- Акафьева Лидия Педагог – психолог
- Климова Ольга Педагог
- Мошкова Елена Сергеевна Воспитатель
ДО «Семицветик» Школа №402 им. Алии Молдагуловой г. Москва
Детская поэтесса Агния Барто — одна из самых известных и любимых читателями детских поэтов. Ее стихи известны многим, и юным читателям и взрослым. Веселые и интересные стихи Агнии Барто понятны каждому ребенку. Она имеет особый дар говорить с детьми. Поэтесса всю жизнь посвятила детям, их воспитанию и проблемам. Поэтому она в своих стихах рассказывает о таких же мальчиках и девочках, с которыми маленький читатель общается в детском саду.
Стихи Барто помогают воспитывать лучшие нравственные качества: честность, отзывчивость, трудолюбие, вежливость, любовь к природе и внимательное отношение к ней. Стихотворения Агнии Львовны Барто – это классика для детей, которая заставляет задуматься всерьез о том, как себя вести, каким человеком расти, как беречь все живое, окружающее, как относится к младшим и старшим. Стиль стихов очень лёгкий, поэтому детям нетрудно читать и запоминать их. А понятный и простой язык четверостишия интересен детям дошкольного возраста.
Скачать конспект
Высказывания современных детей о поэтессе А. Л. Барто.
«Нам очень нравятся стихи А. Барто, потому что она пишет про наши любимые игрушки. Её стихи весёлые и легко запоминаются».
«Мы с мамой всегда читаем А. Барто, её книжки очень красивые с картинками, я знаю все стихи про игрушки наизусть».
«Когда шла война, А. Барто потеряла дочку, она долго её искала и нашла через 10 лет. Она помогала мамам найти потерявшихся детей во время войны».
«Она добрая и красивая, она любит детей, мы решили узнать о ней больше».
Актуальность проекта:
Детская литература занимает особое место в жизни ребёнка. Книга – это средство всестороннего развития ребёнка. В соответствии с ФГОС восприятие художественной литературы направлено на формирование интереса и потребности в чтении книг. Данный проект даёт возможность познакомиться с творчеством Агнии Львовны Барто. Читая стихи Агнии Барто, ребёнок обязательно увидит, кому следует подражать, а на кого лучше не быть похожим. Поэтесса создает выразительные портреты детей, раскрывает глубину их переживаний, подмечая черты детской психологии. На произведениях А. Барто выросло не одно поколение детей. Осмысливая её произведения, ребенок учится жить, мыслить и оценивать свои поступки.
Проблема: слабое знание детьми творчества детских писателей, увлечение детьми компьютером, недопонимание родителями важности ознакомления детей с художественной литературой и привития любви к книге.
Тип проекта: познавательно-коммуникативный, творческий.
Вид проекта: групповой.
Продолжительность проекта: краткосрочный.
Срок реализации: один месяц
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие; речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, физическое развитие.
Участники проекта: воспитанники общеразвивающих групп от 1.5 до 7 лет, родители (законные представители) воспитанников, воспитатели группы, педагог-психолог, музыкальный руководитель.
Цель проекта:
- формирование интереса и потребности в чтении через произведения А.Л. Барто;
- формирование у детей устойчивого интереса к художественной литературе;
- активизация познавательного, речевого, художественно — эстетического развития детей старшего возраста через знакомство с произведениями детской поэтессы А. Л. Барто.
Задачи:
Обучающие:
- знакомить детей с некоторыми фактами из биографии А.Л. Барто и основными направлениями ее творчества;
- расширять кругозор дошкольников;
- обогатить представления детей об окружающем мире, отраженных в произведениях А.Л. Барто;
- учиться выразительно и артистично исполнять стихи.
Развивающие:
- развивать познавательную активность, речь, память, мышление, воображение, эмоции детей.
Воспитательные:
- прививать интерес к чтению;
- способствовать формированию умения наслаждаться художественным словом, чувствовать и понимать образный язык стихов.
Гипотеза: приобщение детей к чтению, путем развития у детей желания и стремления познавать творчество других поэтов и писателей, формированию целостной картины мира, развитию литературной речи, развитию художественного восприятия и эстетического вкуса.
Методы исследования:
- Изучение художественной литературы, информации из интернета.
- Словесные (беседа, чтение художественной литературы).
- Наглядные (демонстрации презентаций, книг, альбома о творчестве А. Барто).
- Практические (рисование, лепка, конструирование, аппликация).
- Совместная творческая деятельность педагогов, родителей и детей.
- Непосредственная образовательная деятельность 1.Познавательная беседа «Знакомство с творчеством А. Барто»;
- Чтение и рассказывание стихов из сборника А.Л. Барто «Игрушки»; знакомство с новыми произведениями.
- Подбор книг по иллюстрациям поэтессы А.Л. Барто;
- Прослушивание цикла песен О. Девочкиной «Игрушки» на стихи А.Л. Барто;
- Рисование, лепка любимых героев к стихотворениям А.Л. Барто; рассматривание иллюстраций к стихотворениям разных художников-иллюстраторов
- Инсценировка педагогами стихотворения А.Л. Барто «Медвежонок-невежа»;
Игры драматизации воспитанниками по произведениям А. Барто: «Грузовик», «Мяч», «Зайка».
7. Просмотр мультфильмов, прослушивание аудио сказок и песен по теме «Игрушки» П.И. Чайковского к стихотворениям А.Барто.
Изготовление атрибутов для инсценировки стихотворений; пригласительных на праздник родителям и младшим дошкольникам.
8. Просмотр мультимедийного материала на стихи А. Барто, мультфильмы «Ревушка», «Снегирь».
9. Прослушивание аудиоматериала на стихи поэтессы;
10. Акция: «Подари книгу»;
11. Конкурс чтецов.
2. Работа с родителями 1. Участие родителей в подготовке детей к конкурсу чтецов, конкурсу рисунков.
2. Размещение информации в родительском уголке «По страницам книг Агнии Барто».
3. Наглядная информация для родителей: «Учите стихи с удовольствием».
4. Консультация для родителей «Творчество Агнии Барто».
5. Создание стенгазеты с участием родителей (фотоотчет).
6. Создание книг: «Книжки-малышки».
3. Самостоятельная деятельность воспитанников 1. Игровая деятельность;
2. Художественная деятельность;
3. Театрализованная деятельность.
Предполагаемые результаты:
- оснащение пространственной предметно – развивающей среды в группе
- формирование разносторонних представлений о произведениях автора и бережного отношения к книгам
- приобретение детьми навыков пользования художественной литературой
- воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста
- развитие познавательного интереса, мышления и речи детей дошкольного возраста
- приобщение родителей к семейному чтению художественной литературы.
Продукты проектной деятельности:
- выставки детских рисунков и поделок по произведениям А. Барто;
- вечер театрализованных игр;
- конкурс чтецов «Знаем, любим, читаем наизусть»;
- викторина по произведениям А. Барто.
Условия реализации проекта:
- интерес детей и родителей
- интеграция со специалистами детского сада
Вот уже более 100 лет произведения Агнии Барто радуют и воспитывают многие поколения детей и даже взрослых. Дедушки и бабушки, мамы и папы, дети и внуки, учителя и повара, врачи и монтажники, президенты и программисты – все в детстве читали и учили наизусть стихи Агнии Львовны. Мероприятия, посвященные ее творчеству, могут проводиться в любое время. Ее произведения всегда актуальны и могут многому научить.
По окончанию проекта мы заметили, что:
- Дети стали более эмоциональные;
- С удовольствием слушают чтение художественной литературы, стали задавать вопросы в процессе чтения произведений;
- Дети стали воспроизводить наизусть понравившиеся им произведения.
В заключении хотелось бы отметить, что мы и дальше планируем организовывать интересные проекты в такой образовательной области, как «роль чтения в развитии личности ребенка». Наша проектная деятельность показала, что ежедневное чтение детям художественных произведений позволяет более эффективно развивать их эмоционально. Дети становятся эмоционально отзывчивыми, легче включаются в процесс общения со взрослыми и сверстниками, а также у них появляется потребность и интерес к прослушиванию художественных произведений.
Литература:
- «А. Л. Барто», А. Тюкова// журнал «Биография», февраль 2006г.
- Пахомова Н.Ю., «Метод учебного проекта в образовательном учреждении», М., «АРКТИ», 2009г.
- А.Л. Барто, Избранное. Стихи, Москва, «Планета Детства», 1999г.
|