Аносова Наталья. Формирование интереса к прочтению классических книг у детей дошкольного возраста в рамках ФГОС ДО

Формирование интереса к прочтению классических книг у детей дошкольного возраста в рамках ФГОС ДОФормирование интереса к прочтению классических книг у детей дошкольного возраста в рамках ФГОС ДО

Аносова Н.С. воспитатель МБ ДОУ д/с 34 г. Белгород, 2015

Чтение – это окошко, через которое
дети видят и познают мир и самих себя.

В.Сухомлинский

Воспитание любви ребенка к слову – это непростая и очень ответственная задача для педагога. Любовь к слову приходит к ребенку через чтение книг. В дошкольном возрасте ребенок воспринимает мир книг через прослушивание, ведь в силу возраста, ребенок не является читателем, а слушателем. Стереотип читателя у дошкольника формируется с развитием речи. Бесспорно, что стереотип, может быть сформирован негативно, неадекватно, поэтому педагог должен стать правильным проводником для ребенка в мир книги. Немаловажное значение в этом играет метод отбора книг педагогом. В первую очередь, педагог должен развивать в ребенке интерес к прочтению той или иной книги, но делая акцент на развитие основ русского языка. Для того чтобы воспитать в ребенке дошкольного возраста роль носителя русской культуры, необходимо, важное место в отборе отвести классической русской литературе.

 

Современный педагог строит свою систему воспитания дошкольников на основании Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования (ФГОС ДО), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. №1155. Методология работы с детьми дошкольного возраста в области приобщения их к чтению художественной литературы соответствует ФГОС ДО. Педагог должен обогащать детское развитие, индивидуализацию дошкольного образования, поддерживать и направлять сотрудничество детей и взрослых, поощрять инициативу детей, партнерства с семьей, учитывать возрастную адекватность.

Роль классической литературы в формировании интересов детей дошкольного возраста значительна. Классическая литература позволяет сформировать у детей дошкольного возраста основы нравственного воспитания. Сегодня к кругу классической литературы можно отнести произведения следующих русских авторов: А. Барто, А. Гайдара, С. Маршака, Н. А. Некрасова, А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, А. Толстого, А. П. Чехова, А. Усачева и др. Не стоит забывать, что произведения мировых классиков также играют немаловажную роль в духовно-нравственном воспитании ребенка. В программу чтения стоит включить произведения классиков мировой литературы, таких как: Г.Х. Андерсен, Ф.Х. Бёрнетт, Братья Гримм, Дж. Родар, Д. Харрис и др.

Для того чтобы сформировать интерес у дошкольника к прочтению классической литературы, педагогу необходимо выполнить ряд важных задач.

Первая задача заключается в зарождении интереса. Благодаря процессу поиска положительного героя произведения, ребенок будет заинтересован в прочтении книги. Именно в этом поиске дошкольник дает характеристику всем героям произведения, он выделяет добро и зло, тем самым развивает свое логическое мышление.

Вторая задача состоит в том, чтобы ребенок самостоятельно пытался пересказывать произведение. Пересказ произведения улучшает память, а так же усиливает качество речи.

К третьей задаче можно отнести поощрение. Поощрение заключается в удовлетворении желания ребенка к прочтению того или иного произведения. Педагог должен поддержать желание ребенка прочитать произведение, просмотреть картинки, обсудить героев, выслушать мысли ребенка по поводу прочитанного, похвалив ребенка за инициативу, педагог побудит его к повторному прочтению произведения.

В четвертых, педагог должен воспитать в ребенке чувство отзывчивости. Отзывчивость заключается в чувстве сопереживания. Ребенок должен сопереживать бедам героев, отзываться эмоционально на происходящее в произведении, добро или несправедливость. Он должен показывать с помощью эмоций свое отношение к прочитанному.

К пятой задаче необходимо отнести инсценированность. Проявление отзывчивости к произведению, вызывает у ребенка чувство инсценирования. Благодаря проявлению чувств, ребенок пытается воспроизвести эмоции за счет внешних проявлений и действий. Здесь педагог должен поддержать его в таком проявлении эмоций, это поможет ребенку дошкольного возраста в сочинении собственных историй, развитию фантазии.

На практике вышеуказанные пять задач педагогу можно реализовать с помощью следующих приемов: словесных, технических и наглядно-образных. Сегодня указанные приемы позволяют педагогу привить интерес к классической литературе детей дошкольного возраста, учитывая всю специфику их развития и восприятия информации. Каждый способ уникален и универсален. Эти способы позволяют найти подход почти к каждому ребенку.

Словесный способ, можно сказать, первоочередный. К нему относится: чтение, игра-беседа, сочинение. Как показывает современная практика, дети активно усваивают информацию в форме игры. Предпочтительно педагогу сделать акцент на игровые способы приобщения ребенка к чтению классической литературы. В форме игры активно будет реализована задача поощрения, которая пробудит в ребенке желание к восприятию и изучению произведения.

В век высоких технологий технический способ является универсальным средством воспроизведения информации предназначенной для детей. Дошкольник может просмотреть прочитанные рассказы и сказки, что позволяет ему сопоставить собственное представление с мультиком, аудиозаписью, песней или стихом.

Иллюстрации и репродукции, наглядно — дидактический материал, игровые атрибуты представляют следующую группу наглядно-образных приемов. Благодаря этой группе приемов, ребенок, к примеру, может воспроизвести свое представление о прочитанной сказке с помощью иллюстрации. Его представление не только о героях книги, но и о внешнем мире проявятся в виде рисунка. Если с помощью обсуждения ребенок не проявил свою заинтересованность, то с помощью рисунка он может показать очень много, в первую очередь умение изобразить произведение на листке бумаги, стать автором, негласно приобщиться к прочтению материала, развить фантазию.

Стоит отметить, что приобщение к классической литературе дошкольника не заканчивается в государственном учреждении, оно должно продолжаться дома. Педагог должен провести с родителями беседу, лекцию или консультацию о пользе классической литературы для развития ребенка, дать соответствующий материал, список литературы, сделать акцент на литературе, которая заинтересовала их ребенка, рассказать о пользе взаимодействия родителей и детей в совместном чтении произведений.

Педагог несет огромную личную ответственность за воспитание и развитие детей. Он не должен упускать важных моментов, которые непосредственно направлены на развитие личности ребенка. Не забывайте, чтобы научить ребенка любить читать, необходимо самим любить читать, наслаждаться чтением, цитируйте детям любимых авторов, читайте со своим ребенком, обсуждайте прочитанное и тогда совместно с педагогом Вы вырастите достойного гражданина страны, с правильными приоритетами и нравственными устоями.

Просмотров: 566
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Бирюкова Маргарита Ивановна. Родительское собрание в старшей группе «Что должен знать и уметь ребенок дошкольного возраста (5-6 лет).»
  • Главный Редактор. Должен ли быть ребенок послушным или как сохранить его любовь?
  • Тетерина Анастасия Николаевна, Коваленко Оксана Викторовна. Развитие познавательной сферы ребенка старшего дошкольного возраста с помощью осенней тематики.
  • Главный Редактор. 50 вопросов на которые должен отвечать ребенок перед поступлению в школу
  • Екатерина Киракосян. Работа с семьей в центре игровой поддержки ребенка как возможность укрепления взаимодействия в диаде ребенок раннего возраста-значимый взрослый в рамках подходов отечественной культурно-исторической психологии
  • Салихова Айгуль Сабирьяновна. Презентация «Консультация для родителей «Развитие речи детей дошкольного возраста средствами художественной литературы»
  • Арышева Наталья Тимофеевна. Развитие сценического творчества у воспитанников путем создания единого пространства ребенок-педагог-родитель
  • Редактор. Что должен уметь делать ребенок в 3–4 месяца?
  • Главный Редактор. Сколько должен спать ребенок
  • Терекбаева Альфия Мурзалиевна. Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы.
  • Нечаева Ярославна Михайловна. Буклет 'Что должен знать ребенок 4-5 лет?'
  • Алла Ивановна Будякова. Роль эмоций в развитии речи детей раннего возраста в условиях Дома ребенка»
  • Ковина Юлия Викторовна. Родитель — ребенок — педагог
  • Бетко Юлия Валерьевна. Влияние художественной литературы на развитие словаря детей дошкольного возраста
  • Приказчикова Наталия Валентиновна. Проект в рамках экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста «Чтобы ёлку не рубить, ёлку можно смастерить».
  • Замуруева Лариса Викторовна. Формирование творческой личности ребенка дошкольного возраста через театрализованную деятельность в ДОУ.
  • Сахарова. ФОРМИРОВАНИЕ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР 3 УРОВНЯ С ПОМОЩЬЮ МНЕМОТЕХНИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ
  • Шуршилина Елена Владимировна. Роль игры в жизни ребенка дошкольного возраста.
  • Тищенко Татьяна Дмитриевна. Консультация психолога для родителей «Словесные способы поощрения и поддержки ребенка дошкольного возраста»
  • Гулау Светлана Михайловна. Конспект родительского собрания для средней группы «Что должен знать и уметь ребенок 4 – 5 лет»
  • Оксана. Психологическое значение подражательных игровых действий ребенка. Влияние семейного застолья на развитие, воспитание и социализацию ребенка
  • Назаренко Елена Васильевна. Влияние чтения художественной литературы на детей старшего дошкольного возраста.
  • Аносова Елена Петровна. ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ЧТЕНИЮ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОГРАММЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н.Е. Веракса
  • Алехина Наталья Геннадьевна. Использование художественной литературы в формировании культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.
  • Петрова Екатерина Георгиевна. Использование художественной литературы в формировании образа семьи у детей дошкольного возраста
  • Дмитриева Надежда Михайловна. Роль эстетического воспитания ребенка дошкольного возраста и его отражение в авторских сказках Дмитриевой Н.М (Доры Люкс)
  • Гришкова Вера Васильевна. Конкурс педагогического мастерства «Педагог – это не профессия, педагог – это призвание…»
  • Наталья Николаевна Хурс. Безопасность ребенка в ДОУ детей старшего дошкольного возраста с 5 до 7 лет
  • Фукалова Ирина Александровна. Педагогическая статья «Развитие социальных качеств личности ребенка дошкольного возраста»
  • Отвечалина Ольга Борисовна. Роль родителя в половозрастной идентификации ребенка дошкольного возраста



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь