Чикунова Светлана. Знакомство дошкольников с русской народной песней

Знакомство дошкольников с русской народной песнейЗнакомство дошкольников с русской народной песней.
Ты откуда, русская, зародилась музыка? То ли в чистом поле, то ли в лесе мглистом? В радости ли? В боли? Или в птичьем свисте?
Ты скажи, откуда грусть в тебе и удаль? В чьем ты сердце билась с самого начала? Как же ты явилась? Как ты зазвучала? Прилетели утки – уронили дудки. Прилетели гуси – уронили гусли.
Их порою вешней нашли, не удивились. Ну а песня? С песней на Руси родились. (Серебряков)
В народных песнях глубоко и правдиво отразилась история русского народа с древнейших времен до наших дней. Великой мудрости, правды, красоты полны русские песни. В них вложен талант и ум многих поколений. Сочиненные неизвестными певцами, сказителями, они хранятся в памяти народа и передаются из уст в уста. Песни повествуют о покорении человеком сил природы, о героической борьбе с иноземными захватчиками, рассказывают о смелых богатырях, о народных героях. Из песен мы узнаем о жизни народа: его труде и быте, обычаях и традициях, страданиях и надеждах, мыслях и чувствах. В песнях ярко раскрываются черты русского национального характера: патриотизм и мужество, трудолюбие, любовь к родной природе.

Скачать: Знакомство дошкольников с русской народной песней (музыка, слайд 7)

Скачать: Знакомство дошкольников с русской народной песней (музыка, слайд 6)

Скачать: Знакомство дошкольников с русской народной песней (музыка к презентации)

Скачать: Знакомство дошкольников с русской народной песней (презентация)


Жизнь человека немыслима без песни. Рождаясь, ребенок слышит колыбельные, пестушки от  своей матери; подрастая, дети поют свои песенки, прибаутки, и даже сами складывают их. Труд взрослого находит отражение в трудовых и обрядовых песнях. Лирические, величальные, песни-плачи сопровождают быт народа, его будни и праздники; царская солдатчина порождает рекрутские песни;  бурные исторические и политические события рождают свои...  Многожанровость русской народной песни дает большой простор для творческого применения этого материала в практике.
О значении русского фольклора в развитии ребенка много написано и сказано. Я поделюсь с вами тем, как мы используем русское народное песенное творчество в работе с детьми.
Уже с младшего возраста мы знакомим детей с русской народной музыкой, используя детский песенный фольклор: колыбельные, пестушки,  потешки. «где же, где же наши ручки?»; «ладушки-ладошки, звонкие хлопошки»; «где же наши ушки? слушают пестушки. Где же наши глазки? глазки смотрят сказки» . Под русские народные мелодии исполняем плясочки;  учимся различать колыбельную и плясовую.
Во второй младшей группе сравниваем музыку по типу контрастного сопоставления: колыбельная – плясовая, плясовая – хороводная.    В средней группе продолжаем различать характер народных песен; учим высказываться, обогащая словарь детей прилагательными и образными выражениями. Знакомим детей с разновидностями колыбельной песни.
Колыбельные – заговоры - пожелания сна и роста, счастья и достатка «спи по ночам, расти по часам».
Колыбельные – обращения к животным и птицам с просьбой укачать ребенка «лю-ли, лю-ли, прилетайте гули»; «уж ты, котенька-коток, приди котик ночевать нашу детку покачать».
Колыбельные -  сказки - с мифологическими персонажами «ходит Сон по лавочке в голубой рубашечке» «ты усни, Угомон тебя возьми».
Устрашающие колыбельные «бай, бай придет дед Харыбай, скажет: Машу мне отдай»; «придет серенький волчок и утащит за бочок».
Колыбельные – подарки «бай качи, качи, качи в головах-то калачи, в ручках прянички, в ножках яблочки».
знакомим с  жанром частушки.
В старшей группе к перечисленному выше добавляется знакомство с календарными песнями:
закличками «дождик лей, на меня и на людей, поливай мои бобы, в лесу ягоды, грибы»; «весна, весна красная, приди весна с радостью»; «морозушка-мороз, не тяни домой за нос, не стучи, не балуй, иди окна разрисуй».
приговорками «божья коровочка, полети на облачко, принеси нам хлеба, плюшек, сушек, сладких ватрушек».
колядками «уж я сяду на порог, дай лепешку и пирог, чтобы курочки водились, чтобы свинки поросились, чтоб коровушки телились, чтоб кобылки жеребились» и
потешным фольклором:  прибаутками,  небылицами «как у  наших, у ворот муха песенки поет»; «я с комариком плясала».
дразнилками «рева-корова дай молока, сколько стоит? три пятака»
В подготовительной к школе группе происходит углубление знаний о разновидностях народных песен: хороводных, плясовых, колыбельных; знакомим с трудовыми песнями, обрядовыми календарными  и обрядовыми семейно-бытовыми. Знакомство с песней происходит  согласно народному календарю и соответствующими ему праздниками. К каждой  из групп я использую дифференцированный подход (в фольклорной группе песенный материал изучается углубленно и расширенно, в остальных более поверхностно).
Русские народные песни применяем  во всех видах музыкальной деятельности: слушаем, поем, подыгрываем на музыкальных инструментах,  используем для сопровождения плясок и хороводов. Отдельные песни очень удобны для инсценировок, т.к. имеют сюжет, развивающийся на протяжении всего произведения: «как на тоненький ледок» «как вставала я ранешенько» «вдоль по улице метелица метет» «где был Иванушка» и др. Некоторые песни используются как зачин к подвижным играм: «ходит Васька беленький» «со вьюном я хожу»
Полученные знания  используем на фольклорных развлечениях и праздниках.
Также  в работе с детьми используем современные авторские песни, написанные в народном стиле. Они становятся ярким украшением праздников и являются связью  между современностью и прошлым нашей страны.
Использование русских народных песен знакомит детей с обычаями и традициями, с прошлым нашей страны; расширяет кругозор;  обогащает духовный мир ребенка; развивает голосовые данные и певческие умения; способствует развитию речи ребенка. Русские народные песни являются незаменимым средством нравственного и гражданского воспитания подрастающего поколения.

