Образовательная область: речевое развитие.
Раздел: развитие речи.
Возрастная группа: старшая группа.
Цель: формирование у детей представление о библиотеке.
Задачи:
- образовательные:
- рассказать детям о пользе библиотеки, ролью книги в жизни человека
- расширить знания о работниках библиотеки, познакомить детей с профессией библиотекарь
- активизировать речь детей (библиотека, стеллаж, читальный зал, формуляр)
- познакомить с правилами пользования книгой и др. материалами, предоставляемых библиотекой.
- развивающие:
- развивать память, внимание, мышление
- развивать интерес и желание посещать библиотеку.
- воспитательные:
- воспитывать у детей уважение к труду библиотекаря
- воспитывать бережное отношение к книгам
- воспитывать правила культурного поведения на улице и в общественных местах.
Оборудование и материалы: ИКТ (телевизор, ноутбук, презентация), книги, книги из библиотеки, формуляр, порванная книга.
Предварительная работа.
- Договориться с сотрудниками библиотеки о встрече.
- Чтение произведения С.Жупанина «Я — библиотекарь».
- Показ мультфильма о библиотеке.
- Рассматривание картины «Библиотекарь» из серии картин «Кем быть?»
Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, познавательное развитие.
Ход организованной образовательной деятельности:
Воспитатель: ребята, отгадайте загадку
Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает.
Дети: книга.
Воспитатель: скажите, а для чего нужны книги?
Дети: книги нужны, чтобы читать их. Чтобы стать грамотными. Чтобы узнать много интересного, нового.
Воспитатель: я согласна с вами, что из книг мы узнаем много нового. Книги отвечают на важные вопросы. Из книг мы узнаем о других странах, о природе, о технике. Книги помогают фантазировать. А сейчас я вам предлагаю поиграть в игру «Угадай сказку»
Игра «Угадай сказку»
Воспитатель: как называется место, где хранится много книг!
Дети: библиотека.
Воспитатель: правильно, это библиотека. Библиотека переводится как «библио» -книга, «тека» — хранилище, т.е. дом, в котором один человек или много людей собрали и хранят книги: Собрали с любовью, хранят с заботой.
Воспитатель: а у вас дома есть книги?
Дети: да.
Воспитатель: скажите, а у нас в группе есть библиотека?
Дети: да.
Воспитатель: конечно. Вот она. Книг в ней не мало, правда?
Дети: у нас много книг.
Воспитатель: а вы знаете, что это тоже библиотека, пусть и маленькая? Для чего нужна библиотека, ведь книг много в магазине?
Дети: денег много надо.
Воспитатель: правильно, не каждый человек может купить интересующую его книгу.
Воспитатель: а знаете ли вы, какие книги бывают в библиотеке?
Дети: книги бывают самые разные: веселые, грустные, юмористичные, учебные, старинные.
Воспитатель: а где хранятся книги?
Дети: книги хранятся в шкафу.
Воспитатель: есть специальные полочки, которые называются стеллажами. Повторите, пожалуйста, вместе со мной.
Дети: стеллаж.
Индивидуальные ответы.
Воспитатель: молодцы. Может вы мне, подскажете, какими бывают библиотеки?
Дети: библиотеки бывают детские.
Воспитатель: правильно. Если они находятся в школе — школьные; а если для детей- детские. Есть библиотеки для взрослых. Есть библиотеки для людей определённых профессий, то есть научные. А еще есть специально для слепых!
Воспитатель: вы скоро пойдёте в школу. Обязательно запишитесь в библиотеку. С книгой, взятой из библиотеки, как надо обращаться — очень аккуратно. Почему?
Дети: потому что книгу можно порвать, испачкать и другие не смогут её читать.
Воспитатель: правильно. Давайте с вами поиграем в игру «Можно и нельзя». Я буду читать вам стихотворение, вы внимательно слушаете и хлопаете в ладоши и говорите «ДА» если это можно делать, топаете ногой, говорите «Нет», если вы считаете, что так нельзя поступать.
Это знают все вокруг. (да)
-Книгу можно прочитать, (да)
Руками грязными листать. (нет)
-Если нравится картинка-
Рви её из серединки. (нет)
В неё закладку положи. (да)
Береги и уважай! (да)
Воспитатель: молодцы! А теперь немного отдохнем и я вам, предлагаю сделать физминутку.
Физминутка
Книгу мудрую прочтем
И гимнастику начнем.
Книгу к верху поднимаем
И страницы посчитаем,
А затем на стол кладем
И соседу отдаем.
Поменялись раз и два
Ой, упала со стола.
Разом дружно приседаем
С пола книжку поднимаем,
Чтобы мы могли опять
Книжку добрую читать.
Воспитатель: в библиотеке можно не только просто взять книгу. Там проводят интересные встречи и мероприятия с интересными людьми, проводят выставки рисунков. Есть специальная комната с компьютерами, в котором можно поиграть (электронный читальный зал), найти информацию в интернете, посмотреть видео.
А редкие экземпляры книг читать можно в читальном зале.
Воспитатель: а кто же работает в библиотеке и помогает найти нужные книги?
Дети: библиотекарь.
Воспитатель: что вы видите на картине? Чем же занимается библиотекарь?
Дети: библиотекарь дает книгу.
Воспитатель: библиотекарь выдаёт книги. Он постоянно общается с читателем, отвечает на его вопросы, советует, какую книгу прочесть. Библиотекарь рассказывает о детских писателях, их новых книгах, знакомит с последними номерами журналов для детей.
Библиотекарь устраивает красочные книжные выставки, посвящённые юбилею писателя или поэта. Эти выставки часто украшаются детскими рисунками. Библиотекари приглашают авторов известных и любимых ребятишками книг на встречу с маленькими читателями.
Воспитатель: а как находит нужную книгу библиотекарь? Вот эту книгу я взяла в настоящей библиотеке. Здесь есть номер, который состоит из цифр и букв – это шифр. По нему библиотекарь и узнает адрес книги. В библиотеке есть каталог, где хранятся карточки с названиями и шифрами всех книг. Посмотрит библиотекарь в такую карточку и найдет нужную книгу.
Воспитатель: библиотекарь на каждого читателя заводят читательскую книжку- формуляр, где записывают книги и срок, на который они выданы. Повторите вместе со мной- формуляр.
Дети: формуляр.
Воспитатель: ребята, сегодня в нашем речевом уголке я нашла вот такую книгу. Что вы о ней скажете? (Странички порваны, обложка в пятнах). Приятно читать такую книгу? Наверно, кто-то неаккуратно пользовался книгой. Как же нам поступить? Правильно, нужно книгу отремонтировать. А в библиотеке кто ремонтирует книги?
Дети: в библиотеке ремонтирует книги библиотекарь.
Воспитатель: сегодня мы с вами посмотрим все наши книги, чтобы отремонтировать их. А сейчас я вам предлагаю самим изготовить книжечки для игры в библиотеку.
Изготовление мини книжек.
Воспитатель: молодцы! У вас получились замечательные книжки для игры в игру «Библиотеку». А с какой профессией мы сегодня познакомились?
Дети: с профессией библиотекаря!
Воспитатель: какие бывают библиотеки?
Дети: детские, школьные, взрослые, научные.
Воспитатель: как нужно обращаться с книгами?
Дети: нельзя рисовать в книге, перегибать её, заворачивать страницы, нельзя брать её грязными руками, мочить книги, нельзя вырывать страницы, книги читают за столом, нужно перелистывать за уголки страницы.
|