Приобщение к чтению через знакомство с библиотекой.
Автор: Слободянская Елена Ивановна, МБДОУ детский сад № 68, г. Белгород.
Цель: Приобщить детей к культуре чтения посредством формирования у ребёнка сознательного отношения к книге и библиотеке, обучению самостоятельного выбора книг, внимательному и вдумчивому прослушиванию, а также помощь в понимании прочитанного.
Чаще всего знакомство с книгой начинается в раннем детстве: родители (бабушки или дедушки) приобщают свое чадо к красочным детским книжечкам, манящим своей яркостью и картинками. При чтении книг вслух внимание ребенка завораживает ритмичный слог стихов или же внимание к себе приковывают события, происходящие, например, в сказках.
С взрослением в жизни ребенка наступает такой момент, когда происходит знакомство с большим количеством книг, находящихся в залах детских библиотек.
Как же происходит первое знакомство ребенка с библиотекой?
Первый раз группа детского сада пришла на экскурсию в библиотеку школы № 37. С чего начать знакомство детей с «домом книг»? Куда повести их в первую очередь, где им легче всего будет адаптироваться?
Для дошкольников «родным, узнаваемым» будет место младшего школьного возраста:
- здесь на видном месте стоят книжные выставки со знакомыми картинками
- много знакомых сказок
- на стеллажах стоят и полулежат различные книги и журналы.
Все интересно. Все приковывает взгляд. Для детей этого возраста подобная окружающая среда является узнаваемой, она не пугает, а заинтересовывает и побуждает к поиску.
Хозяйка библиотеки познакомила детей с книгами, различающимися не только по внешнему виду и размеру (книги-раскладушки, книжки-малютки, музыкальные книжки, книжки-ширмы, книжки-игрушки, книжки-раскраски и др.), но самое главное по содержанию (сказки, загадки, рассказы и многое другое в стихах или прозе).
В ходе экскурсии библиотекарь обратила внимание детей на то, что в зале находится много книг, но ни одна из них не валяется, как попало, а все стоят на своем месте, около своего буквенного разделителя (по фамилии автора или же по теме) и на своей полочке.
В ходе беседы с детьми все, о чем рассказывали, по возможности разрешали брать в руки (через контакт с предметами дошкольникам легче понять и запомнить рассказ, т.к. знакомство с окружающим миром у них происходит через зрительное, слуховое, осязательное, вкусовое или обонятельное восприятие):
- показали разнообразные по форме, размеру, внешнему виду книги
- красочно оформленные иллюстрации книг
- сравнили иллюстрации разных художников к книгам одного и того же автора; Дети в непринужденной обстановке провели с пользой для себя время, их приветливо встретили, показали и рассказали много нового, но они будут знать, что еще очень много осталось неизвестного, неизведанного и неизученного в этом «доме-хранилище книг» — библиотеке. Конечно же, захочется еще сюда вернуться
Познакомив детей с библиотекой я как воспитатель, провела занятия на закрепление материала: попросила детей нарисовать библиотеку, книги и все, что им понравилось в ходе экскурсии; почитала вслух отрывки из известных любимых книг, организовала игру в «библиотеку», а также предложила детям познавательно-развлекательные игры, по детскому фольклору (загадывание-отгадывание загадок, потешки, считалки и др.)
При последующем посещении детьми библиотеки я планирую провести мини-уроки и игры по программе чтения.
|