 

Просмотров: 600
Категория: По направлениям » Для детского сада » Театр с детьми




Другие новости по теме:

  • Михайловская Светлана Владимировнайловская. НОД детей подготовительной к школе группы.“Знакомство детей с русской народной культурой'
  • Менщикова Марина Александровна. Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе по теме «Литературная викторина «В мире сказок». Знакомство с русской народной сказкой «Жихарка».
  • Салова Мария Кузьминична Кирьякова Елена Борисовна. «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры и здорового образа жизни на примере русской игры «лапта».
  • Ухалкина Вера Евгеньевна. Методическая разработка «Развитие связной речи дошкольников при использовании русской народной сказки»
  • Завьялова Татьяна Николаевна. Фольклорный досуг с элементами русской народной сказки «Как Весна Зиму поборола» для детей среднего дошкольного возраста
  • Постолова Галина Борисовна. НОД по развитию речи в младшей группе 'Рассказывание русской народной сказки 'Теремок'
  • Пугина Надежда Викторовна. Конспект НОД развитие речи во второй младшей группе: Чтение русской народной сказки «Три медведя»
  • Травникова Наталья Леонидовна. Конспекты НОД по развитию речи в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР 'Обучение пересказу русской народной сказки «Хвосты» с помощью сенсорной книги'
  • Михелева Надежда Сергеевна. Приобщение младших дошкольников к русской народной культуре
  • Русанова Людмила. ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРИОБЩЕНИЕ К РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ
  • Остапкевич Ольга Федоровна. Игра-драматизация по русской народной сказки «Коза-дереза» в подготовительной группе.
  • Кононова Оксана Викторовна. Конспект открытого занятия в средней группе по развитию речи «Чтение русской народной сказки Лисичка-сестричка и серый волк»
  • Менщикова Марина Александровна. Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе «Рассказывание русской народной сказки «Царевна – лягушка» в обработке А. Толстого»
  • Домрачева Людмила Викторовна. «Приобщение детей к русской народной культуре через устное народное творчество»
  • Богданова Светлана Сергеевна. Сообщение «Жанры устного народного творчества как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре»
  • Зубарева Наталья Юрьевна. Театрализованная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста «Приключение Карамельки и её друзей» (по мотивам русской народной сказки «Гуси – Лебеди»)
  • Кононенко Лидия Павловна. Духовно–нравственное воспитание дошкольников через формирование интереса к русской народной культуре
  • Неля Логвиненко. Конспект интегрированного занятия в средней группе «Знакомство детей с традиционной бытовой культурой русского народа»
  • Ким Татьяна Вячеславовна. Занятие для дошкольников «Нам эти песни позабыть нельзя»
  • Житихина Анна Викторовна. Проект по русской народной сказке во второй младшей группе 'Колобок'
  • Романенко Дарья Андреевна. Интегрированное занятие в период адаптации к детскому саду в 1 младшей группе по сюжету русской народной сказки «Колобок»
  • Затона Ольга Анатольевна. «ПРИОБЩЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ ПОСРЕДСТВОМ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА И ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА»
  • Романова Светлана Викторовна. Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи «Дикие животные, пересказ русской народной сказки «Лиса и кувшинчик»
  • Швецова Алиса Дмитриевна. Пьеса–сказка «Хвостатая история» по мотивам русской народной сказки «Хвосты».
  • Скуратович Виолетта Сергеевна. Конспект занятия по развитию речи для старшей группы на тему 'Игра-драматизация русской народной сказки'
  • Касимова Разиля Газизулловна. Методические подходы к воспитанию эмпатии у детей дошкольного возраста средствами русской народной сказки.
  • Числова Елена. Сценарий праздника для детей раннего возраста «Путешествие в сказку» по мотивам русской народной сказки «Репка»
  • Остраускас Марина Викторовна, Руденко Алла Анатольевна. Осенний праздник для детей средней группы По мотивам русской народной сказки «Репка»
  • Сафонова Галина Николаевна. Конспект физкультурной образовательной деятельности Степ-аэробика с элементами фитбола по мотивам русской народной сказки «Теремок» для детей средней группы
  • Ханипова Гульнара Фандасовна. Пьеса «День рожденье мухи» по мотивам сказки К. И. Чуковского «Муха-Цокотуха», русской народной сказки «Теремок», стихотворения Ю. Владимирова «Чудаки».



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь