждения детей к речевой активности (речевое развитие);
- Способствовать развитию навыков взаимодействия в коллективе (социально-коммуникативное развитие);
Организация детских видов деятельностей:
- Общение ребенка со взрослым;
- Общение ребенка со сверстниками;
- Познавательно-исследовательская деятельность (практическая деятельность)
Форма: фронтальная, индивидуальная
Оборудование: фрагмент мультфильма из серии «Притягательный Лунтик», ноутбук, проектор, воздушные шарики по количеству детей, кусочки шерстяной ткани, кусочек меха, пластмассовые линейки, пластмассовые ручки, пластмассовые расчески, бумажное конфетти, кусочки газеты, пенопластовые шарики, фольга, геркулес, соль, вата, манка, чай, демонстрационные картинки (электроприборы, молния, скат, троллейбус, электростанция), схемы для проведения опытов, карточки для фиксирования результатов
Ход образовательной деятельности
Этап образовательной деятельности
|
Организация рабочего пространства
|
Деятельность взрослого
|
Деятельность детей
|
Психолого-педагогические условия/ Условия социальной ситуации развития
|
Вводная часть (организационный и мотивационный этап)
|
Показ нарезки из мультфильма «Притягательный Лунтик» на мультимедийном устройстве
|
- Ребята, сегодня утром я получила видеописьмо по электронной почте от Лунтика. Предлагаю посмотреть? Согласны?
|
Ответы детей
Смотрят видео
|
Условия для мотивации
|
|
- Ребята, что случилось у Лунтика? Почему к нему липнут вещи? Он устал от них убегать с утра... Хотите разобраться и помочь Лунтику избавиться от этого явления?
|
Дети выдвигают гипотезы
|
Условия для развития мыслительной деятельности детей, обращения к опыту
|
На экране изображения (электроприборы, молния, троллейбус, электростанция, скат)
|
Как мы можем об этом узнать? А кто занимается наукой? (Ученый). Где работает ученый? (в лаборатории). Хотите побыть учеными, работающими в лаборатории?
Что объединяет все эти изображения?
- Ребята, а что бы было, если бы не было электричества?
- Действительно! Электричество играет огромную роль в нашей жизни.
- А что вы знаете об электричестве?
- Откуда оно берется, знаете?
-А как вы думаете, как электрический ток приходит к нам в дом?
- Рождается электричество на электростанциях. В каждый дом электричество приходит по проводам. Бежит по проводам и в квартиры наши и заставляет работать электроприборы. Он напоминает реку, в которой купаются маленькие частички - электроны. Чтобы им воспользоваться мы просто втыкаем вилку прибора в розетку. Но ощутить и увидеть мы с вами его не можем.
- Ребята, как вы думаете, в нашей группе есть электричество? По каким предметам вы можете догадаться о наличии электричества?
-Ребята, а для чего нам в нашей группе нужно электричество?
- Электричество, при помощи которого работают электроприборы - опасно для человека? (Да).
- Раз электричество опасно – надо знать правила безопасности, которые предупреждают нас, что с электричеством не шутят! Какие знаете правила обращения с электричеством?
- При неправильном обращении наши помощники и друзья могут превратиться в наших врагов.
- Но если будем соблюдать правила безопасности, то электричество всегда будет нашим другом!
- Как вы думаете, что на нашей доске делает молния и скат? (Это пример природного электричества)
|
Дети одевают халаты
Ответы детей
Высказывания детей
Рассуждения детей
Мнения детей
Предположения и рассуждения детей
Мнения детей
Ответы детей
Ответы детей
Предположения детей
|
Условия для создания хорошего настроения
Условия для выражения детьми своих мыслей.
Условия для поддержки (развития, стимулирования) речевой активности.
Условия для развития мыслительной деятельности детей, обращения к опыту
Условия для выражения детьми своих мыслей.
Условия для поддержки (развития, стимулирования) речевой активности.
