|
Работа психолога и гештальт-терапевта со сновидениями.Автор статьи: Пащенко Дмитрий Александрович
.Пащенко Дмитрий, Щербанева Наталья
Мы спим примерно треть своей жизни. Сновидение – это универсальное человеческое переживание, естественная часть психической жизни каждого человека. Хотя некоторые из нас считают, что они не видят снов, все же они, скорее, просто не помнят их. Очень часто, просыпаясь, мы долго остаемся во власти запечатленных в памяти странных, причудливых, а порой пугающих образов, картин или событий, пережитых во сне. Многие из сновидящих задаются вопросом: что же означают эти невероятные события, образы, картины? Интерес к проблеме сна существует столько, сколько существует человек Во времена, которые мы могли бы назвать преднаучными, люди не затруднялись в объяснении сновидения. Вспоминая его по пробуждении, они смотрели на него как на хорошее или дурное предзнаменование со стороны высших божественных или демонических сил. Были в городах (да и в истории тоже) личности, которые умело разгадывали сновидения и предсказывали, что ждет обладателя этого сновидения. Иногда сновидение расшифровывалось настолько точно, что входило порой в истории, например у персов, греков, египтян. Интересно, что в некоторых странах счастливое сновидение считалось ценностью и его можно было продать. С расцветом естественнонаучного мышления вся эта остроумная мифология превратилась в психологию, и в настоящее время лишь весьма немногие из образованных людей сомневаются в том, что сновидение является продуктом психической деятельности самого видящего сон. Вообще сновидение - это душевная жизнь во время сна. Превращение скрытых мыслей сновидения в явное его содержание заслуживает полного внимания как первый пример перехода одного способа выражения психического материала в другой: из способа выражения, понятного нам без всяких объяснений, в такой способ, который становится понятным лишь с трудом и при наличии определенных указаний. Еще в глубокой древности сновидениям придавали особое значение, что отразилось в многочисленных историях, мифах и сказках. С давних времен сны считались источником вдохновения тайной и посланием. Изучение сновидений с научной точки зрения началось лишь в XX в. До Фрейда (Freud S.) крупные исследования проблемы сновидений проводили (на это, в частности, указывает В. М. Лейбин, 1990) Шуберт (Schubert G., 1814, «Символизм сновидений») и Шернер (Scherner R., 1861, «Работа сновидений»). В физиологических концепциях отмечалось, что все особенности сновидений вытекают из хаотической деятельности мозга, погруженного в сон и реагирующего в этом нейродинамическом состоянии на различные внешние и внутренние раздражители. Психологические теории объясняли сновидения как продолжение дневной психической деятельности во время сна вплоть до трактовки сновидений как освобождения души от оков чувственного мира, из-под гнета внешней природы. Особое значение в изучении сновидений приобрела известная книга Фрейда «Толкование сновидений» (1900), в которой он впервые изложил целостную научную теорию возникновения сновидений, их биологическую, психологическую и социальную сущность. Фрейд раскрыл адаптивный смысл биологической функции сна для человека как способа восстановления психического равновесия через катарсическое действие сновидений, способствующих разрядке нереализованных и аффективно заряженных желаний, заменяющих действие. Психоанализ, в отличие от искусства толкования сновидений в древности, не сосредоточен на предвидении будущего, а стремится раскрыть прошлое с целью более глубокого понимания проблем человека в настоящем. На основе онтогенетического подхода Фрейд вначале сосредоточил внимание на анализе сновидений ребенка как более доступных и простых. В результате их изучения он пришел к выводу о том, что «сновидение — это как бы неизжитое желание». В отличие от психоанализа, в гештальт-терапии сновидения не интерпретируются — они «проигрываются» и используются для интеграции личности. Перлз (Perls F.S.) считал, что различные части сна являются фрагментами личности. Для того чтобы достичь интеграции, необходимо их совместить, снова признать своими эти спроецированные, отчужденные части личности и скрытые тенденции, которые проявляются в сновидении. С помощью проигрывания объектов сна, отдельных его фрагментов может быть обнаружено содержание сновидения через его переживание, а не посредством анализа. Каждый элемент сновидения рассматривается как потенциальный источник содержания, связанного с определенным аспектом реального существования пациента. Сущность работы над сновидением состоит в оценке его как актуального, а не прошедшего, явления и как формы действия, а не основы для интерпретации. Поскольку идентификация представляет собой противоположность отчуждению, отождествление с отдельными элементами сновидения благоприятствует наиболее полному контакту с отделившимися фрагментами собственной личности, способствует их ассимиляции и, таким образом, приводит к росту интеграции личности. Таким образом, различия в понимании сновидений представителями разных направлений доказывают сложность и многосторонность этого удивительного феномена человеческой психики, необходимость дальнейшего его изучения и раскрытия возможностей использования в психотерапии. (Б. Д. Карвасарский, 2000.). Директор Московского гештальт-института Хломов Д.Н. в одной из своих статей по гештальттерапии указывает, что Перлз достиг славы в последние калифорнийские годы жизни именно благодаря своему подходу к работе со сновидениями. Он рассматривал тогда различные элементы сна как проекцию отдельных частей личности сновидца. Речь шла об обнаружении “экзистенциального послания”, с которым спящий обращается к самому себе, например, через импровизированные диалоги между различными элементами сна как одушевленными, так и неодушевленными. Для этого субъекту предлагалось последовательно идентифицировать себя с разными элементами сна таким образом, чтобы присвоить обратно свои проекции. Во сне может вскрываться один из важных тупиков, который стремится разрешить невротик (Perls, 1969). Сон анализируется в контексте, который в свою очередь является контекстом терапии; подчеркивается тот факт, что личный сон рассказан данному терапевту в данный момент терапии. Рассказать сон своему терапевту - это значит поведать ему что-то такое, чего сам клиент не знает и не сумел бы ему рассказать по-другому. Содержание сна тогда рассматривается как построенное в основном из ретрофлексивного материала и прежде всего из ретрофлексии, возникших в течение предыдущего сеанса, которые, таким образом, пытаются проявиться сначала во сне, а потом в пересказе сна данному адресату. В практике гештальт-терапии выделяют 4 сферы работы со сновидениями (Петрова Е.) и, в зависимости от выбора стратегии терапевта, сосредотачивают внимание клиента более на одной из "сфер": 1. В контексте отношений клиент-терапевт. То есть сон, или сообщение о сне рассматривается как часть контакта между терапевтом и клиентом. И информации о сюжете и форме, (феноменологии) сновидения обсуждается как повод к контакту двух людей. "Почему именно этот сон вспоминает клиент в данный момент, как сон отражает актуальность или дефициты контакта, как проецируются отношения клиента и терапевта в этом сне и так далее". 2.В контексте отношения клиента к себе самому, к проявлению своих чувств или фантазий. 3.В контексте незавершенных действий (в социуме, в отношениях с другими людьми). 4.Как "поле" для проявления чувств и проекций отношений. В этом случае каждый образ сна (завершенная фигура) и каждый сюжетный ход в композиции сна служат формой выражения и проявления актуального чувства или желания. Это работа с внутренней феноменологией, работа со сном как с проекцией. В зависимости от выбранного направления гештальт-терапевт фокусирует внимание клиента и выбирает "техники" и методологию. С точки зрения методологии, в рамках одной сессии (эпизода сессии) терапевту стоит придерживаться одной из 4 указанных сфер работы, оставляя остальные возможности в фоне. Смешение нескольких тем в одной сессии запутывает фигуры. Алгоритм работы со сновидениями: 1 шаг. Человек излагает свой сон как историю в прошедшем времени. Терапевт записывает или запоминает сон дословно. 2 шаг. Прошедшее время заменяют на настоящее. Клиент осознает свои мысли, ощущения, чувства. 3 шаг. Живое разыгрывание сновидения. Клиент постановщик сна. Отождествляясь с разными предметами из сна клиент возвращает себе отторгнутые части. Правило: не интерпретировать, а побыть персонажем сна. Задача терапевта: побудить клиента усилить телесный компонент переживания, найти точное движение и интонацию, выразить себя от имени персонажа. Задачи гештальт-терапевта: 1) Побудить клиента контактировать с миром сновидений; со своими чувствами; с присутствующими людьми; с реальными людьми, которым адресованы какие-либо чувства. 2) Побуждать клиента говорить все тому, кому это направлено. 3) Слова «Это» и «Оно» заменять на «Я». 4) Если сон прервался внезапно, то 4 шаг. Доигрывание сна, перевод тревоги в действие, завершение ситуации. Главной задачей работы со сновидениями в группе мы считаем воссоздание эмоционального контекста сновидения, реконструкцию пласта переживания, что способствовало бы глубинному пониманию участниками своей психической реальности. В ходе групповой работы каждый участник акцентирует различные образы и переживания, создавая присущее только ему видение. Участники, повторяя, “присваивают” образы сновидения, а сновидец, в свою очередь, имеет возможность растождествиться со “сновидящим Эго”, взглянуть со стороны на те моменты, которые он оставил без внимания, получить различные варианты текста сновидения. Это также способствует новому, более “объёмному” пониманию сновидцем своего внутреннего мира, хотя в некоторых случаях требует от него определенного мужества и открытости, чтобы принять фантазии других людей по поводу его интимных переживаний. Потому так важен климат доверия, безоценочности в группе, устанавливаемый на первых порах ведущим. Роль группы как социального резонатора, “эха” внутреннего мира сновидца, репрезентирующего различные “голоса”, различные стороны его психической реальности, представляется мне очень важным, первостепенным по значимости моментом групповой работы со сновидениями. Наши группы по работе со сновидениями как и жизнь человека, проходила определенные этапы, сменяющие друг друга. Чтобы понимать происходящее в группе мы опирались в анализе на групповую динамику по К. Кочюнасу, который выделял 4 основные стадии развития группы: 1. Начальную, которой свойственны поиск и конкретизация личных целей участников, обнаружение потребностей, большая зависимость от терапевта; группа в этот период проходит стадию безопасности, участники группы предъявляли в сновидениях много растерянности, бессмысленности, непонятных снов и их деталей. Происходило это в связи с тем, что взаимоотношения в группе еще не простроены и участники не знают как с кем взаимодействовать. Наблюдался страх предъявления. 2. Переходную, на которой решаются вопросы доминирования во взаимоотношениях и возникает особенно много конфликтов как между участниками, так и с терапевтом. При этом, конфликты были не явные, а проявлялись через агрессивные или конфликтные, пугающие сновидения. Причем, когда мы их разворачивали, то обнаруживалось много подобных чувств в контексте группового взаимодействия. Особенно это обнаруживалось между разными полами при предъявлении и страхе того, как видит меня группа. Сюжеты, которые проявлялись в сновидениях участников отражали страх близости и страх привязанности. 3. Продуктивную, когда через решение конфликтов участники движутся к заботе о гармонии взаимоотношений, когда они ради сплоченности группы отказываются от некоторых индивидуальных потребностей, когда ведется глубокий и зрелый анализ самих себя и взаимных отношений. На этой стадии сны становились более откровенными, по содержанию, касались напрямую или косвенно интимных сфер участников, а в эмоциональных откликах появилось много поддержки и принятия. В групповом контексте при рассмотрении содержания сновидения и работе с ними обнаруживались потребности в интересе к другому, в обмене и наблюдалась высокая степень доверия и принятия. 4. Завершающую, на которой происходит консолидация группового опыта, оценка ее эффективности и эмоциональная подготовка к расставанию. НАЧАЛЬНАЯ СТАДИЯ На первой стадии работы группы мы столкнулись с тем, что среди основных чувств были: ·тревога участников, возникающая из-за того, что они не имеют практического опыта продуктивного участия в работе группы, в необычной ситуации, боятся раскрываться. При этом наша тревога как котерапевтов была связана с переживаниями за успех предстоящей работы, насколько мы сможем вызвать интерес к себе и теме, насколько сможем сделать атмосферу безопасно, так как сновидения – это достаточно интимная сфера жизни человека, насколько сможем помочь группе незнакомых людей, не всегда ориентированных на профессиональное развитие стать психотерапевтически продуктивной группой и при этом пройти определенную групповую динамику. Мы справлялись с этой тревогой тем, что много обращались друг к другу, много рассказывали и порой интерпретировали рассказы участников группы и блокировали раскрытие участников группы. Еще одной ошибкой на начальном этапе было то, что мы при предъявлении в шеренге сновидений сразу начинали терапию сновидца, что подавляло активность группы и вызывало скуку участников и страх. Это происходило в связи с тем, что участники понимали, что на любой рассказ о сновидении он будет под пристальным вниманием ведущих. («Опять будете копать»). · - Недоверие. Участники не чувствуют себя в безопасности среди незнакомых людей. С самого начала первой встречи нам приходилось много работать и заботиться о создании атмосферы взаимного доверия в группе. Нам удавалось это через упражнения, направленные на разворачивание участников друг на друга, на знакомства через объекты сновидений, через использование арт-технологий (рисунки, игрушки, лепка пластилином и т.д.). На начальной стадии группы лидируют более агрессивные и беспокойные участники. Хотя активность участников следует приветствовать, однако в начале работы группы необходимо приостанавливать слишком много говорящих беспокойных участников, так как они нередко могут сказать больше, чем хотели бы. Чрезмерно раскрывшийся во время первых встреч группы участник может пропустить очередную встречу или вообще покинуть группу из страха и стыда. Приходилось смягчать последствия такого неосторожного поведения – обобщать слишком личные самораскрытия, стимулировать ответные реакции других участников. Когда на первых встречах появлялся доброволец, желающий поговорить о своих сновидениях, другие участники начинали активно их обсуждать, решать, щедро раздавать советы. Чаще всего советами и ограничивается помощь. В группе такое поведение считается непродуктивно, однако нам более важны были выражаемые посредством советов интерес друг к другу и желание заботиться, помогать. На начальной стадии работы группы довольно много говорилось о людях и ситуациях вне группы. Хотя участникам это казалось важным, мы рассматривали это как стремление избежать разговора о себе, своих проблемах и чувствах. В сюжетах сновидений было много хаоса, непонятности (Например, одна участница группы начинает рассказ что в ночь перед приходом на группу ей снится сон в котором она подходит к пруду и видит, что он грязный и она вся в грязи, когда она начинает всматриваться в воду то замечает что рыбы наполовину объедены и вместо хвоста торчит позвоночник , а часть рыб плавают мертвыми. И она понимает что ей нужно зайти в воду и плыть на другой берег. Это вызывает много страха и тревоги.)
ПЕРЕХОДНАЯ СТАДИЯ РАБОТЫ ГРУППЫ На этой стадии мы столкнулись с усилением тревоги, страха, активизацией сопротивления, "борьбой за власть", делением участников на активных и пассивных, доминирующих и подчиняющихся и др. В связи с этим появляется больше критических высказываний, отрицательных оценок и комментариев. Кроме того возник "отсев" участников – из-за усилившегося напряжения, конфликтов и глубины тем. На этой фазе мы потеряли двоих участников. Один из снов предъявляемый на этой фазе был рассказан участником мужчиной который во сне защищал свой дом от нашествия крупных муравьев, которые лезли во все щели дома, окна и двери, и он забрался на чердак дома и стал звать на помощь своих родителей. При этом в работе и обсуждении выяснилось, что у него есть страх предъявления в группе и страх близости. Обращение к помощи родителей была явно «переносным» к ведущим группы и косвенным обращением за поддержкой. А в жизни данный участник всегда демонстрировал героизм и социальную смелость. Для этой стадии была характерна неравномерность отношений между участниками, появление подгрупп. Усилились тревога и защитные реакции. Это отражалось в вопросах и сомнениях участников. Тревога связана со страхом "впускать" других участников в свой внутренний мир. Однако попытки участников раскрыться, показать более глубокие пласты своей жизни помогли группе перейти на следующую стадию работы группы. Обсудив между собой трудности ведения мы поняли, что на этом этапе участники часто колеблются между стремлением сохранить анонимность, чувствовать себя в безопасности и желанием рисковать, открыто реагируя на других и говоря о себе. Это желание тормозят психологическая защита и сопротивление работе группы, цель которых – уменьшение тревоги. Поэтому одной из наших важнейших задач после обсуждения была выработана стратегия помочь участникам преодолеть эти барьеры, побуждать их как можно больше говорить о своих страхах, тревогах, однако осторожно, без насилия, уважая их самоопределение. Основные задачи терапевта на переходной стадии работы: Помочь участникам группы: - опознать истоки тревоги и говорить об этом; - увидеть их способы психологической защиты и сопротивления активному участию в группе и обсудить их; - выявлять конфликты в сновидческом материале и в группе и решать их; Конфликт, как и любая другая ситуация в работе группы, приобретает психотерапевтическую ценность, если является двухступенчатым процессом, т.е. когда он не только переживается, но происходит и анализ переживаемого. Терапевт должен заботиться и о направлении работы группы от одной ступени к другой, от переживания к пониманию. ПРОДУКТИВНАЯ СТАДИЯ На этой стадии происходил продуктивный анализ проблем участников и реальное изменение себя и своего поведения, исходя из предпосылки, что никто иной, а только сам участник отвечает за свою жизнь. Мы заметили, что даже на этой стадии тревога не исчезает совсем, иногда возникают негативные чувства или конфликты. Однако участники не избегают их, а открыто выражают и обсуждают возникающие в группе проблемы. Большинство участников чувствуют себя включившимися в группу; пассивные участники побуждаются был более активными; общение между большинством участников открытое; участники пытаются точно выражать то, что чувствуют, в группе обсуждаются события, происходящие "здесь и теперь", участники прямо высказывают друг другу, что думают и чувствуют. Видна готовность раскрыть наболевшее. Возникает риск и участники пробуются новые способы поведения, свободно реагируют друг на друга; не защищаются. Таким образом, важнейшими задачами ведущих группы на продуктивной стадии ее работы являются: · поощрение более глубокого самораскрытия участников; · поддержка участников, стремящихся испробовать новые способы поведения; · оказание помощи участникам в выражении и понимании скрываемых чувств. При работе мы видели, что некоторые участники уходят в себя, поскольку начинают сомневаться в истинности своего эмоционального опыта, либо их пугают интенсивные положительные или отрицательные чувства, раскрытие болезненных переживаний. На данном этапе у нас возникло ощущение увязания и застоя. После обсуждения мы связали это с разнородностью участников группы; и возможным "увязанием" в начальной или переходной стадии (когда никак не удается преодолеть барьер страхов и конфликтов); уход одного участника; остановка группы на уровне безопасного и уютного общения. ЗАВЕРШАЮЩАЯ СТАДИИ РАБОТЫ ГРУППЫ Важнейшие задачи этого этапа для нас было: обсуждение чувств, вызванных расставанием; оценка результатов работы группы; консолидация достигнутых результатов; обмен участников оценками группового опыта. На завершающем этапе работы группы нам важно было обозначить и обсудить чувства, вызванные расставанием, поскольку участники нередко избегают делать это. Мы побуждали участников открыто говорить о страхах, связанных с окончанием работы группы. Они проявлялись по-разному. Нежелание заканчивать ее выражалось в возврате к ранее обсуждаемым темам, стремление некоторых участников преждевременно закончить занятия, даже в агрессии. В этот момент предъявлялось много снов связанных с потерями близких людей и отношений. Что для нас было показателем состояния участников в этот момент. Так в сновидениях появились сюжеты снов где участники видели собственную смерть как будто со стороны, общались с людьми которые ушли из реальной жизни, снились люди из далекого детства. Сны и процесс рассказывания вызывали у участников грусть, страх, и ощущение пустоты. Снизить негативные переживания помогло то, что мы также говорили о своих чувствах и ценности для нас этой группы. В некоторые моменты мы ловили себя на том, что цепляемся за эту группу и предъявляемые сильные переживания участников вызывало желание продолжить ее в какой-либо форме: клуба, встреч, свободного отдыха. Помочь участникам группы преодолеть чувство разлуки можно, побуждая их искать поддержку и значимые отношения вне группы. При завершении мы акцентировали, что сложившаяся в группе атмосфера – взаимная близость и доверие, забота друг о друге – не случайна: ее создали сами участники. В конце работы группы они должны помнить, как это делали. Поступая подобным образом, таких результатов можно добиться и в повседневной жизни. Заканчивая работу группы, было важно оценить достигнутые результаты, т.е. назвать и конкретизировать их, а также обсудить, как участники группы намереваются воплотить в жизнь приобретенный в группе опыт. В процесс нашей работы с группой мы сами становились свидетелями своих собственных снов которые отражали не только происходящее с нами в обычной жизни но и то что происходило в группе, в том числе и отношения наши в ко-терапии. Это становилось предметом нашей рефлексии при совместном обсуждении. Каждый раз мы сталкиваемся с тем, что сновидения являются бесконечным материалом для исследования. Результаты работы в разных группах (с участниками обучающих программ, в группах студентов, педагогов- психологов, врачей и др.) помогли нам обобщить опыт и теорию в методическое пособие «Работа психолога и гештальт-терапевта со сновидениями»
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|