|
Бессознательное: взгляд психолога, психоаналитика и философа. Различия.Автор статьи: Лебедько Владислав Евгеньевич
Часто начинающие (а иногда и имеющие солидный стаж) психологи, теоретически признавая ведущую роль бессознательного в жизни субъекта, тем не менее, в практической работе забывают об этом. Самый распространенный случай такой забывчивости - психолог воспринимает запрос пациента и его слова за "чистую монету" и начинает всеми способоми пытаться удовлетворить пациента именно в том, что тот выражает словами. При этом напрочь забывается то, что в подавляющем большинстве (если не в 100%) случаев - произносимые на сеансе слова, это лишь рационализация более глубинных мотивов, которые не осознаются. Такая работа поверхностна и является, с точки зрения психоанализа (в его самых различных вариантах), если выражаться метафорически, чем-то вроде замазывания штукатуркой трещин здания, которое начинает разрушаться. Иные говорят о бессознательном, считают, что даже работают с этим содержанием - при этом дальше регистра Воображаемого дело не идет, как будто доступ к драме желания и вытеснения тождественен простому обращению к правополушарному восприятию. Мне приходилось встречать расхожие мнения от психологов, сводящиеся к тому, что мышление, речь и все, что связано с левым полушарием - это, дескать, - сознание, а вот образы и все связанное с правым полушарием - бессознательное. Большей нелепицы трудно себе представить, особенно, когда это слышишь от психолога. О Фрейдовской версии бессознательного многие специалисты, похоже, тоже читали только "желтую прессу" и ее интерпретации)), и тезис о сексуированности бессознательного зачастую понимается в таком "бульварном" контексте, где Фрейд предстает чуть ли не зачинщиком некой оргии)), хотя Фрейд как раз утверждал, что основной движущей силой бессознательного является не сексуальное желание (и тем более, не перверсии), а как раз запрет и табу. Более того, бессознательное (уже в современных интерпретациях психоанализа, после Лакана - Деррида, Делеза и Гваттари, Фуко, Бадью и др.) не только сексуировано, но и политизировано. Бессознательное не является только лишь продуктом вытеснения драмы семейного треугольника (и даже многоугольника), - его сейчас невозможно рассматривать в отрыве от социально-политической ситуации, в отрыве от исторического контекста, от мифологии, от литературной классики, от культурного наследия, - более того, от современных текстов и продуктов культуры, политики, социальных процессов. Упускать все эти многочисленные факторы - значит избегать сколько-нибудь серьезной работы.
С конца декабря 2012 года начался новый курс лекций-вебинаров «Феноменология Души – 2». На вебинарах можно присутствовать он-лайн (подключение по предварительной заявке) или слушать в записях (тоже по заявке – записи в открытом доступе выкладываться в Интернет не будут). Лекции полностью связаны с темой «Вестника бессознательного» – это калейдоскоп феноменов души с точки зрения психоанализа, культурологии, философии, мифологии, литературы, сновидений, терапевтических случаев и жизненных ситуаций, социально-политических явлений и многого другого. Первый вебинар был посвящен теме "Жизнь как подвиг". Его можно прослушать в записи.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|