Условия для развития мыслительной деятельности и познавательного интереса у детей
|
Основная часть (практическая)
Заключительная часть
(рефлексивно-оценочный этап)
|
Опыт (шары потереть об волосы и прислонить к стене)
|
- Ребята, про электричество, которое поступает в наши дома и какой это помощник мы выяснили, с природным электричеством познакомились, а что же с Лунтиком случилось? Для чего мы с вами пришли в лабораторию?
- Правильно. И сейчас мы, как настоящие ученые будем разбираться в этом вопросе с помощью опытов.
- У нас есть шары, давайте их поднесем к стене, что-то происходит?
- А теперь, давайте сделаем их волшебными, потрем об голову. Возьмите шары, потрите об волосы и поднесите их к стене.
- Что происходит с шарами?
- Почему, так произошло?
- После того, как потерли шар о волосы, там образовалось электричество. Такое электричество называют статическим. Оно появляется в результате долгого трения одного предмета о другой. Статическое электричество живет повсюду. Оно не опасно. С ним можно интересно поиграть, если его поймать в небольшом количестве. Проверим?
- У нас будет работать три лаборатории!
Значит, что нам нужно сделать?
- Подумайте, как это лучше сделать? Как разделиться?
|
Ответы детей
Предположения детей
Дети трут шары об волосы и подносят к стене
Ответы детей
Дети выдвигают гипотезы
Ответы детей
Предложение вариантов детьми
Дети высказывают свои предложения
|
Условия для мотивации
Условия для развития внимательности
Условия для поддержки (развития, стимулирования) речевой активности
Условия для развития мыслительной деятельности детей
Условия для взаимодействия детей друг с другом
Условия для развития самостоятельности и инициативы
|
1 лаборатория кусочки шерстяной ткани+линейки,
2 лаборатория расчески,
3 лаборатория – кусочек меха+ручки.
На отдельном столе лежат предметы: бумажное конфетти, кусочки газеты, пенопластовые шарики, фольга, геркулес, соль, вата, манка, чай
Карточки для фиксации результатов
|
- Попробуйте поймать статическое электричество и поиграть с ним самостоятельно
- Что, произошло?
- Я предлагаю вам заполнить карту наших экспериментов.
- Теперь вы поняли из-за чего к Лунтику притягиваются вещи? Почему?
- Как оно там образовалось?
- Как же помочь Лунтику избавиться от статического электричества?
- Девочки, что мы делаем, чтобы легче расчесывать волосы? Чем пользуется мама, когда прилипает платье к ногам?
- Какой мы вывод можем сделать? Как помочь Лунтику прогнать статическое электричество?
|
Каждая подгруппа выполняет Дети выдвигают гипотезы
Дети выполняют опыт
Рассказывают друг другу, что получилось
Дети выдвигают гипотезу
Рассуждения детей
Заполняют карточки, фиксируют результат
Высказывания детей
Рассуждения детей
|
Условия для развития навыков взаимодействия
Условия для поисковой активности
Условия для проявления поисковой активности
Условия для развития самостоятельности и инициативы
Условия для развития внимания, наблюдательности, логического мышления и умения принимать общую цель идобиваться результата совместными действиями
|
|
- Наше время пребывания в Лаборатории заканчивается. Можно подвести итог?!
- О каком электричестве сегодня мы с Вами узнали, сила которого заставляет предметы липнуть?
- Что еще нового вы узнали?
- Теперь мы сможем рассказать Лунтику почему к нему прилипали предметы?
- Каким образом мы расскажем ему?
- А детям из других детских садов как мы можем рассказать о добром статическом электричестве?
- Что вам помогло справится с поиском статического электричества?
- Что было сложным, интересным?
- Что бы вы хотели ещё узнать об электричестве?
|
Ответы детей
Мнения детей
Ответы детей
Предложения детей
Высказывания детей
|
Условия для создания хорошего настроения
Условия для привлечения детей к подведению итогов, к рефлексии (самоанализу)
Условия для умения детьми оценивать результат своей деятельности
|
|